Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 1 (34)
Сайт «Разум или вера?», 15.05.2005, http://razumru.ru/humanism/journal/34/kozlov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2004/2005 № 1 (34)

МОСКОВСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ – 250 ЛЕТ

14‑15 декабря 2004 г. в актовом зале МГУ им. М. В. Ломоносова на Воробьёвых горах проходила совместная научная сессия Общего собрания РАН и учёного совета МГУ им. М. В. Ломоносова, посвященная 280‑летнему юбилею Российской академии наук и 250‑летнему юбилею Московского университета. Публикуем выдержки из доклада на сессии академика, вице-президента РАН В. В. Козлова.

 

О ВОЗМОЖНЫХ ПУТЯХ ИНТЕГРАЦИИ

академической науки
и образования

Валерий Козлов

 

 

Старое здание Президиума Академии наук (бывший Нескучный дворец). 1830‑1839 гг. Арх. Е. Д. Тюрин

Уважаемые коллеги! Задача интеграции науки и образования в России была сформулирована 280 лет назад при создании Академии наук. В указе Петра I сказано: «…учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводились бы книги… На содержание оных определить доходы, которые собираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга, таможенных и лицензионных 24 912 рублёв <…> Оные доходы собирая, содержать их в Рентереи, из которых отпускать в Академию по указам из Сената, а кроме того ни на какие расходы не употреблять…»

Однако этот идеальный план Петра I не был осуществлён в полном объёме. В составе Академии наук был учреждён Академический университет, который, к сожалению, проработал недолго. Реальный и мощный импульс развития высшего образования в нашей стране связан с созданием Московского университета, чей 250‑летний юбилей мы все будем отмечать примерно через месяц.

В силу известных исторических традиций наука и высшее образование в нашей стране развивались в значительной степени формально независимо, но на самом деле совсем не изолированно друг от друга, как иногда это пытаются представить. Перечислим основные цели и задачи нынешнего этапа интеграции науки и образования:

Вопрос о подготовке кадров для науки подробно обсуждался на заседании Президентского совета по науке и технологиям в феврале этого года. Академические институты и университеты накопили большой позитивный опыт такой работы. Более 100 членов Российской академии наук имеют постоянное место работы в различных учебных институтах и университетах и около 700 ведут преподавательскую и научную работу в вузах по совместительству.

Новое время и новые условия ставят задачу поиска новых и эффективных форм такой интеграции. В настоящее время можно выделить несколько уровней взаимодействия университетов и академических институтов. Прежде всего это университеты, которые осуществляют свою деятельность в институтах РАН: Пущинский госуниверситет и Государственный университет гуманитарных наук. <…>

На базе Пущинского научного центра РАН и научного центра РАН в Черноголовке созданы филиалы МГУ им. М. В. Ломоносова. Филиал МГУ в Пущино теперь ведёт набор студентов, начиная с первого курса.

В 1992 г. на базе Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова была создана Российская экономическая школа (РЭШ), в течение уже 7 лет ежегодно выпускающая по 35 магистров и проводящая переподготовку преподавателей базовых экономичесиих дисциплин для всех регионов России. <…> В 1991 г. в МГУ был создан Высший колледж наук о материалах совместным постановлением Госкомитета СССР по народному образованию и Президиума АН СССР. <…> В 2000 г. Колледж преобразован в факультет наук о материалах. В 1996 г. совместным решением учёного совета МГУ и Президиума РАН был создан Институт почвоведения МГУ‑РАН с целью интеграции современных достижений университетской и академической науки в области почвоведения и смежных отраслей знаний.

В сентябре этого года в Московском университете начала работать Московская экономическая школа на правах факультета. Директор-организатор школы – вице-президент РАН академик А. Д. Некипелов. Профессора и преподаватели школы – это в основном сотрудники наших академических институтов. Московская экономическая школа начала с элитной подготовки экономистов по магистерским программам.

По инициативе МГУ им. М. В. Ломоносова, Российского научного центра «Курчатовский институт» и Института кристаллографии им. А. В. Шубникова РАН создаётся междисциплинарный научно-образовательный комплекс «Синхротронное излучение и нанотехнологии» <…>

2. В ряде институтов РАН созданы крупные научно-образовательные центры, нацеленные на подготовку специалистов по различным направлениям современной фундаментальной науки. По своему масштабу они играют роль крупных факультетов. <…>

3. Ключевое значение имеют интегрированные структуры – базовые кафедры (и филиалы кафедр) известных российских университетов, ведущих подготовку молодых учёных непосредственно в институтах РАН. Эта традиция восходит к советскому времени. В настоящее время имеется 360 базовых кафедр, на которых в общей сложности работают около 5 тысяч сотрудников академических институтов. В последние три года количество студентов, обучающихся и специализирующихся на базовых кафедрах, неуклонно росло. Если в 2000 г. по центральной части было 6 тысяч студентов, то в 2004 г. число студентов выросло до 21 тысячи. По сути дела, это распределённый академический университет, причём немалый по российским масштабам. <…>

4. В этом году завершает работу федеральная целевая программа «Интеграция высшего образования и науки России на 2002‑2006 гг.». Со следующего года она будет включена в более общую программу Министерства образования и науки «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». Программа «Интеграция» внесла важный вклад в решение проблемы подготовки кадров высшей квалификации, поддержки одарённой молодёжи, развития опытно-экспериментальной приборной базы. Ядром и несущей конструкцией программы является система учебно-научных центров (УНЦ), созданных в количестве 150, в основном на базе научных учреждений РАН и государственных вузов России.

В рамках ФЦП «Интеграция» МГУ им. М. В. Ломоносова взаимодействует с 43 институтами РАН, Санкт-Петербургский государственный университет – с 23 институтами. <…>

5. Помимо вышеупомянутых структур существуют и другие образовательные структуры (центры коллективного пользования, лаборатории, международные УНЦ студенческие научно-исследовательские лаборатории и т. д.) в количестве 40 объединений. <…>

Уважаемые коллеги! В вопросе о снятии институциональных барьеров между наукой и образованием часто ссылаются на опыт западных стран, где якобы наука сосредоточена исключительно в университетах. Во‑первых, это не соответствует действительности: достаточно упомянуть Германию и Францию, где имеются аналоги нашей академии с развитыми сетями исследовательских институтов. Во‑вторых, несмотря на наличие ряда университетов мирового класса, научный потенциал отечественного университетского сообщества, к сожалению, пока сильно уступает потенциалу академии. Поэтому в настоящее время передача академических институтов в структуру университетов вряд ли целесообразна. Эти вопросы, если они возникнут, мы вполне можем урегулировать в рабочем порядке в ходе реализации второго этапа реструктуризации сети институтов РАН.

Точно такой же исключительный характер носит вопрос о включении в состав РАН государственных университетов. <…>

Российскую академию наук следует законодательно наделить правом ведения образовательной деятельности с выделением соответствующего финансирования. Одновременно следует закрепить законодательно и право ведения научных исследований в вузах. Было бы очень желательным, чтобы наряду с этим Министерство образования и науки завершило вместе с нами работу по нормативно-правовому обеспечению деятельности уже существующих интеграционных структур. Например, в нормативно-правовых актах по образованию до сих пор отсутствует упоминание о базовых кафедрах. Напомню, что в советское время было специальное положение о базовой кафедре, утвержденное Министерством высшего и профессионального образования. Наверное, стоит шире внедрять симметричную идею базовой лаборатории академического института в высшем учебном заведении. Мы передали в Министерство образования и науки для рассмотрения проекты положений о научно-образовательных (соответственно, учебно-научных) центрах в академических институтах (соответственно, университетах).

Вопросам интеграции науки и высшего образования придаётся существенное значение в подготовленных недавно Министерством образования и науки Концепциях участия Российской Федерации в управлении государственным секторами науки и образования. Среди научной и образовательной общественности распространилось представление, будто государство намерено прямолинейно администрировать эту сферу, не считаясь с её спецификой и традициями. В частности, интеграция государственных вузов и научно-исследовательских институтов воспринимается многими как формальное слияние учреждений исключительно ради экономии средств. Между тем суть интеграции состоит не в смене вывесок и объединении менеджмента, а в формировании устойчивых взаимосвязей между научной и образовательной деятельностью прежде всего на основе проектного финансирования, управления и стимулирования взаимодействия. В существующих российских условиях решение задачи интеграции науки и высшего образования означает налаживание эффективного и устойчивого взаимодействия университетов с институтами РАН, с исследовательскими центрами отраслевой направленности, а также с предприятиями, выпускающими наукоёмкую и высокотехнологичную продукцию. Поэтому вместо умозрительной идеи институциональной интеграции, не учитывающей отечественные традиции в развитии науки и образования, целесообразно использовать уже накопленный опыт широкой и глубокой функциональной интеграции университетов и исследовательских структур.

Представленные Концепции были существенно скорректированы и доработаны с участием руководства Российской академии наук и Российского союза ректоров. В новом варианте выделены особенности управления имущественными комплексами РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус. В частности, подчёркивается, что главным центром фундаментальных исследований страны является Российская академия наук. Наряду с генерацией новых знаний её важнейшей функцией должна стать координация фундаментальных научных исследований, ведущихся в отраслевых академиях, высшей школе, государственных научных центрах, а также экспертная деятельность в отношении важнейших для страны проектов, в том числе в области государственного строительства и экономики.

В поле зрения РАН постоянно находятся проблемы средней школы. На заседаниях Президиума РАН и Комиссии РАН по школьному образованию неоднократно обсуждались вопросы по разработке и введению государственных образовательных стандартов и единого государственного экзамена. Учёные РАН высказали конструктивные критические замечания и приняли участие в работе по их улучшению. Правда, в итоге многие наши существенные предложения так и не были приняты. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина Российская академия наук подготовила предложения по улучшению положения дел с учебниками для средней школы. В частности, создана и приступила к работе экспертная комиссия РАН по анализу и оценке научного содержания Государственных образовательных стандартов и учебной литературы для высшей и средней школы. Российская академия наук вместе с Российской академией образования приступила к реализации проекта по созданию нового поколения учебников для средней школы. Активно работает комиссия Президиума РАН по образованию, которую возглавляет ректор Московского университета академик В. А. Садовничий.

В заключение кратко перечислю наши предложения по системной интеграции науки и образования, озвученные на состоявшемся в октябре первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

1. В виде пилотного проекта можно создать несколько крупных научно-образовательных комплексов с участием институтов РАН и ряда ведущих университетов.

2. Многие академические институты уже сейчас готовы вести не только подготовку кандидатов наук, чем институты успешно занимаются многие десятки лет, но и качественную подготовку магистров по широкому спектру науки и высоких технологий. Требуется завершить работу по нормативно-правовому обеспечению этой деятельности.

3. Аспирантуру и докторантуру в области фундаментальных наук, наверное, целесообразно сосредоточить в основном в институтах РАН и относительно небольшом числе ведущих университетов.

Может быть, стоит сказать, что за последние 10 лет численность аспирантуры в вузах неоправданно выросла в 3,3 раза и достигла 120 тыс. человек. Замечу, что рост аспирантуры в научно-исследовательских институтах за тот же период составил всего 25%. Докторантура в вузах увеличилась в 4 раза, а в НИИ осталась без изменений. Как будто эти цифры выглядят неплохо, но не свидетельствует ли это о снижении планки требований к кадрам высшей квалификации?

4. Надо шире привлекать учёных академических институтов к экспертизе образовательной деятельности вузов. Сейчас многие такие вопросы решаются учебно-методическими объединениями, т. е. исключительно внутри вузовского сообщества. Взгляд со стороны был бы очень полезен. Особенно в регионах, где имеются региональные академические научные центры.

В конце ноября этого года по предложению Министерства образования и науки РАН как независимый экспертный орган осуществила экспертизу заявок по ведомственной научной программе «Развитие научного потенциала высшей школы». В организационном плане эта работа проведена отделом по интеграции науки и образования Президиума РАН совместно с отделениями нашей Академии. К экспертизе было привлечено 320 научных сотрудников РАН. В недельный срок были рассмотрены 3 400 проектов, выдано 6 800 экспертных заключений.

5. Наверное, стоит ещё раз вернуться к идее создания Академической ассоциации университетов, с которыми налажена тесная и многогранная работа институтов РАН. К сожалению, мы не успели реализовать эту идею с Министерством образования. Теперь, когда у нас есть Министерство образования и науки, создание такой ассоциации представляется вполне естественным.

 

Яндекс.Метрика