Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество
Сайт «Разум или вера?», март 2003, http://razumru.ru/humanism/givishvili/05.htm
 

Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Глава I. КАК МЫ ДУМАЕМ И ЧУВСТВУЕМ ПООДИНОЧКЕ

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

§ 5. Духи, населяющие наши головы

▪ Обиталища духов.
▪ Представления о духах у разных народов.
▪ Возникновение науки психологии.

Некоторые люди, правда, пытаются придать смерти мистические черты. Говорят и пишут о жизни после смерти, о загробной жизни, о переселении душ и так далее. Верить или не верить во всевозможные сказки подобного рода, – дело «вкуса» и разумения каждого. Но кажется удивительным, что и сегодня, в век науки многие верят в них ничуть не менее искренне, чем наши предки из каменного века.

Вообще говоря, верующих в существование души легко понять. Земное бытие человека бывает порой исполнено такой горечи, что остается только надеяться – авось справедливость восторжествует и чудо свершится: ему воздастся хотя бы на «том свете». И когда мы теряем близких, мы утешаем себя тем, что разлука не навсегда, что рано или поздно мы вновь с ними встретимся. При этом мы как бы признаем: другого места для подобной встречи, кроме как «тот свет», нам не дано. Наконец, третьих пугает краткость земного пути. Поэтому сама мысль о бессмертии доставляет им облегчении. Увы, они не догадываются, что наградить кого-либо бессмертием, может означать – наказать его абсолютно жестоким образом. Ибо нет ничего более ужасного и безысходного, чем бесконечность, с неизбежностью чреватая бесконечными повторениями, однообразием и невыносимой скукой.

История идеи бессмертия уходит своими корнями далеко в седую древность. И произрастает она из архаичного представления о раздельном существовании «безжизненного» тела и «животворящей» души. Об этом представлении можно сказать, что оно – абсолютный чемпион и рекордсмен мира, с которым не может потягаться никакая другая идея. Ибо его возраст, похоже, ничуть не меньше, чем возраст самого человека.

Кроме того, нет и, по-видимому, никогда не было народа, который бы не был убежден в реальности существования души и духов. Английские ученые Э. Тайлор и Дж. Фрэзер установили любопытнейшие факты, касающиеся представлений о душе и духах, которые были распространены среди народов первобытной культуры. Вкратце эти представления можно свести к следующему.

Во-первых, душа есть неосязаемый и невидимый человеческий образ, сотканный из чего-то подобного пару, воздуху или тени. Она владеет волей, сознанием и материальной оболочкой (телом), в которой эта душа обитает. Она способна покидать тело и перемещаться с места на место. Очень часто душа приравнивается дыханию и служит признаком или синонимом жизни.

Во-вторых, одни думают, будто у человека только одна душа, другие – что две, третьи – четыре, четвертые – семь, а в Лаосе полагали, что тело якобы является вместилищем аж тридцати духов.

В-третьих, одни считают души нематериальными объектами, другие, напротив, убеждены, что души настолько материальны, что имеют вес от 5 до 30 грамм.

В-четвертых, признавалось повсюду, что не только люди, но и животные обладают душами. Когда первобытные охотники убивали медведя или оленя, они просили у последних прощения, или уверяли, что убили их не нарочно.

В-пятых, было время, когда искренне верили, будто души обитают также и в растениях. И когда древний земледелец замечал, например, что его рис растет плохо, он обращался к нему с заклинаниями: «О, приди, душа риса! Вернись в поле, вернись к рису!»

В-шестых, существовало поверье, что душами обладают не только люди, животные и растения, но даже и всевозможные предметы и изделия. Поэтому павших воинов, как правило, хоронили с их оружием, а покойниц – с домашней утварью. И то и другое якобы должно было поддерживать существование их владельцев в ином мире. Это суеверие породило идолопоклонство. На идола смотрели как на живое могущественное существо, способное совершать всевозможные чудеса, и с которыми полезно быть в ладу.

В-седьмых, за редким исключением признавалось, что души бессмертны. Покидая тела умерших, они, якобы, переселяются в тела новорожденных, притом не обязательно людей. Часто ими бывали животные – птицы, звери, рыбы. Это учение о переселении душ вошло важной составной частью в буддизм и в религию индийцев – брахманизм. Легенды об основателе буддизма гласят, будто перед своим последним воплощением в образе Гаутамы, он кем только ни перебывал: обезьяной, слоном, быком, змеей, рыбой, лягушкой и даже деревом. Китайцы, напротив, придерживались мнения, что духи ни в кого не переселяются. Зато они бдительно следят за поведением своих потомков, которые обязаны помнить и почитать их.

В-восьмых, по мнению первобытных людей, душа может временно отлучаться из тела, которое, тем не менее, продолжает жить. Чаще всего душа странствует во время сна. А бывает, что и постоянно пребывает вне тела своего истинного «владельца». Тем самым она, вроде бы гарантирует ему призрачное бессмертие, – вспомним историю Кощея Бессмертного.

Наконец, в-девятых, считалось само собой разумеющимся, что помимо душ или духов людей, животных и предметов существовали духи – дружественные или враждебные, добрые или злые. Этими сверхъестественными существами кишели пещеры и дупла деревьев, реки и водоемы. Мифы всех народов мира большей частью основаны на представлениях о наядах и дриадах, эльфах и гномах, кикиморах и вампирах, русалках и ведьмах. И уж, конечно, человеческое воображение не могло не одушевлять солнце и луну, ветер и гром, огонь и дождь.

Просвещенные древние греки придали суждениям о душе более утонченный и абстрактный характер. Одни из них утверждали, что душа есть то, что движет телом. Другие настаивали на том, что душа подобна шаровидным пылинкам в воздухе. Третьи полагали, будто душа есть кровь, или даже вода. Четвертые, – что душа и ум – одно и то же. Платон же взялся доказывать «доказанное» еще в каменном веке. А именно, что тело и душа отделены друг от друга, что первое смертно, а второе бессмертно, что душа способна переселяться.

Но, надо отдать ему должное – он придумал и кое-что пооригинальнее: будто знание есть припоминание того, что мы «знали еще не родившись». Но и эта экстравагантная идея оказалась не очень уж удачной. Ведь вопреки тому, что он утверждал, всякое истинно новое знание есть результат многолетних упорнейших исканий первооткрывателей, подобных Архимеду и Копернику, Ньютону и Менделееву. А некоторым и усвоение школьных знаний дается тяжким трудом. Или, если верить Платону, у них плохо с припоминанием?

Первым, кто всерьез взялся за изучение «души», был Аристотель. Он-то и положил начало науке о ней, т. е. психологии. Ибо «психе» (psyche) и есть по-гречески душа, тогда как «логос» (logos) обозначает слово, понятие, учение. Аристотель справедливо рассудил, что «душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например: при гневе, желании, вообще при ощущениях». Стало быть «все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, сострадание, а также радость, любовь и отвращение». Он даже усилил связь тела с душой, заявив, что «состояния души неотделимы от природной материи живых существ так, как неотделимы от тела отвага и страх».

Но, увы, начав за здравие, античный философ кончил за упокой. Прямо противореча самому себе, он заявил, будто душа все же отделима от тела. И когда она «покидает тело, оно распадается и сгнивает». В защиту Аристотеля, правда, следует заметить, что и две тысячи лет спустя даже такие умы как Р. Декарт и И. Кант развивали сходные мысли. И как бы там ни было, именно с Аристотеля началось размежевание между психологией как наукой и житейскими представлениями о душе. А завершилось оно официальным «разводом» только в конце ХIХ в. Тем не менее, и сегодня душа для многих остается реальностью и синонимом жизни. Недаром ведь, говоря об ее прекращении, часто употребляют выражение: «дух вон». Понятие о душе слишком глубоко вжилось в плоть и кровь культуры всех эпох и народов, чтобы делать вид, будто оно уже недостойно упоминания 1.

По-видимому, мы не сильно погрешим против истины, если скажем, что душа – это то, что древние греки называли психеей, а современные ученые – психикой, т. е. внутренним миром человека. Психика (душа) характеризуется цельностью, слитностью всех инстинктов и эмоций, воображения и ощущений. Ее высшая, собственно человеческая форма (ведь животные тоже обладают психикой) включает в себя ум, разум, рассудок, т. е. то, что относится к сознанию человека. Непосредственно психика связана с деятельностью мозга. Возможно, некоторым покажется не очень романтичным думать о мозге как о вместилище души. Может быть приятнее верить, будто храм души – сердце, и, вторя поэту, декламировать:

«И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь».

Однако с научной, а не поэтической точки зрения, которая обычно склонна выдавать желаемое за действительное, следует честно признать – душа, как ни печально, смертна, ибо не отделена от тела. Даже прежде умирает не второе, а первое. Опять-таки, вероятно, кого-то покоробит, если сказать, что душа, сознание, внутренний мир человека умирает вместе с телом, как изображение и звук в испорченном телевизоре. Впрочем, душа может быть и бессмертной, в некоторых особых случаях. Скажем, если она хорошо «потрудится» и оставит по себе благодарную память в поколениях. Иного бессмертия нам, похоже, не дано.

Темы для обсуждения

1. Каковы «свойства» души с точки зрения первобытного человека?

2. Как понимает душу современная психологическая наука?


Веру в существование духов, оживляющих людей, животных, растения, вещи и всю природу вообще, называют анимизмом (от латинского anima – душа, дух). А всевозможные «насильственные» действия над душой, совершаемые «специалистами» – магами, шаманами и колдунами, называют магией. Поэтому теорию и практику верований первобытного человека называют магией.

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

 

Яндекс.Метрика