Содержание сайта =>> Атеизм =>> Религия и образование
Сайт «Разум или вера?», ноя. 2002 г. http://razumru.ru/atheism/learn/kevorkova.htm
 

«ГАЗЕТА» от 14.11.2002 г.,
http://www.gzt.ru/politics/2002/11/14/120025.html

Два часа православия в неделю

Надежда Кеворкова

ГАЗЕТА располагает текстом школьной программы «Православная культура», который Министерство образования РФ вчера разослало в регионы. В соответствии с ней школьники будут учиться православию на протяжении 11 лет: по часу или по два в неделю. В итоге выпускники средней школы должны овладеть вузовским курсом теологии.

Навстречу пожеланиям верующих

Вчера Минобразования разослало письмо министра Владимира Филиппова региональным органам управления образованием о «Примерном содержании предмета "Православная культура"». Этот 30-страничный документ должен стать ориентиром в вопросах содержания и организации изучения православия в начальной, средней и старшей школе.

Документ рекомендует уделять изучению нового предмета по 1 часу в начальной и по 2 часа в средней и старшей школе. Ученикам 4 – 9-х классов предлагается ознакомиться с такими темами: «История православной религии» («Тысячелетнее царство Христа»), «Православная словесность» («Священное Писание, основные редакции книг Ветхого Завета, богослужебные книги»), «Нравственная культура православия» («Нравственные последствия половой распущенности») и «Художественная культура православия» («Христианское понимание творчества, канонические формы иконографии»), «Православие – традиционная религия русского народа» («Москва – Третий Рим»). За 11 лет школьники выйдут на уровень православной конфессиональной части госстандарта профессионального высшего образования по специальности «Теология».

Чиновники Минобразования и РПЦ утверждают, что «Православная культура» – это светский, а не вероучительный предмет, который не нарушает закона о свободе совести и не требует от учащегося принадлежности ни к православной церкви, ни к какой-либо ещё. Предмет проходит (на языке Минобразования) по линии «регионального или школьного компонента» – то есть за него несёт ответственность либо сама школа, либо местные РОНО. На деле это означает, что директор школы сможет решать сам, будут ли его подопечные в течение 544 часов (или 612 часов в условиях 12-летки) изучать основы православного образа жизни. Правда, он должен принимать решение на основе желания родителей своих учеников. Но, как показывает практика, в регионах проблем со сбором подписей не возникает. Так что новый предмет легко может превратиться из факультативного в обязательный.

Свободный выбор

«Министерство не контролирует, не заказывает, не одобряет и не рекомендует учебники по основам православной культуры, – говорит специалист департамента образовательных программ и стандартов Минобразования Любовь Гармаш. – Мы были бы рады, если бы появился межконфессиональный учебник по основам религиозной культуры. Но даже проекта такого, насколько нам известно, пока нет».

В настоящее время только у мусульман налажено преподавание основ ислама в зонах компактного проживания, но под бдительным оком спецслужб, особо внимательных к исламскому образованию. Остальные конфессии либо слабо протестуют против доминирования православия, либо отмалчиваются.

На местах

Несмотря на то что письмо Минобразования совсем свежее, во многих регионах уже идёт активная работа по схожей программе. Как стало известно ГАЗЕТЕ, договоры властей с местными епархиями подписаны в 20 регионах: например, в Московской, Смоленской, Курской, Рязанской, Самарской, Белгородской, Владимирской, Омской областях. Сходные тенденции на Дальнем Востоке и в Краснодарском крае. Точных цифр по стране нет ни в Министерстве образования, ни в конфессиональных центрах.

В частности, в Смоленской области работа ведётся с начала девяностых годов. Это единственная территория РФ, где инициатива шла не от светских властей, но от самого активного в области образования архиерея РПЦ. Митрополит Кирилл (Гундяев) начал с воскресных школ, а в светские школы его преподавателей попросили прийти уже местные власти. Усилиями комитета образования и отдела религиозного образования Смоленской епархии в 172 образовательных учреждениях (школы, колледжи, вузы) факультативный курс «Основы православной культуры» изучают 5076 учащихся и студентов. В Вязьме договор о сотрудничестве заключен между средней школой № 3 и Иоанно-Предтеченским женским монастырем.

В Курске ещё в 1996 году губернатором Курской области было подписано постановление № 675 «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области», и большая часть школ города и области уже «охвачена».

В Московской области, по данным ГАЗЕТЫ, православную культуру преподают в нескольких районах, например, в Балашихинском и Мытищинском. Однако успехи Ногинского района – вне конкуренции. В 2000 – 2001 учебном году «Основы православной культуры» там преподавали в школах 43 муниципальных образований из 48 (в остальных местные священники проводили беседы со школьниками), а также в 5 детсадах. А в 2002 году предмет начали изучать уже в 47 школах около 7000 детей – это больше четверти всех школьников Ногинского района.

Президент – за

Вероятно, «Православная культура» станет ещё более популярной после неформального одобрения её президентом Путиным.

Напомним, что президент несколько раз высказывался о своём отношении к вере как частном переживании. Но о роли религии в обществе Путин высказался принципиально: «Сегодня для России важно вернуться к этому источнику (христианству. – ГАЗЕТА), в это время, когда мы вновь пытаемся найти себя и моральные устои жизни». В июне этого года президент заявил: «Что касается факультатива (по Закону Божьему. – ГАЗЕТА), то об этом можно говорить». Наконец, в конце августа в Казани Путин сформулировал свою позицию: государство должно «создавать условия для работы» религиозных организаций, чтобы «между ними и гражданами не было никакой стены», «было бы ошибкой отделять человека от Церкви», «ничего не может, кроме религии, донести до человека общечеловеческие ценности».

Заметим, что на заявления патриарха и других иерархов РПЦ о введении основ православной культуры в государственной школе ещё была некая протестная реакция: Геннадий Селезнев, Ирина Хакамада и депутаты от «Яблока» возражали против того, как «РПЦ рвётся в школы». Но на слова президента никакой реакции уже не последовало.

«Мы православные, а тебе не повезло»

Однако далеко не все разделяют точку зрения чиновников. Педагоги озабочены тем, что появление в школьной программе ещё одного полуобязательного предмета увеличит и без того немалую нагрузку на школьников.

Учительница московской школы № 1227 Татьяна Преснякова полагает, что «московские школы и так перегружены, дети учат по два иностранных, экономику, психологию, право. А факультативы зависят от денег, которые нам государство даёт».

Впрочем, на преподавание основ православия деньги может выделять не только государство, но и местные общины: определение Архиерейского собора РПЦ «О задачах Церкви в области религиозного образования» рекомендует отчислять на религиозное образование «фиксированный процент в рамках приходских и епархиальных отчислений на общецерковные нужды».

Другие высказываются ещё резче. Так, психолог, глава издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик сомневается, что преподавание «Православной культуры» действительно сможет объединить детей: «Способ, которым предполагается ввести православную культуру в школу, на деле учит детей смиряться перед правом сильного: мы, управляющие школой, мы, живущие в этой стране, православные, и нас подавляющее большинство. И если тебе так не повезло, что ты относишься к другой конфессии, – это твоя проблема. Это ещё один принцип, по которому можно разделить друг друга на «наших» и «не наших».

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика