Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 2 (35)
Сайт «Разум или вера?», 19.08.2005, http://razumru.ru/humanism/journal/35/kuvakin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2005 № 2 (35)

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ –

парадигма XXI века

Валерий Кувакин

 

Сейчас просвещение на Западе и в нашей стране по преимуществу постмодернистское, т. е. иррациональное по форме манипулирование: в «бой» на человека идут не понятия и идеи, а звукоряды, видеоряды, имиджи, всякого рода эмоционально-чувственное, поглощаемое на уровне ощущения и восприятия. Вместе с тем по изготовлению и цели эти инфо-постмодернистские продукты суть что‑то глубоко и высоко технологическое, психологически продуманное, дьявольски хитрое, предназначенное для того, чтобы мы, люди, делали всего лишь несколько важных для инфовладельцев действий: покупали то, что скажут, голосовали за того, о ком скажут, платили в виде налога столько, сколько скажут. Ясно, что инфовладельцами являются власть и бизнес, живущие тем, чтобы властвовать и получать прибыль. Справедливости ради нужно сказать, что островками просвещения в более или менее традиционном смысле этого слова остаются система образования и научное сообщество, окружённое и постоянно захлёстываемое волнами лжепросвещения, поднимаемыми продажными и подавленными властью средствами массовой информации.

Но просвещение должно быть освещением и просветлением в прямом изначально моральном и познавательном смысле. И в то же время оно уже не может быть таким, как прежде: тебе давали истину, как свет, идущий сверху вниз от великих философских и политических умов, а ты автоматически «просвещался», обретая свет вечной истины, добра и красоты. Первоначальные представления о просвещении, совершив свою великую историческую роль, должны были – и ввиду заключённых в нем ошибок и иллюзий, и ввиду своего неизбежного исторического старения – смениться чем‑то иным. Эта трансформация была весьма драматичной, поскольку сопровождалась расщеплением практики просвещения, грубо говоря, на две части: на гуманистическую, связанную с формированием в конце XIX в. европейской социальной и политической демократии, и на совершенно перерождённую, получившую своё воплощение в тоталитарных пропагандах большевизма и фашизма.

В России начала XX в. большевиками были созданы механизмы «просвещения», т. е. партии «нового типа». Началась эпоха тоталитарного «просвещения» – агитации и пропаганды. Попытки ускользнуть от процедур и содержания такого «просвещения» влекли за собой различного рода репрессии. Сегодня его место заступила политическая, торговая и прочая реклама как манипуляция. Из выработанного Западом института и технологий связей с общественностью (public relations) по извечной русской «смекалке» возникло то, что называется «пиар». Вот и «впиаривают» нам в новой упаковке и по новой технологии «своё заветное» политические, экономические и религиозные власти, вместе с расплодившейся нечистью шарлатанов.

Просвещение в его подлинном смысле, как оно всё ещё существует в образовании и науке, – последний бастион здравого смысла и инструмент, обеспечивающий социальное здоровье страны. Но в соответствии с практикой мировой демократии и научных исследований просвещение, учитывая свой опыт достижений и ошибок, приходит к новым парадигмам, к новому соединению модернизированных идей и современных психологических, педагогических и коммуникационных технологий. Поэтому современное реальное просвещение чаще всего называют постпросвещением*, инкорпорированным в более масштабную культурную парадигму – постпостмодернизм или неомодернизм.

В свете постпросвещения сегодняшняя задача, коротко говоря, – не «осветить» человека, его сознание сверху вниз и тем более не манипулировать им, а предложить личности «фонарик», точнее прожектор, объяснить ей его устройство, как им пользоваться, сообщить общие научные данные об устройстве человека. И пусть она сама в своей свободе и ответственности просвещается, становится и обогащается во благо себе и обществу. Такое понимание постпросвещения предполагает неукоснительное уважение прав человека, его свободы совести. Оно предлагает человеку быть разумным, свободным и ответственным гражданином своей страны, членом становящегося на наших глазах мирового сообщества.

Поскольку гуманизм несет в себе не только общечеловеческое, но и научное содержание, то он, как и наука, обновляет свою парадигму. Сегодня период методологической трансформации гуманизма как имманентно просвещенческой парадигмы выливается в обретение им добротного психологического и познавательного инструментария, методологии исследования и принятия решений. Содержательно он акцентирует идею планетарного гуманизма и является альтернативой мрачным сценариям, замешанным на перманентных религиозных войнах, экологических катастрофах, глобальном терроризме и ядерном шантаже стран-изгоев. Программа современного светского гуманизма наиболее концентрированно выражена в «Манифесте 2000».

В настоящее время Россия находится в фазе реставрации, отката и отказа от тех, к нашему несчастью, незамеченных и неоцененных демократических возможностей, которые открылись россиянам в последнее десятилетие XX в. Реставрация одержима многими негативными страстями: не только страхом перед демократией, ответственностью перед народом и его волей, но и алчностью, страстью к обогащению, которое принимает самые разнообразные формы: от передела и отнятия собственности у первого эшелона олигархов до покушения на собственность институтов науки и образования, даже театров. Последние действия власти – очевидное тому свидетельство.

Но сегодняшняя власть беспочвенна, потому что объективно она хочет повернуть колесо истории вспять. Нет никаких исторических перспектив у власти сегодняшних реставраторов. Нужно быть слепым, чтобы не видеть прогресса мировой демократии, прогресса прав человека, прогресса свободы, знания и социально-политического опыта людей. Россия находится не на задворках истории. Она имеет мощные культурные и научные традиции. И это значит, что просвещение в России – не случайный феномен. Отмечаемые в этом году 250‑летие Московского университета и 280‑летие Российской академии наук – яркие свидетельства мощи и жизненности идей Просвещения в нашей стране. Но всем трезвым и гуманным людям в России важно защищать идею просвещения, видеть её динамику и внутренние трансформации, заставляющие нас говорить о новой фазе развития разума и гуманизма. XXI век открывает перед Россией и миром эпоху нового Просвещения, вдохновляемого идеей культурной реформации, защитой прав человека, свободного исследования, свободомыслия и планетарной человечности.

 


Одна из книг лидера современного демократического светского гуманизма Пола Куртца так и называется – «К новому Просвещению» (Toward A New Enlightenment).

 

Яндекс.Метрика