Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2004, № 1 (30)
Сайт «Разум или вера?», 15.05.2004, http://razumru.ru/humanism/journal/30/smetanin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2003/2004 № 1 (30)

ПАМЯТИ ТОВАРИЩА

ВМЕСТО НЕКРОЛОГА. Памяти Т. И. Варзановой (26.IV/1954 – 7.XI.2003)

Не стало нашего коллеги и товарища по РГО. После нескольких лет тяжелой болезни скончалась Татьяна Ивановна Варзанова, подававшая большие надежды как социолог, бывшая аспиранткой кафедры религиоведения философского факультета МГУ, автором исследований по социологии религии.

Любая человеческая смерть вызывает внутренний протест. Но в случае с Танюшей особенно (язык не поворачивается называть её солидно, по имени-отчеству, так как до конца дней она оставалась юной, и только серьёзность её научного творчества заставляла посмотреть на неё иначе – как на зрелого человека, вполне сформировавшегося специалиста).

В РГО она держалась скромно, будто за спинами других. Поэтому, быть может, не все наши коллеги-гуманисты могут вспомнить её облик. Но за этой неприметностью скрывалась упорная внутренняя работа. Происходя, прямо скажем, из не совсем благополучной семьи, в которой одинокая мать бросалась в самые жёсткие формы религиозности (православие, затем пятидесятничество, затем опять православие), сестра-близняшка была инвалидом с детства, а всё воспитание держалось на бабушке, пока та была жива, Татьяна сумела поступить в главный университет страны (на философский факультет), окончить его, заниматься исследовательской работой по избранной специальности – социологии, сдать экзамены в аспирантуру… В 22 года она по настоянию матери крестилась. Но, вероятно, чувствуя фальшь религиозного мировоззрения, его тупиковость, она стала изучать его природу.

В ряде своих социологических исследований Татьяна Варзанова доказала ту, казалось бы, прописную истину, что верят в бога, в манну небесную, в астрологию, в МММ и прочую подобную бредь люди одного психического склада. Впрочем, я и сам это видел невооруженным глазом, убедился на собственном житейском опыте, к тому же давно привык мыслить критически и не соблазняться пением никаких «сирен». Анализ, проведенный коллегой по РГО, с фактами и цифрами на руках, не только научно подтвердил мой стихийный атеизм, но и дал ему, дополнительные «лошадиные силы». Быть может, бывалые социологи не найдут в выводах своей сослуживицы чего‑то кардинально нового, но я благодарен Танюше за подобную своевременную подстраховку моей публицистики. Тут мы сошлись. Но Таня на этом не успокоилась. Она стала приглашать меня на различные сборища религиозной общественности, где собирала материал для своих исследований. Обычно к таким мероприятиям я отношусь с отвращением, калачом туда не заманишь. Однако только увидев своими глазами перекошенные злобой физиономии фанатов от РПЦ, услышав собственными ушами «откровения» клыковых, масловых, штильмарков и баркашовых (да‑да, и фашисты там «возникали»!) про жидомасонство, я нутром ощутил вполне реальную угрозу клерикальной контрреволюции в нашем светском государстве.

Незадолго до кончины Танюша позвонила из больницы и попросила привезти не фрукты и сладости (их она уже не могла есть), а нашу, гуманистическую литературу, и прежде всего свежие номера «Здравого смысла». До этого я привозил ей в другую больницу свежий выпуск альманаха «Светский союз». Полагаю, что всё это оказалось последним, что она успела прочитать. Тем тяжелее было присутствовать на панихиде, которую организовали перед кремацией сотрудники социологической службы, где она работала до своей болезни. Да, они навещали её, помогали ей как могли, старались, исходили из того, что она – крещёная. И всё‑таки… не то же ли религиозное упрямство руководило ими? А ведь Таня Варзанова тянулась совсем к другому: к свету знания, к идеалам человечности.

Евгений Сметанин

 

Яндекс.Метрика