Содержание сайта =>> Атеизм =>> Религия и образование
Сайт «Разум или вера?», 26.06.2003, http://razumru.ru/atheism/learn/appeal01.htm
 

Информация Международной правозащитной ассамблеи, сформированная
из собственных материалов, дайджестов региональной общественной организации
«Правозащитная информация», Агентства социальной информации и других источников
mailto:assambleya@mtu-net.ru
www.human-rights.ru

КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
УГРОЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Инициативная группа «ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ»
Ю. В. Самодуров, Л. А. Пономарёв

Открытое обращение
к министру образования РФ
В. М. Филиппову

Уважаемый Владимир Михайлович!

Участники Инициативной группы «Общее действие» выражает огромную озабоченность стремлением представителей Министерства образования РФ использовать введение религиоведческих дисциплин для насаждения в общеобразовательных учреждениях идеологии, пропитанной православным клерикализмом и ксенофобией. Прежде всего, для этого уже больше года используется печально известный учебник А. В. Бородиной «Основы православной культуры» M: Покров, 2002, его модификации. Несмотря на то, что внедрение «ОПК» уже вызвало множество протестов со стороны демократических СМИ, педагогических и правозащитных организаций, учёных, священнослужителей, депутатов и высокопоставленных должностных лиц, руководящие работники системы образования с упорством, достойным лучшего применения, продолжают политику внедрения учебного пособия, в котором подросткам внушают такие не соответствующие евангельскому тексту представления, как то, что «иудеи распяли Христа», а также учат различать «сектантов», «сатанистов» и «еретиков», и сообщают, какие народы ведут себя более благородно на русской земле, а какие – менее.

Год назад учебник Бородиной получил рекомендацию Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии РПЦ, его апробировали в столичных школах структуры Московского Комитета образования, и готовили к печати в Издательском доме «Покров». Организаторов внедрения «Основ православной культуры» не остановило даже то, что учреждённый приказом Министра образования РФ № 58 от 1 июля 1999 г. Координационный совет не имеет полномочий давать рекомендации пользователям учебной литературы.

Вот оценка, которую получил учебник А. В. Бородиной «Основы православной культуры» (первое издание) со стороны экспертов и общественности:

- Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного Университета Н. В. Шабуров: «учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни… представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия… рассуждения [о еврейском народе] не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер… содержит некритическое описание чудес… где описание чуда должно продемонстрировать превосходство православных над армянами…»;

- РОО Клуб учителей «Доживём до понедельника»: «не является по содержанию и подаче сведений религиоведческим и культурологическим учебным пособием… содержит утверждения, могущие формировать у учащихся представления об изначальном превосходстве или неполноценности определенных этнических, национальных или религиозных групп, создавать предубеждения к ним…»;

- историк Церкви, священник Яков Кротов: «автор обличает религии, верования которых не разделяет… Бородина излагает даже не историю Русской Православной церкви, а российскую модификацию теории немецких романтиков… содержит пересказы средневековых легенд, не имеющих под собой фактической основы, а также некоторых современных суеверий… приучает учеников (и учителей) к некритическому восприятию различных слухов и псевдосенсаций из жёлтой прессы… взгляд [на «гостей» русского народа] противоречит и основам христианской веры… национализм «базарного типа»… классическая антисемитская тирада… не освещена история русской христианской мысли…»;

- «Объединенный комитет в защиту евреев в бывшем СССР»: «средневековые национально-религиозные представления, основанные на неприятии других вер и народов… Миллионы евреев были убиты, замучены или дискриминированы именно из-за [содержащегося в учебнике] мифа о коллективной ответственности еврейского народа за казнь Христа, а также из-за утверждений о стремлении евреев к мировому господству»;

- Военно-историческая организация «Добровольческий корпус»: «культурологический шовинизм, разрушающий Россию».

Мы считаем совершенно недопустимым, чтобы учебники, выражающие взгляды только одной из многих групп верующих, существующих в российском обществе, были внедрены, пусть и с согласия родителей в государственных школах, существующих на деньги налогоплательщиков, среди которых не только представители самых разных конфессий, но и атеисты и агностики.

Громкие протесты против клерикализации школы и скандальная репутация учебника «Основы православной культуры» должны были бы заставить Министерство образования отказаться от его насаждения. Тем более, что все разговоры о православии как религии подавляющего большинства россиян – чистая спекуляция. Число лиц, которых по данным социологических опросов и оценкам серьёзных исследователей с большей или меньшей обоснованностью можно считать православными верующими не превышает в России 4 – 9% (К. Каариайнен, Д. Фурман в книге «Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России», С-Пб. М: Летний сад, 2000).

Одно время казалось, что руководство Минобразования вняло голосу рассудка. Сперва Вы, господин министр, обещали, что преподавание православной культуры будет вестись только в рамках единого курса по истории мировых религий. Затем, видимо, чтобы отсечь школьников от знакомства с индуизмом, буддизмом, и самыми распространенными в мире христианскими направлениями (протестантизмом и католицизмом) – заговорили только о курсе «Религии России». Успокаивали, что учебник А. В. Бородиной не имеет статуса «рекомендованного».

Однако, вскоре, после того как общественность Вам поверила, были отброшены все публичные заверения о преподавании только объединенного курса по истории основных религий. Руководство Минобразования мгновенно позабыло собственные аргументы в пользу многоконфессионального учебника – и начался новый этап насаждения православной клерикализации школы. Вместо курса «Религии России» стали готовить учебник «РЕЛИГИЯ РОССИИ»!

Открытым вызовом общественности стало решение Координационного совета по взаимодействию Минобразования и Московской Патриархии РПЦ вторично рекомендовать для общеобразовательных и воскресных школ учебное пособие А. В. Бородиной «Основы православной культуры», М: Покров, 2003 (второе, обновлённое издание). Совет прошёл под сопредседательством заместителя Министра образования РФ Л. С. Гребнева и Митрополита Сергия (Солнечногорского), которые и подписали рекомендацию. Основанием для этого решения послужили:

а) «положительные экспертные заключения» богословов, священнослужителей (некоторые из которых, напомним, руководят издательским домом «Покров»), а также должностного лица – первого проректора Московского института повышения квалификации работников образования С. Б. Романова (руководитель подготовки учебника);

б) «положительный результат внедрения данного учебного пособия в Москве, Московской, Курской, Белгородской, Смоленской области и других областях России».

Какой «положительный» результат имеется в виду, в решении не сообщается, зато, как Вам хорошо известно, скандальный учебник вызвал резкую критику.

Анализ фрагментов нового учебного пособия («Сайт А. В. Бородиной» http://www.opk.orthodoxy.ru) показывает, что и в новой редакции сохранены элементы прямой агитации в пользу православия, фактически превращающие его в учебник «закона божьего», проявления религиозного национализма, антисемитизма и ксенофобии.

Это значит, что с 1 сентября новые тысячи учащихся обречены получать оценки за успешное усвоение пассажей, подобных тем, которые мы процитировали в начале письма.

Упорство, с которым в учебнике Бородиной – несмотря на все протесты – сохраняются ксенофобные утверждения, показывает их важность для идеологов «возрождения духовности».

Самое опасное заключается в том, что учебник А. В. Бородиной внушает подросткам, что национальное происхождение и религиозная принадлежность обуславливают нравственные качества человека. Именно такие представления и являются доктринальной основой шовинизма и расизма. Курс ОПК практически возвращает в современность средневековый уровень межконфессиональной полемики, легализует религиозный национализм. Внедрение этого учебника перечеркнёт все программы воспитания толерантности.

Мы считаем необходимым издание специального распоряжения министра образования РФ о недопустимости использования в качестве учебного пособия обоих изданий учебника А. В. Бородиной «Основы православной культуры», как не прошедших Федеральную экспертную комиссию по общему образованию и вызвавших обоснованную критику.

Конституция РФ запрещает возбуждение национальной и религиозной вражды и пропаганду национального и религиозного превосходства (ч. 2 статьи 28), обеспечивает правовые гарантии существования в России светского государства и не допускает превращения православия, равно, как и другой религии, в государственную идеологию (ч. 2 статья 13 и статья 14). Эти конституционные принципы не случайны. Человечество буквально выстрадало принципы веротерпимости и духовного плюрализма, равноправия и верующих, и неверующих людей.

Руководители Министерства образования не имеют права перечёркивать и подменять своими решениями основные принципы действующей Конституции.

Мы считаем, что требуется провести широкое обсуждение необычайно важного вопроса о целесообразности и допустимости приобщения государством подрастающего поколения к некоей национально-религиозной идеологии, выходящей за рамки принципов соблюдения и защиты прав человека, независящих от национальной и религиозной принадлежности учащихся. Если общество, всё же сочтёт необходимым и возможным делать это в государственных школах, потребуется ввести в Конституцию и законодательство соответствующие поправки. Однако и чиновники и общество должны полностью осознавать все последствия таких фундаментальных решений.

Речь идёт не только о светском характере образования и государства, но и об угрозе цепной реакции разнонаправленного религиозного национализма.

Мы призываем руководство Министерства образования РФ к соблюдению конституционных принципов светского, неидеологизированного характера государственной системы образования в Российской Федерации. Наилучшим выходом для решения вопроса об ознакомлении российских школьников с историей религий и религиозными догматами является создание – обязательно согласованного с главами реально действующих в РФ конфессий – единого учебного курса «История мировых религий», преподаваемого в рамках школьного курса истории.

 

Яндекс.Метрика