Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество
Сайт «Разум или вера?», март 2003, http://razumru.ru/humanism/givishvili/21.htm
 

Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Глава IV. ГУМАНИЗМ И НРАВСТВЕННОСТЬ

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

§ 21. Кто есть личность?

▪ Индивид и личность.
▪ Личность в истории и в искусстве.
▪ Отличительные черты личности.

Как-то, в разгар эпопеи развенчания культа личности И. Сталина, М. Шолохов заметил в том духе, что, дескать, «культ был, но ведь была и личность». Спрашивается, можно ли согласиться с такой оценкой покойного диктатора, данной известным писателем? Миллионы жертв террора, спровоцированного тираном, нет сомнения, высказались бы категорически против. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы его сочли личностью?

Не особо задумываясь, можно было бы сказать, что главным мерилом достоинства человека как личности является нравственность. Но достаточно ли придерживаться правил морали, чтобы быть и прослыть личностью? С точки зрения гуманизма, не достаточно. Потому что он ждет от человека активной жизненной позиции. Не исключено, что Чеховский «человек в футляре» был исполнен возвышенных побуждений, к тому же, он и мухи в своей жизни не обидел. Но кто бы мог об этом прознать? Илюша Обломов – бесспорно душка, чуть ли не ангел во плоти. Да что с того, если он не только никому не помог состояться, но и сам, по бесконечной лености своей, схоронил в себе все свои благие задатки.

Вместе с тем, обладать одной только волей и целеустремленностью мало. Их важно соединять с доброжелательным отношением к людям. Алчному и беспринципному Акуле Додсону – герою одного из рассказов О?Генри, энергии было не занимать. Однако никто, будучи в здравом уме, не рискнет признать личностью того, кто, сетуя, что Боливару «не снести двоих», способен бестрепетной рукой прикончить своего компаньона по ограблению поезда, из-за того, что гнедая подельника сломала ногу.

Но бывают случаи посложней. Например, как понимать Е. Онегина? С одной стороны, про него не скажешь – безалаберный тюфяк. К тому же он не без достоинств – симпатичен, образован, не злобив и по-своему принципиален. С другой – его принципиальность всё как-то выходит окружающим боком. То она приводит к убийству его друга Ленского на дуэли, спровоцированной Онегиным же. То оборачивается двусмысленностью в отношениях с Татьяной, чью любовь он сначала оттолкнул, но которой затем упорно домогался, видимо посчитав, что адюльтер предпочтительней флирта. Тут уж вольно или невольно закрадывается мысль, что герой гениальнейшего романа в стихах – человек, пожалуй, довольно мелкий, эгоистичный и пустой.

Анекдотичен и нелеп в своем безудержном стремлении облагодетельствовать человечество один из самых популярных персонажей всей мировой художественной прозы – Дон Кихот. (Хотя как пародия и вместе с тем как ностальгия по ушедшему этот образ «печального рыцаря» гениален.) Парадоксально, но факт: бесспорно цельная, позитивная личность – редкий гость всемирной галереи литературных героев. К ряду этих «исключений из правил» можно отнести того же Робинзона, не поддавшегося отчаянию и не одичавшего в морально невыносимых условиях многолетнего одиночества. Примечателен и Шерлок Холмс, который, помогая людям добиваться справедливости, признавался, что скорее согрешит против закона, чем против своей совести. Уважения и сочувствия вызывает и бывший каторжник Жан Вальжан, чья сила духа превозмогла все обрушившиеся на него несчастья. Несомненная личность и старый художник Берман – персонаж другого рассказа О?Генри, который умер от воспаления легких, спасая жизнь соседки – молодой художницы.

Но если рыцари нравственности «без страха и упрека» (которых на уроках литературы называют положительными героями) лишь редкими тенями мелькают на страницах романов, то в реальной жизни они – и в прошлом, и сегодня – встречаются все же чаще. Именно им мы обязаны тем в современной культуре, что так высоко вознесло нас над животным существованием. Философы и изобретатели, люди науки и искусства, политические и общественные деятели – борцы за права обездоленных и униженных – именно благодаря им человек имеет право именоваться Homo sapiens. Каждый из них отличался своеобразием и неповторимостью. Свидетельством этому могут служить имена Архимеда и Ч. Дарвина, Д. Менделеева и Т. Эдисона, Перикла и Вольтера. Вместе с тем, всем им свойственны были и некие общие особенности характера и поведения, выделявшие их из общего человеческого фона. Все они – личности.

Личность – это тот, кто реализует свои творческие способности к собственному и общественному благу, руководствуясь разумом, совестью и признанием права каждого на свободу самовыражения. Кто не уклоняется от ответственности, помня о долге перед окружающими. Кто ищет свое место в жизни, не отступая перед препятствиями и не избегая честной конкуренции.

Наше время широко раздвинуло рамки видов деятельности, особо благоприятных для формирования личности. К ним, конечно же, в первую очередь следует отнести все виды законной трудовой деятельности и предпринимательства, культуру и спорт, искусство и науку, благотворительную, правозащитную и любую иную общественно полезную деятельность… В каждом из нас заложена невероятно большая гамма способностей к тому или иному доброму делу. Совершенно бесталанных людей не бывает. Главное – выявить, укрепить, развить и реализовать свои дарования.

Здесь самое время напомнить вот о чем. Сказанное относится к нашим дням. А вот во времена Пушкина разговоры о возможности каждому проявить себя как личность показались бы глупой шуткой. Потому что даже и наш поэт (как и все дворянство его поры) не мыслил своей жизни без «кормильцев» – крепостных крестьян.

Стоит ли говорить о том, что претензии последних на проявление какого-то там самоутверждения пресекались самым решительным образом? Рамки их самостоятельности были крайне узкими, и она была заведомо стесненной в силу их сословного положения. Будь у кого-либо из числа этого «одушевленного имущества» хоть семи пядей во лбу, не видать ему было сделаться самостоятельной личностью до скончания своих дней. Исключения из этого правила, конечно же, бывали (что же это за правило, в котором нет исключений?), но это были редчайшие, счастливейшие, а потому – почти невероятные случайности. Вот почему самые свободолюбивые и сильные духом из крепостных находили выход в том, чтобы бежать «на волю»: кто в казаки, кто в разбойники.

Опять-таки подобное положение вещей было свойственно не одной только России. Участь прожить жизнь серой мышкой или подневольной скотиной разделяли «низы» всех традиционных цивилизаций Старого и Нового света. Лишь один из тысячи и даже миллиона мог мечтать найти свое призвание, познать радость творчества, раскрыть свои наклонности. Да и в Европе для огромного большинства населения почти неограниченные возможности самореализации открылись только в последние два-три века. То есть после того, как начали претворяться в жизнь идеалы современного гуманизма, принципы равноправия и демократии.

Это сегодня каждый из нас может дерзать на любом поприще, пробовать свои силы в спорте и музыке, в рукоделии и строительном деле, в фермерстве и художестве, в политике и бизнесе.

Эту свободу нам дал гуманизм. Благодаря ему прежде безымянные и обезличенные «народные массы» превращаются в гражданское общество, общество свободных, ответственных и обладающих достоинством людей.

Оказывается, что, в принципе, каждый способен сам распоряжаться своей судьбой. И это замечательно. Потому что, как тонко заметил С. Лец: «Бесцветная жизнь порождает желание окрасить ее кровью». Не будь так бесцветно существование наших крестьян и пролетариев, в нашей истории было бы меньше крови. Тогда, может статься, не случились бы у нас ни Октябрьский переворот, ни гражданская война. Не познали бы мы тогда ужасов ГУЛАГа, да, пожалуй, и трагедии второй мировой войны.

Темы для обсуждения

1. По каким признакам оценивать личность?

2. Кого из известных литературных персонажей можно считать личностями?

3. Какова роль личности в истории?

4. Какова роль гуманизма в развитии личности?

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

 

Яндекс.Метрика