Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество
Сайт «Разум или вера?», март 2003, http://razumru.ru/humanism/givishvili/23.htm
 

Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Глава V. ГУМАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

§ 23. О правах женщин

▪ Права женщины в прошлом.
▪ Женщина на Востоке и на Западе.
▪ Эмансипация – революция женщин.
▪ Женский вопрос и гуманизм.

В бытность СССР всем полагалось верить в миф о матриархате (от лат. mater – мать и arche – власть). Дескать, давным-давно, в золотую пору первобытного коммунизма миром правили женщины. А затем произошел переворот, в результате которого власть захватили завистливые мужчины. После чего все пошло прахом. Основанием для этой теории, очевидно, послужило предположение о том, что наши первобытные предки не осознавали роли мужчины в воспроизведении человеческого рода. А интимные отношения между мужчинами и женщинами рода бывали довольно беспорядочными и переменчивыми. Поэтому, мол, женщина-мать и признавалась единственным надежным звеном для скрепления родичей в единую кровнородственную общину. И только когда люди перешли к земледелию и обзавелись скотом, они начали смекать, что к чему, что мужчина тоже кое-что да значит в появлении детей на свет.

Наблюдая за жизнью народов архаичных культур, этнографы пришли к заключению о неверном понимании первобытным человеком процесса деторождения. Однако те же этнографы обнаружили и другой факт. А именно: несмотря на дремучее невежество в таком важном вопросе, мужская половина тех же племен доминирует в семейно-брачных отношениях. Более того, жены сами добровольно и охотно уступают им место лидера. Объяснение этому простое: на мужчин ложится важнейшая забота о защите жизни женщин и детей. От них зависит и целостность племени. Ну и, разумеется, в этой связи мужчины мнят о себе не весть что с тех пор, как существует род человеческий.

Так что современному прекрасному полу не стоило бы завидовать доле их далеких прапрабабушек. Никогда раньше (за очень редкими исключениями) не было такого, чтобы они обладали реальной властью над обществом и мужчинами, в частности. Напротив, это они – прапрабабушки могли бы позавидовать положению своих праправнучек в современном мире. Потому что даже у так называемых дикарей женщина была существом подчиненным, часто угнетаемым и всегда бесправным.

В древности и средние века (а кое-где и сегодня) считалось, что рождение девочки если и не приносит несчастье, то не сулит и ничего хорошего. И не защитник она родительской старости, и выкуп за нее, как правило, приходилось платить. Поэтому с младенцами женского пола не церемонились: везло тем, кому оставляли жизнь. Особенно плачевной могла быть судьба молоденьких наложниц (жен) престарелого вождя или монарха. Ибо с его смертью обрывались и их юные жизни.

Чудовищный обычай отправлять на тот свет за покойником всех его жен существовал почти во всех традиционных цивилизациях Старого и Нового света. Иногда вдовы шли на самоубийство добровольно, как это практиковалось всего две-три сотни лет назад в Индии и Китае. Сходных обычаев придерживались древние германцы, славяне и даже греки.

Другая порочная традиция обращения с женщинами налагала на них обязанность заниматься проституцией. На Кипре древний обычай требовал, чтобы все женщины перед замужеством отдавались чужестранцам в святилище богини Афродиты. Вырученные таким способом деньги, естественно, ей же и жертвовались. В Вавилоне подобный ритуал совершался в храме богини Милитты, в Сирии – в храме Астарты. В древней Армении знатные семейства посвящали своих дочерей богине Анаит, у которой те «служили» до выхода замуж.

В древней Греции жизнь девочки и девушки ограничивалась стенами родительского дома. Выйдя замуж, она была обязана рожать и воспитывать детей, пока они были совсем маленькими, заниматься хозяйством, ткачеством и шитьем. На улицу она могла выйти лишь в сопровождении рабыни, скрывая лицо от взоров встречных мужчин. Положение замужней римлянки в древности было едва ли привлекательнее судьбы замужней гречанки. Считалось, что женщины не способны отдавать отчет в своих действиях и вести себя как разумные люди. Какова была участь рабынь, как в Греции, так и в Риме, можно только догадываться.

Те из свободнорожденных, кому семейная жизнь была в тягость, могли променять их на унизительную свободу проститутки. Чаще всего этим ремеслом занимались от нищеты, и жизнь их была жалкой. Но встречались среди них и женщины особого рода – гетеры. Последние должны были быть красивыми, уметь создавать настроение, поддерживать беседы, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. (На Востоке таким искусством восхищать владели японские гейши). Некоторые гетеры благодаря уму и красоте, образованию и талантам смогли даже состояться как личности в той мере, в какой позволяло их время. Они добивались известности, влияния и богатства, могли даже позволить себе чуть ли не во всех делах быть с мужчинами на равных.

Известный своей мудростью первый баснописец Эзоп был хитроумнейшим образом выставлен на посмешище и отвергнут гетерой Родопой. Тем самым она отомстила ему за предательство, совершенное им ранее. Обосновавшись в Египте, она решила по обычаю знатных египтян воздвигнуть себе усыпальницу. Она осуществила свое намерение, построив на деньги любовников роскошную и величественную пирамиду. Другая прославленная гетера Фрина, которая служила моделью еще более прославленному скульптору Праксителю, была готова восстановить на собственные деньги разрушенный македонцами родной город – Фивы. Прекрасная Лаиса украсила Коринф великолепными монументами. Несравненная Аспазия – сначала любовница, а затем жена Перикла давала уроки мудрости философу Сократу, а Леонтия – Эпикуру, Гиппарета же вдохновляла математика Евклида. Ну а знаменитая Феодора, родившаяся в семье служителя ипподрома, закончила жизнь византийской императрицей.

Античный гуманизм, следует признать, совершенно незаслуженно обошел своим вниманием женщину. Когда же на смену язычеству пришло христианство, ее и вовсе стали рассматривать как сосуд греха, из-за которого страдает все человечество, то есть мужчины. Ведь это Ева, согласно Библии, пренебрегла указанием бога – не есть запретный плод, дающий знание добра и зла. Вот и навлекла на всех своих потомков проклятье господнее – болезни и страдания, несчастья и страх перед адом.

Тут уж ожидать снисхождения прекрасной половине человечества от его сильной половины не приходилось. Напротив того, гнев господний, обрушившийся на Еву, зловещим эхом отозвался на судьбе ее праправнучек, которых стали подозревать в колдовстве, связях с нечистой силой и прочих смертных грехах. И потянулись тысячные толпы испанок, француженок и немок к эшафотам и кострам инквизиции, дабы не повадно было им – молодым, красивым и независимым, смущать плоть фанатиков веры.

Отношение к женщине смягчилось только со времени возрождения гуманистических идей. К чести европейского гуманизма следует признать, что он ушел далеко вперед в вопросе уважительного отношения к ней. Не случайно женщины сыграли заметную роль в культуре эпохи Возрождения, и самой яркой звездой среди них сияла Маргарита Наваррская. Впрочем, изменения к лучшему в положении женщины коснулись только привилегированных сословий. Простолюдинки же продолжали оставаться на положении домашних рабынь.

Когда Татьяна Ларина, признавшись няне в своих чувствах к Онегину, просит ее рассказать о своей первой любви, та отвечает:

«И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь». –
«Да как же ты венчалась, няня?» –
«Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и, наконец,
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
И вот ввели в семью чужую…»

Надо полагать, что в те времена ни у кого не шевельнулось и мысли поинтересоваться собственным мнением девочки насчет её жениха и своего будущего. Ведь это было в порядке вещей. По отношению к женщине мужчины даже гуманистического склада мышления вообще слишком долго проявляли непростительное предубеждение. Впрочем, и сами женщины редко когда решались восстать против «общественного», то есть мужского мнения. А когда восставали, заканчивалось это для них плачевно, а иногда и трагически.

Блестящий профессор философии и непорочная красавица Ипатия внушала глубокое уважение и искреннее восхищение у всей интеллигенции Александрии – тогдашнего центра античной (то есть мировой) науки. Именно поэтому она была растерзана толпой изуверов – религиозных фанатиков. Это случилось в марте 415 г. Ей не могли простить ее независимости и языческого свободомыслия. «Афина по уму, Гера по величественной осанке, Афродита по красоте» не вписывалась в ханжеские представления об умственной и нравственной неполноценности женщины.

Так что им пришлось самим отчаянно сражаться за свои человеческие, гражданские и политические права. На рубеже XIX – XX вв. на Западе даже родилось движение феминисток (от лат. femina – женщина). Оно объединило многих одаренных, энергичных и целеустремленных представительниц прекрасного пола в борьбе за свое попранное достоинство. И результат не замедлил сказаться. В Англии в 1918 г., а затем и в других странах Европы женщины добились избирательных прав. XX век и вовсе прошел под знаком уравнивания прав мужчин и женщин.

Очень заметные сдвиги произошли даже в странах с сильными религиозными традициями. Так, в некоторых странах ислама женщины получили неслыханные прежде возможности, в том числе – право избираться на должность президента. Даже в Индии – стране, известной своими религиозными и кастовыми предрассудками И. Ганди завоевала признание как серьезный общественный и политический деятель.

Главную роль в эмансипации (освобождении) женщин от домашнего рабства сыграли, бесспорно, сами женщины. Но следует признать и то, что идейным союзником и даже вдохновителем их борьбы за свои права был гуманизм. Это он, современный гуманизм, признавший безусловное равенство прав всех людей независимо от их убеждений и верований, национальности и сословий, пола и возраста поддерживал и поддерживает женское движение интеллектуально и морально. Не удивительно поэтому, что одна из активисток этого движения так сформулировала конечные цели своих соратниц: «Нам нужно освободить половину человечества, женщин, чтобы они помогли освободить другую его половину».

Темы для обсуждения

1. Обладали ли в прошлом женщины правами, превышающими или равными с мужскими?

2. Что способствовало освобождению женщин из под мужского ига?

3. Как оценивать последствия эмансипации женщин?

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

 

Яндекс.Метрика