Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 1 (34)
Сайт «Разум или вера?», 12.06.2005, http://razumru.ru/humanism/journal/34/fink_raut.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2004/2005 № 1 (34)

ОБУЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

КАК СОБРАТЬ С ДРЕВА ПОЗНАНИЯ

плоды просвещения?

Эдуард Финкельштейн, Эмма Раутбарт

 

Главный инструмент, позволяющий человечеству выживать в меняющемся мире и обеспечивший ему место на вершине эволюции, – критический разум. Именно наличие критического разума является определяющим признаком образованной личности. Критический разум включает в себя здравый смысл и практическую мудрость, способность творчески формулировать адекватные обстоятельствам суждения и оценки.

Христианская доктрина считает стремление человека к знанию, к умственной и моральной самостоятельности следствием грехопадения: поддавшись искушению, Адам съел плод с древа познания добра и зла. Напротив, с точки зрения современного гуманизма, основные грехи – это легковерие и невежество, трусость перед объективной истиной и малодушное бегство от свободы. Избавиться от них невозможно без критического мышления.

Наиболее трудный вопрос – как нам воспитать людей, которые будут широко применять в жизни критический разум. С нашей точки зрения, акцент должен быть сделан на науке, но не как на статическом знании, а как на способе понимания мира.

Моральное воспитание в наше время должно заключаться не в обращении к традиционным религиозным ценностям, требующим лишь благоговейного послушания, а в обучении размышлению над тем, какие вещи и почему мы считаем хорошими и правильными, а какие и почему – плохими и ложными. То есть надо учить относиться к любым ценностям критически, поверять их разумом. Ценности должны истолковываться как гипотезы, на основе которых мы готовим наши решения и действия. Мы не должны предлагать ученикам готовые ответы и рецепты. Никто не может предвидеть ход событий в будущем. Самое большее, что мы можем, – это воспитывать способность быть открытым миру. Поэтому нам кажется принципиально важным рассмотреть вопрос о снятии грифа Министерства образования с учебника И. Долуцкого «Отечественная история. XX век». Как известно, Федеральный экспертный совет снял гриф «рекомендовано» с этого учебника. Причём принципиальность эта не политическая, а педагогическая. Вспомним, что именно вызвало реакцию ФЭС на этот учебник. В учебнике было дано задание: «Попытаться либо опровергнуть, либо подтвердить изложенные точки зрения, обязательно используя материалы центральных СМИ». И совершенно не важно, как формулируются сами точки зрения (как, по существу, не важен и выбор предлагаемых для осмысления материалов: это могли бы быть и региональные СМИ, книги, словари и т. д.). Главное, что дети приглашаются к размышлению и к попытке найти свою точку зрения. Задание такого типа как раз и формирует способность к критическому мышлению.

Великий психолог Пиаже показал, что, только дав возможность ученику выдвигать гипотезы, совершать ошибки, мы даём ему возможность нарастить «когнитивные мускулы». Но есть и другая, весьма распространённая точка зрения – авторитарная. Истиной в первой инстанции является здесь авторитет учебника или учителя. У значительной части педагогов такого рода нет ни верного понимания роли науки в обучении, ни понимания самого научного метода применения эмпирических и логических критериев в оценке суждений, представления об экспериментальном и гипотетическом характере знаний. Но есть педагоги, которые понимают смысл научного метода и его роль в образовании. Они стараются развить у своих учеников изобретательность, умение анализировать, адаптироваться к изменениям и оценивать собственные возможности. Особенно ярко это видно у тех учителей, которые руководят детскими научно-исследовательскими, проектными и творческими работами учащихся.

Сегодня окружающий мир меняется быстро, постоянно появляются новые технологии, знания и техника, открываются новые явления и новые законы природы, так что значительная часть полученных сведений устаревает уже в процессе обучения. Но передать знания о ещё не открытых явлениях природы или научить конструировать и использовать ещё не существующую технику невозможно. Поэтому остаётся единственный путь – сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к познанию и исследованию, развить способность видеть и ценить красоту доказательного рассуждения, обучить общим закономерностям будущей деятельности. Ведь творческим («креативным») мы называем отношение к миру, к себе, к продуктам мышления и деятельности как к проблеме, как к тому, что могло бы быть иным. Соответственно, нетворческим является отношение ко всему как к данности, как к тому, что раз и навсегда задано, иным быть не может и не должно.

В жизни ребёнка творчество начинается с непреднамеренного создания творческого продукта, при этом ведущим мотивом для него является игра, а не задача, поставленная взрослыми. В этом – мудрость матери-природы. Постепенно в процессе общения с взрослыми или со сверстниками ученик начинает сознавать себя автором и воспринимать результат своей деятельности как продукт для других. При этом если для маленьких детей такие понятия, как доклад, проект, исследование, конференция, являются чисто игровыми, помогающими реализовать те роли, которые они на себя взяли, то для старших школьников они являются естественной формой, необходимой для создания творческого продукта. И учитель, и ученик в работе над исследованием или проектом, участвуя в дискуссии или деловой игре, выступают как соавторы.

Здесь мы бы хотели обратить внимание на роль вопросов. Нередко вопросы важнее ответов. Умение поставить вопрос, то есть увидеть проблему, является одной из основ творчества. А это означает, что нужно учить не только отвечать на вопросы, но прежде всего задавать их. Великий физик XX в. Нильс Бор, подчёркивая смысл творческого отношения к миру, говорил: «Всякое моё высказывание нужно понимать не как утверждение, а как вопрос».

На первый взгляд, психические процессы, связанные с развитием литературного, музыкального и художественного творчества, принципиально отличаются от процессов, ответственных за исследовательскую и проектную деятельность. Широко распространена точка зрения, согласно которой правое полушарие мозга «эмоциональное» и отвечает за художественное творчество, а левое – «рассудочное» и отвечает за логические способности. В действительности оба полушария взаимодействуют, обеспечивая взаимодополнение познавательных функций. Другими словами, высшее понимание как музыки, так и математики обеспечивается таким взаимодействием, и именно с этим процессом интеграции рассудочных и эмоциональных функций связаны творческие способности человека как в искусстве, так и в науке.

Как же помочь школьнику раскрыть его творческие способности, как помочь ему погрузиться в продуктивную творческую деятельность по созданию собственных художественных произведений (живопись, графика, дизайн, скульптура, литературные и музыкальные произведения)?

Прежде всего необходима такая новая организационная форма, которая позволила бы перейти к принципиально новой шкале оценок всего того, что делает ученик. То есть вместо того, чтобы оценивать знания и умения в привычных терминах (учителя называют это «Зунами»): «знает – не знает», «умеет – не умеет», «есть навык – нет навыка» – мы переходим к пониманию главенства некоего конечного продукта. Таким продуктом могут быть построенные учеником теории, проекты, модели, понятия, разработки, изобретения, художественные произведения. И оцениваются они уже в другой шкале: «интересно или неинтересно», «оригинально или неоригинально», «красиво или некрасиво», «противоречиво или непротиворечиво» и т. д. Это совсем иная шкала оценок, и в её построении должны участвовать те, кто создаёт продукт. Налицо потребность в организационной форме, которая позволила бы осуществить эту работу.

Одним из примеров такой формы могут быть конкурсы «продуктов», в частности – всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги». Подчеркнем ещё раз, что «продуктами» могут быть результаты самостоятельных или выполненных под руководством учителя исследований социальных, экологических, политических проблем и предложений по их решению, теоретические и экспериментальные разработки в области естественных или гуманитарных наук, художественные произведения, а также постановки нерешённых задач и проблем будущего. Организует этот конкурс клуб учителей «Доживём до понедельника», созданный в Москве 8 лет назад (председатель клуба – Э. М. Раутбарт, председатель совета клуба – Э. Б. Финкельштейн, авторы настоящей статьи). Конкурс поддерживается Государственной Думой Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, рядом научных и общественных организаций и фондов. В состав научного совета конкурса входят известные в стране и мире учёные, деятели культуры и искусства.

Конкурс проводится по нескольким номинациям.

1. Построить модель явления. В рамках данной номинации рассматриваются работы научно-экспериментального и теоретического характера по физике, химии, биологии, информатике, математике и другим естественным и техническим дисциплинам. Темы исследовательских работ могут быть самые разные. Предлагаем вашему вниманию небольшой перечень тем по пяти областям науки: астрономии, биологии, химии, физики, науки о земле.

Безусловно, этот перечень не является исчерпывающим. Другие темы для исследовательских работ могут подсказать статьи, опубликованные в журналах «Квант», «Юный техник» и др.

2. Проблемы, поставленные нам современной жизнью. Эта номинация охватывает большой круг проблем: экология и здоровье, политика и право, экономика и общество, психология и педагогика.

3. История времён и народов. В этой номинации такой широкий аспект тем, что нет смысла их перечислять, так как фантазия учащихся и их интерес к самым разным сторонам истории неисчерпаемы.

4. Духовный мир человека. В рамках номинации «Духовный мир человека» могут рассматриваться проблемы литературоведения, искусствоведения, философии, религии.

5. Нерешённые задачи и как их решить. Эта номинация – ещё одна возможность доказать, что интересы учащихся простираются далеко за пределы школьной программы, и они способны подсказать взрослым решение многих социальных, технических, экономических проблем.

6. За пределами познанного. Данная номинация создаёт условия для буйной фантазии, даёт возможность заглянуть туда, куда ещё «не ступала нога человека», попытаться познать то, что не пытались или не смогли узнать предыдущие поколения. Предлагаем некоторые темы для размышления.

7. Каким мы хотим видеть окружающий мир. Здесь много самых разных социальных проблем. Учащиеся предлагают свое видение их решения, зачастую очень оригинальное, не имеющее аналогов в предложениях и рекомендациях членов правительства, депутатов Государственной Думы, руководителей регионов.

8. Вдохновение. Эта номинация предоставляет широкий простор для творчества. Участники конкурса могут сдать собственные произведения: стихи, сказки, рассказы, фельетоны, повести, музыкальные произведения, собственные телевизионные фильмы.

9. Весь мир – театр, и все мы в нём актеры (сценарии, спектакли, шоу).

За лучшие научно-исследовательские и проектные работы участники конкурса будут награждены медалью Эвариста Галуа, а за лучшие работы в области литературы и искусства – медалью «Вдохновение». Предусмотрены также дипломы оргкомитета и научного совета конкурса.

 

Яндекс.Метрика