Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество
Сайт «Разум или вера?», март 2003, http://razumru.ru/humanism/givishvili/33.htm
 

Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Глава VII. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ГУМАНИЗМА

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

§ 33. Гуманизм – движущая сила истории

▪ Источники исторического развития.
▪ Направления развития мировой цивилизации.
▪ Роль гуманизма в нравственном, духовном и материальном прогрессе.

Во Введении мы упомянули о двух ключевых свойствах гражданского общества. Мы отметили, что оно: во-первых, основано на принципах гуманизма, во-вторых, открыто для позитивных изменений и совершенствования. Чтобы лучше разобраться в смысле сказанного, обратимся к истории Пятницы.

Что и говорить – ему сказочно повезло, что на его жизненном горизонте возник Робинзон. Мы помним, что ожидало бедолагу, не случись эта встреча. Ничего хорошего не сулила ему и перспектива оказаться пленником английских, французских или мавританских пиратов. Жизнь бы ему сохранили, но рабских цепей до скончания дней ему бы не миновать. Ведь во время описываемых Дефо приключений, каждый человек был сам по себе. Это значит, к примеру, что попавший в беду мог рассчитывать только на собственные силы, удачу и, в крайнем случае, на помощь ближайших родственников или соседей.

Пятница был молод, здоров и силен. Казалось бы, ему ли было жаловаться на судьбу. Однако ж и его жизнь висела на волоске. А каково было вдовам, малолетним сиротам, больным и старикам, когда с ними поступали несправедливо? У кого могли искать они защиты? Кто вообще интересовался их положением и, тем более, мнением? В окружении Пятницы часто считалось, что слишком задержавшимся на этом свете старикам следует помогать перебраться в мир иной. А их добровольными «помощниками» нередко выступали их собственные взрослые дети. Обычай убивать своих престарелых родителей существовал, например, у массагетов (жителей Центральной Азии) – современников древнегреческого историка Геродота.

На вопрос: «Быть или не быть?» для и малолеток также ставился и решался очень просто. Как говорилось в § 22 – 24, если он касался девочек, их жизнь порой не стоила и гроша. Родители, не моргнув глазом, отправляли их к праотцам. Этот обычай существовал не только у финикийцев, но и у наиболее отсталых народов Южной Америки до завоевания ее испанцами. В ангольском племени йагов также убивали собственных новорожденных детей, потому что их воинственные папы и мамы всю жизнь проводили в набегах на соседей. А появление младенцев создавало им «не нужные» (как они считали) проблемы.

Переход к цивилизованному образу жизни несколько стабилизировал и сгладил самые острые «углы» существования человека. Разумеется, не сразу и не везде. Так, спартанцы – враги афинян и гуманистических ценностей, не изменяли давно заведенной традиции сбрасывать своих детей с высокой скалы, если находили у них физические дефекты. Тем не менее, цивилизованный образ жизни смягчил нравы. Ведь перед лицом стихийных бедствий выручать могла только взаимная поддержка сельских и городских общинников.

Но и она не спасала от агрессии соседей и от произвола власть имущих. Церковь же всегда принимала сторону сильных мира сего. Одним словом, цивилизация внесла в положение человека определенную устойчивость, но это равновесие по-прежнему оставалось весьма шатким. Ибо, в частности, инквизиция свирепствовала по всей Западной Европе еще в XVIII веке. Работорговля повсеместно процветала вплоть до XIX века. А женщины во многих уголках мира еще и сегодня остаются на положении домашних рабынь.

По возвращении на родину Робинзон мог спокойно и с некоторым комфортом коротать свой век. Его участь была заметно благоприятнее доли его сверстников не только из окружения Пятницы, но и соотечественников. Ведь он вернулся состоятельным человеком. А таких в Англии его времени было меньшинство. Существованию же рядового большинства благополучие отнюдь не «угрожало». Да что там XVII век, когда столетие спустя поэт-пахарь Р. Бернс надорвался в борьбе с нищетой и умер тридцати семи лет от роду, страшась долговой тюрьмы. Прошло еще сто лет. Теперь уже бездомный бродяжка Дэвид Копперфилд в одиночку боролся с невзгодами и превратностями судьбы. Впрочем, жизнь фабричных рабочих его эпохи была еще невыносимей.

Между тем, Англия Крузо, Бернса и Копперфилда по всеобщему мнению считалась самой богатой и процветающей страной мира. В ней не прижилось крепостничество, и к достоинству человека в целом англичане относились с большим уважением, чем другие нации Нового времени. Несмотря на это, вопрос о всеобщем избирательном праве для мужчин был поставлен только в 1836 г. Принят же он был лишь в 1884 г. Ну а женщины (старше тридцати лет) получили это право еще позже, в 1918 г., т. е. менее ста лет назад. Так что еще совсем недавно решения, касающиеся нации в целом, принимало ее меньшинство, не спрашивая ни мнения, ни, тем более, согласия большинства.

На каком основании? На том основании, что коли ты беден, значит – дурак. Посему, чтобы не наломать дров, тебе следует доверять свою участь умному  44. Но, согласно этой примитивной логике, получалось, что 90 % нации – дураки. Так английская аристократия, сама того не замечая, оскорбляла собственный народ. Или замечала, но считала другие нации еще менее заслуживающими уважения. Ведь, к примеру, в соседних Пруссии и Австрии крепостное рабовладение процветало вплоть до конца XVIII века, а в России – до 1861 г. Стало быть, большая часть этих наций уподоблялась скоту.

Есть ли что-либо более унизительнее для человечества, чем признание «естественности» такой вопиющей несправедливости? Все познается в сравнении. По уровню развития демократических институтов и традиций, Англия XII – XIX веков значительно отставала от Греции V – IV веков до н. э. Однако уже в ХХ столетии английская демократия далеко обошла свою античную предшественницу во всем, что касается прав человека.

Чья в том заслуга? Кто способствовал столь бурному старту демократии? Может быть, аристократия и верховная власть? Или духовенство? Как бы не так. Они, напротив, всеми силами как умели тормозили ее ускорение, чтобы сохранить за собой неправедные привилегии и незаслуженные льготы. Тем самым они насильственно обрекали народ на прозябание и непреходящую бедность. Мало того, они еще и имели наглость презирать его за эту самую бедность. Что с точки зрения гуманизма представляет собой двойное преступление перед человечностью.

Демократическое движение не только в Англии, но и во всем мире инициировали и вдохновляли гуманисты – люди мыслящие широко и непредвзято, способные сочувствовать и готовые содействовать, хранящие свою честь и уважающие чужое достоинство.

Античные гуманисты – политики и философы, крестьяне и ремесленники, люди искусства и спорта, посеяли зерна свободы, защищающей человека от сословного и социального неравенства.

Гуманисты Ренессанса и Реформации – опять-таки философы и политики, предприниматели и ученые, писатели и художники едва уберегли поросль свободы от гибели, которую готовили ей недруги. И вот, только теперь ее всходы начинают по-настоящему наливаться силой.

Это происходит потому, что гуманистические идеалы создают атмосферу, благоприятствующую нравственному, интеллектуальному и духовному развитию человека и общества в целом.

Эта атмосфера открывала новые горизонты, порождала новые профессии, занятия и виды деятельности. Благодаря им в структуре традиционных цивилизаций возникали новые связи и сами они приобретали новые свойства. Эволюция общественных отношений от каменного века до наших дней показана на рисунке 1.

Рис 1. Три стадии развития культуры

I – 

первобытный коммунизм, каменный век (ПК-КВ) – сообщества формально равных охотников-собирателей.

II – 

традиционные цивилизации, бронзовый век (ТЦ-БВ) – сообщества, состоящие в основном из 2-х «низших» (крестьянства [1] и ремесленников [2]) и 2-х «высших» (светских [3] и духовных [4]) сословий, разделенных непроницаемыми перегородками; государственная власть авторитарного типа [5].

III – 

формирующиеся гуманистические цивилизации, индустриальный век (ГЦ-ИВ) сообщества, состоящие из граждан, занятых в сферах как материального и духовного производства (фермеры и промышленники, творческая интеллигенция и ученые и т. д. [6]), так и работающие в социальной (государственной и некоммерческой) сферах (работники средней и высшей школы и здравоохранения, служащие и военнослужащие и т. д. [7]). Государственная власть делится между законодательной [8], исполнительной [9] и судебной [10] ветвями. Перегородки между властью и обществом и внутри самого общества легко проницаемы.

 

Из этого рисунка можно видеть следующее.

Во-первых, на стадии первобытного коммунизма разрозненные орды охотников-собирателей кочевали в поисках наиболее обильных дичью охотничьих территорий. Постепенно они добрели до Патагонии на западной оконечности ойкумены и до Тасмании на восточной окраине мира, тонким слоем покрыв всю земную сушу. Порядок в ордах поддерживал непререкаемый обычай (культурный аналог общественного инстинкта) и обычное кулачное право. Поскольку оно принадлежало взрослым мужчинам, они и диктовали свои условия игры сородичам. Женщинам и детям, старикам и немощным оставалось право беспрекословно повиноваться своим повелителям.

Во-вторых, цивилизация внесла раскол в людское сообщество, выстроив из него пирамиду сословного и имущественного неравенства. Образовавшаяся светская и духовная власть взгромоздилась на ее вершину, подмяв под собой крестьянские и ремесленнические низы. Подобное положение дел она сочла весьма удобным для себя. Не только удобным, но и выгодным, притом настолько, что верхи зареклись менять что-либо в этой простенькой и милой их сердцу конструкции. Менять опасно – стронешь один кирпичик, вся пирамида рухнет. На понимание этой незамысловатой истины ума у верхов хватало всегда.

Человек – общественное существо. Поэтому не так уж трудно внушить ему мысль, что ради «общественного» блага, ему следует поступиться своей независимостью. Особенно, если внушать ему достаточно долго, целеустремленно и последовательно. Мозговая осада власти на коллективное сознание приносила свои плоды всюду, где традиционная (социалистическая) цивилизация побеждала прежний коммунистический  45 уклад. И быть бы торжеству мирового социализма абсолютным и вечным, если бы разум, практичность и врожденные начала человечности в человеке вместе с его стремлением к свободе и справедливости не породили уникальный феномен – афинскую демократию. Этот крохотный островок свободы и разума – единственный, кто не поддался всеобщим пораженческим настроениям, не дрогнул и не капитулировал перед идеей неравенства и насилием власти над индивидом.

В-третьих, гуманистическая идея приоритетной ценности человека оказалась тараном, который пробил многочисленные бреши в бастионах неравенства. Гуманизм Нового времени таранил консерватизм коллективного сознания посредством искусства, философии, науки. Но его основную ударную – экономическую, материальную – силу составила частная собственность. Она расшатала устои казавшейся несокрушимой крепости тем, что породила третье сословие.

Вольные ремесленники, аграрии и торговцы – владельцы состояний, нажитых честным, производительным трудом, образовали это третье сословие, принципиально новое сообщество людей. Они стряхнули с себя бремя молчаливой покорности и слепого повиновения верхам. Они отвергли насилие как принцип, которым руководствовалась деспотическая власть. Они вдохнули жизнь в нравственный прогресс и привели в движение научно-технический прогресс, благотворные плоды которого становятся доступными все большему число людей всех континентов мира.

Гуманизм как мировоззрение не признает националистических, религиозных, расовых и сословных предрассудков. Для него важен сам человек, его личные достоинства, мысли и поступки, а не его принадлежность к той или иной корпорации, нации или конфессии. В социальном смысле гуманизм интернационален и открыт для всех людей планеты. Потому его роль и влияние начинают ощущаться не только на Западе, но практически во всем мире.

В его орбиту с все большим ускорением втягиваются как наиболее древние цивилизации Востока – китайская и индийская, так и относительно молодая – исламская цивилизация. Кстати говоря, именно в силу господства архаичных систем ценностей и культурной отсталости последняя оказывает столь сильное сопротивление идеям гуманизма.

Строя вавилонские башни социализма, люди перестали понимать друг друга. Но сегодня люди знают, что они сделаны из одного теста, что все мы – дети одной планеты, Земли.

Гуманизм дает нам возможность вспомнить о великой истине родства всего человечества.

А то, как расходились и как постепенно вновь сходятся наши пути, показано на рис. 2.

Рис 2. История цивилизаций

ПК-КВ – 

первобытный коммунизм – каменный век;

ТЦ-БВ – 

традиционные цивилизации – бронзовый век;

ГЦ-ИВ – 

гуманистические цивилизации – индустриальный век.

Темы для обсуждения

1. Какова роль противоречий в развитии культуры?

2. В чем различия традиционных и гуманистических цивилизаций?

3. Почему идеалы гуманизма представляют общечеловеческую значимость?

4. Какие ключевые события определили развитие гуманизма?

5. Когда они происходили? (См. Хронологию).


44 Умные – это большей частью потомки попутчиков Вильгельма Завоевателя и собственных прохиндеев «выбившихся в люди» во времена оные благодаря мошенничеству или разбою.

45 В этой книге коммунизмом называется не та прекраснодушная утопия, которая нас якобы ожидает в далеком будущем, а та действительность, которую мы пережили в прошлом. Соответственно, социалистической является цивилизация, в которой поведение людей определяется, главным образом, социальными инстинктами.

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

 

Яндекс.Метрика