Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2004, № 3 (32)
Сайт «Разум или вера?», 13.12.2004, http://razumru.ru/humanism/journal/32/kuvakin1.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2004 № 3 (32)

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Валерий Кувакин

ФОНД

во имя будущего

 

Существуют простые и очевидные истины. К ним относится идея человечности, гуманизма, которой в общественной, да и в частной жизни нет никакой разумной и достойной альтернативы.

Человечность коренится в самой нашей природе и вмещает, возможно, всё то позитивное, конструктивное и творческое, что оправдывает и делает прекрасным существование людей во Вселенной. Однако столь фундаментальная черта человеческого существа почему‑то не делает нас ангелами во плоти, не совершает никакой мгновенной и окончательной «духовной» или «персоналистической» революции в этом мире, полном жестокой конкуренции, насилия, преступлений и многих других социальных болезней. Причин тому великое множество. Мы готовы наперебой рассказывать о них, демонстрируя не только нашу осведомлённость и, казалось бы, реализм, но и… пессимизм, уныние разума и бессилие воли, возможно, даже цинизм и уж во всяком случае нежелание стать рыцарями разума и гуманности, свободной ответственности и основополагающих ценностей. Развенчав высокие идеалы, пути к которым оказались и вправду ложными, а то и бесчеловечными, мы в большинстве своём незаметно развенчали себя, опустившись на уровень такого реализма, который трудно не назвать вульгарным. И это тоже легко объяснить и «проклятым прошлым», и трудностями материального выживания, несправедливостью приватизации и «верхов» в целом…

Но зачем и для чего мы объясняем это, обращаемся к бесчисленным примерам коррупции, наркомании, нищенства, нарушений наших прав и свобод? Чтобы выразить своё возмущение? Чтобы «выпустить пар» (точнее, парок) и пережить чувство маленького, но «глубокого удовлетворения»? Да. Чтобы подумать: а что я, именно я, выражающий чувство справедливого возмущения, могу сделать для пусть и маленького, но практического изменения дел к лучшему? Нет. Чтобы блеснуть своим знанием действительности и подчеркнуть непричастность к нашим российским безобразиям? Конечно, да. Чтобы почувствовать себя социально ответственным и хотя бы в малой степени реализовать те беспрецедентные возможности свободы и социальной инициативы, которые пока что существуют в России? Конечно, нет…

Увы – сплошные парадоксы в стране, которую в недалёком прошлом называли не только лидером мирового социалистического лагеря и родиной ленинизма, но и родиной слонов. И тем не менее – если не я, то кто же? Если не мы, то кто же? Нельзя уповать на кривую, на «авось», на доброго «дядю», на стихийное стремление к выживанию, на естественный отбор. Как бы там ни было, всегда и везде, в том числе и в России, история делается людьми, часто даже далеко не лучшими и далеко не благородными. Она делается каждым из нас. И это не просто высокие слова.

Удивительное дело: раньше говорили об «активной жизненной позиции», имея в виду вовлечённость индивида в общественные дела, что было одним из приёмов мобилизации, организации, контроля и эксплуатации народа. Получив свободу, «широкие народные массы», то есть мы с вами, в большинстве своем оказались в невесомости и стали выделывать всякие нелепые движения, как слабо подготовленные космонавты, отправленные на орбиту. (Наиболее «подготовленные» принялись разворовывать страну, драться за власть…)

Но сколько можно? Пора бы «нам», а не «им» (у них другие пути-дороги) прекратить просто наслаждаться приватизированной свободой и подумать о путях её позитивной и благородной общественной реализации. (На негативную уже насмотрелись.) Тем более, что эта реализация в конечном счёте выгодна каждому, она может благотворно повлиять и обязательно влияет и на уровень наших зарплат, и на нашу личную безопасность, и на качество нашей частной и семейной жизни.

В общении с людьми мне так часто приходится давать один и тот же совет, что он грозит превратиться в какой‑то штамп. Что это за совет? (Кстати, он годится, если надо прекратить бесполезные дебаты.) Человек возмущён чем‑то или кем‑то, и он справедлив в своём гневе. Тогда ты спрашиваешь: а что делать? Тут он или она с ещё большим пафосом начинает разворачивать программу всякого рода улучшений или ликвидации безобразий, недостатков и т. д. И вот здесь (главное, чтобы человек не обиделся, когда ты его прервёшь, сам он в этом состоянии редко останавливается) ты ему говоришь: да это просто замечательно! Почему бы тебе самому, скажем, не организовать «Общество по борьбе…» (или, наоборот, «Общество за…»)? На худой конец, почему бы тебе не вступить в ту ячейку гражданского общества, деятельность которой наиболее близка твоим заботам, тревогам, твоему возмущению? Или хотя бы оказать ей одноразовую помощь, скажем, финансовую (если очень занят)? То есть почему бы тебе не сделать что‑то конкретное, что, возможно, могло бы изменить к лучшему ситуацию пусть микроскопически, но реально? Не буду говорить о типичной реакции на эти вопросы. Её легко представить.

Но для чего мне понадобилось еще раз наступать на любимую нашу мозоль? Столь длинный разбег и это «наступление» я сделал для того, чтобы сообщить хорошую новость: создан фонд «Человечность». Важную роль в создании этой организации сыграло решение академика В. Л. Гинзбурга выделить $10 000 из суммы Нобелевской премии, полученной им в 2003 г. Финансово и организационно инициатива была поддержана другими частными лицами. В итоге в конце 2003 г. была зарегистрирована некоммерческая организация – Транснациональный фонд «Центр исследований свободомыслия и гуманизма "Человечность"».

Почему «фонд» – это, в принципе, понятно: аккумулировать средства для поддержки научных, издательских, педагогических, просветительских и других практических проектов, связанных с содействием развитию и распространению свободомыслия и гуманизма в нашей стране – и как идеи, и как мировоззрения, и как образа жизни. «Транснациональный» – не только потому, что это «крутое» слово, но и потому, что Российское гуманистическое общество, которому в основном и планирует помогать Фонд, имеет связи с Центром исследований – Международным институтом (США, Амхёрст), оказывающим координирующую и спонсорскую помощь аналогичным Центрам исследований в России, Испании, Франции, Перу, Германии, Нигерии и др. Смысл остальных слов очевиден. Понятие «человечность» даёт возможность кратко обозначить название этой организации: «Фонд "Человечность"». В её уставе говорится: «Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учреждённой гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели…

Основные цели Фонда:

- содействие научным исследованиям свободомыслия и гуманизма как мировоззрениям, социальным практикам и культурным феноменам;

- поддержка программ разработки, распространения и утверждения в российском обществе идей светского, гражданского гуманизма, свободомыслия, критического мышления, рационального отношения к действительности, гражданственности, морально-правовой и экологической ответственности;

- содействие изучению проблем научного и других форм светского мировоззрения (скептицизма, рационализма, агностицизма, индифферентизма)».

Учредители фонда «Человечность» – академик Г. И. Абелев, профессор В. А. Кувакин, кандидат философских наук Ю. Б. Сенчихина, Академик В. Л. Гинзбург входит в состав Попечительского совета.

Главная практическая цель создания Фонда – приобретение помещения {офиса) для проведения свободомыслящими и гуманистами мероприятий на, так сказать, своей собственной территории. Поэтому и ближайшей целью Фонда является сбор необходимых для этого средств. К сожалению, безумие, творящееся на рынке недвижимости {специалисты говорят, что квадратный метр площади продается в Москве в 3‑5 раз дороже себестоимости), не позволяет нам сегодня приобрести хотя бы скромное «реал эстейт». У гуманистов и свободомыслящих нет своего места в России, нет своей крыши над головой. В определённом смысле – это стыд для Российского гуманистического общества, но это во всех смыслах стыд и позор для державы, за которую обидно. Только представить себе, сколько церквей, синагог, мечетей и всякого рода молельных домов построено и строится в России! Но нет у неё места для гуманистов как общественной, гражданской, этической организации.

И всё-таки оно будет! Не только в сердце и сознании всех порядочных россиян, но и физически, материально. Нужно сделать виртуальное – реальным! Нужно сделать так, чтобы судьба организованного гуманизма не зависела от узкого круга лиц и от милости властей. Да, но для этого нужны практические дела, нужны деньги и конкретные организационные и другие усилия конкретных людей.

На всякий счастливый случай сообщаю реквизиты некоммерческой организации Транснациональный фонд «Центр исследований свободомыслия и гуманизма "Человечность"»:

НО Центр исследований «Человечность»
119992, ГСП‑2, Москва, Воробьевы горы, МГУ, философский факультет.
Банк Вернадский ОСБ г. Москвы 7970/01525 Сбербанка России;
р/с 40703810638180132224,
к/с 30101810400000000225,
ИНН 7706517876,
БИК 044525225, ОКПО 71669899

 

Яндекс.Метрика