Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 3 (36)
Сайт «Разум или вера?», 01.10.2005, http://razumru.ru/humanism/journal/36/kostyuk.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2005 № 3 (36)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК: ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ‑2005

 

От редакции

Журнал «Здравый смысл» традиционно уделяет работе Российской академии наук особое внимание. В настоящем номере мы публикуем подробный отчёт о её годовом собрании (17‑18 мая 2005 г.), на котором обсуждались исключительно важные вопросы жизнедеятельности ведущего научного учреждения России. Отчёт основан на стенограмме, любезно предоставленной пресс-центром Президиума РАН.

Фрагменты стенограммы докладов и выступлений на Общем собрании РАН

О работе Президиума Российской Академии наук и о выполнении решений Общего собрания РАН за отчётный период

Валерий Костюк, академик, главный учёный секретарь Президиума РАН. 17 мая 2005 г.

 

Глубокоуважаемые коллеги!

Подробные информационные материалы о научно-организационной деятельности Президиума Российской Академии наук в 2004 г. приведены в имеющемся у Вас отчёте. В своём сообщении остановлюсь лишь на некоторых наиболее важных направлениях работы. <…>

Работа Президиума. В центре внимания Президиума РАН в отчётном году были вопросы реализации Основ политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. Среди наиболее важных из них отметим совершенствование законодательной базы науки, включая уточнение правового статуса, оптимизацию структуры Академии, развитие инновационной деятельности РАН, подготовку научных кадров, развитие международного сотрудничества.

В программных документах государственной политики в области развития науки и технологий повышение эффективности деятельности государственного сектора науки отнесено к числу ключевых факторов и условий, обеспечивающих переход страны на инновационный путь развития, реализацию системы национальных целей и приоритетов, рост её конкурентоспособности.

Заметим, что обсуждение указанных документов, особенно «Концепции», вызвало весьма неоднозначную реакцию научной общественности. Президиуму РАН пришлось приложить немало усилий к тому, чтобы внести в этот документ целый ряд существенных поправок.

По нашему мнению, решение проблем развития науки России необходимо искать в области повышения заинтересованности реального сектора экономики в движении по инновационному пути развития. Тяжёлое положение российской науки является результатом, прежде всего, внешних по отношению к науке факторов: катастрофического падения в реальном измерении размеров государственного финансирования при почти полном свёртывании спроса со стороны производственного сектора.

Приведём здесь статистику темпов роста затрат на технологические инновации в промышленности России за последние годы. <Слайд> Отсюда видно, что темпы роста затрат на технологические инновации в промышленности России за последние годы снижаются. Это и должно бы вызывать озабоченность. Без серьёзного анализа ситуации в экономике странными выглядят упрёки в адрес российской науки о её низкой эффективности. Сравнительный анализ, выполненный академиком В. Л. Макаровым и доктором экономических наук Варшавским, свидетельствует об обратном. <Слайд> Как видно из этой таблицы, затраты на одну статью и на одну патентную заявку в России почти в три раза меньше, чем в США. <Слайд> При этом добавленная стоимость продукции высокотехнологичных отраслей к затратам на НИОКР и чистые поступления от экспорта технологий к затратам на НИОКР практически находятся на одном уровне. И это в условиях, когда затраты на НИОКР в России в два раза ниже даже в процентах к ВВП, а реально ниже во много раз. Как говорится, комментарии здесь излишни. Вывод очевиден.

К сожалению, в последнее время основные усилия органов управления направляются лишь на структурные реорганизации в самой сфере науки. Президиум Академии не мог соглашаться со всеми предлагавшимися структурными новациями. Мы считаем, что наши оппоненты смещают акценты в предлагаемых преобразованиях на формальные моменты и пытаются найти источники развития лишь в самой сфере науки. Наука не может развиваться в отрыве от экономики страны, тем более в условиях, когда ставится задача построения экономики, основанной на знаниях.

Большое внимание в своей работе Президиум уделял решению проблем правового обеспечения деятельности Академии, взаимодействию с законодательными органами страны. <…> В соответствии с Поручением Президента России Академия наук совместно с Минобрнауки России подготовили предложения по уточнению правового положения и нормативно-правовой базы Российской академии наук, её научных организаций и учреждений. Предложения содержат рекомендации по вопросам – о порядке утверждения Устава, нормативном правовом обеспечении интеграции науки и образования и др.

Благодаря активной позиции РАН удалось на время отложить распространение на Академию некоторых налогов, которые могут существенно повлиять на деятельность её институтов. Речь идёт о налогах на имущество на земельные участки, находящихся под зданиями и сооружениями, используемыми для проведения научных исследований. К сожалению, действие существующих льгот прекращается с 1 января 2006 г., а механизмы компенсации до настоящего времени не выработаны. Эта проблема требует большой дополнительной проработки. <…>

<Слайд> В конце минувшего года была проведена совместная научная сессия Общего собрания РАН и Учёного совета МГУ им. М. В. Ломоносова, посвященная 250‑летию МГУ. Это знаменательное историческое событие отмечалось по существу всей научной общественностью страны. <…>

Реструктуризация. В 2004 г. принят ряд постановлений по реорганизации сети учреждений РАН. <Слайд>

В соответствии с постановлением Президиума РАН от 9 декабря 2003 г. реорганизовано 46 научных организаций РАН. <…> В это же время создано 6 научных организаций РАН, из них: Центральная часть РАН – 3, Дальневосточное отделение РАН – 3. В целях упорядочения деятельности научных организаций, повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований 3 научных учреждения переведены в состав отделений, соответствующих их направлению деятельности. <…> Ликвидировано 14 организаций и предприятий научного обслуживания и социальной сферы РАН.

В конце 2004 г. начался второй этап реструктуризации. Комиссией Президиума РАН по совершенствованию структуры РАН разработан проект Программы модернизации академического сектора науки. По этому вопросу мы заслушаем специальный доклад вице-президента РАН, академика В. В. Козлова – руководителя Комиссии.

Научные кадры. Численность работающих в научных организациях РАН последние годы находится практически на постоянном уровне. <Слайд> На 1 января 2005 г. общая численность работающих в научных организациях РАН составила более 113 тыс. чел. (113629 чел.), среди которых почти 50 % – это научные сотрудники. 65 % из них имеют учёные степени. Численность членов РАН составила 1211 чел., в том числе 493 академиков и 718 членов-корреспондентов РАН. <…> Отрадно отметить, что в минувшем году на работу в РАН было принято на 21,5 % больше выпускников вузов, а на штатные должности в научные организации РАН было принято около тысячи выпускников аспирантуры. Практически все аспиранты – в возрасте до 35 лет. Более половины молодых специалистов (56,2 %) осталось работать в научных организациях РАН, а 40,8 % из них поступили в аспирантуру с отрывом от производства. Вместе с тем возрастная проблема кадров академии по‑прежнему сохраняется. <…>

(Далее речь идет о наградах членам Академии.)

Подготовка научных кадров. <Слайд> Подготовка и аттестация научных кадров высшей квалификации для научных организаций РАН, а также для предприятий и организаций федеральных министерств, агентств и служб РФ осуществлялась в аспирантуре почти 90 % (87,3 %) научных организаций РАН. Численность аспирантов в научных организациях РАН на 1 января 2005 г. выросла на 5 % и составила более 8,5 тыс. чел. {8555). К научному руководству деятельностью аспирантов в 2004 г. привлечены около 5 тыс. чел. {4952 чел.), из них 3,4 тыс. чел. (3404) – доктора наук, в том числе 352 члена Академии. В 2004 г. количество выпускников, защитивших кандидатские диссертации в период обучения в аспирантуре РАН, увеличилось до 15,1 % (в 2003 г. – 12,1 %). В отчётном году из докторантуры выпущено 69 чел., в том числе с защитой или представлением к защите докторских диссертаций – 36 (эффективность 52,2 %).

Интеграция науки и образования. Организации РАН принимали активное участие в усилении взаимодействия фундаментальной науки с высшей школой в рамках ФЦП «Интеграция высшего образования и науки на 2002‑2006 гг.», <Слайд> В рамках этой Программы в 2004 г. осуществлялись проекты по четырём направлениям:

– обеспечение развития новых интегрированных форм научно-образовательной и инновационной деятельности;

– привлечение талантливой молодёжи в сферу науки;

– развитие информационных технологий на основе единых баз знаний;

– и улучшение материально-технического обеспечения науки и высшего образования. <…>

Проблема взаимодействия науки и образования рассматривалась на заседании Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации. Президентом России дано поручение о внесении в Государственную Думу проектов федеральных законов, обеспечивающих создание интегрированных научно-образовательных структур. Эта работа должна быть закончена уже в июне этого года.

Хотя эта проблема имеет самое прямое отношение к повышению эффективности государственного сектора науки, однако она не нашла своего отражения в документах министерства, представленных на рассмотрение правительства. Отмечу, кстати, что план деятельности по повышению эффективности науки, предложенный министерством, перегружен большим количеством отчётных докладов в Правительство и не содержит конкретных проектов нормативных и законодательных актов.

В поле зрения РАН находится и работа со средней школой, Этот вопрос также обсуждался на заседании Президиума РАН. В частности, по поручению Президента России В. В. Путина Академия подготовила предложения по улучшению положения дел с учебниками для средней школы, совместно с РАО начата реализация проекта по созданию нового поколения школьных учебников. По этим направлениям активно работает Комиссия Президиума РАН по образованию, которую возглавляет академик В. А. Садовничий. <…>

Финансирование академии. <Слайд> В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2004 г.» Российская академия наук совместно с региональными отделениями профинансирована по всем видам расходов в объёме 18 млрд 647 млн руб., что составило рост к 2003 г. 17,4 %. При этом финансирование фундаментальных исследований возросло на 19,1 %, (Бюджетное финансирование гражданской науки страны при этом возросло на 14,9 %.) <…>

К сожалению, здесь следует отметить, что в результате проведённой административной реформы управление федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» было передано в Федеральное агентство по науке и инновациям. Следствием таких изменений стало то, что уже в этом году в рамках программы не предусмотрены средства на проведение фундаментальных исследований. А это значит, что многие научные институты, в том числе и академические, лишились дополнительных средств на осуществление своей основной деятельности. <…>

Прирост средств федерального бюджета на 2004 г. прежде всего направлен на обеспечение программ фундаментальных исследований по приоритетным для государства направлениям науки. Так, финансирование программ Президиума РАН в 2004 г. возросло на 44 %, а программ отделений РАН – на 20 %.

Месячная среднегодовая заработная плата в 2004 г . в научных учреждениях РАН составила: по Центральной части – 6836,0 руб. (возросла на 18,7 %), УрО РАН – 6940,8 руб. (возросла на 30,3 %), СО РАН – 7158,0 руб. (возросла на 38,8 %) и ДвО РАН – 6800,0 руб. (возросла на 58,1 %) <…>.

Ежегодно, к сожалению, приходится констатировать, что существующая в бюджетной сфере Российской Федерации система оплаты труда на основе единой тарифной сетки не отвечает потребностям научных учреждений Академии. Предложения по изменению системы оплаты труда сотрудников академии были разработаны и одобрены Президиумом РАН. В ходе исполнения бюджета в 2005 г. этот вопрос должен наконец решиться в общем комплексе мер по реструктуризации сети учреждений РАН.

Бюджетное финансирование гражданской науки страны в 2005 г. возросло на 21,2 %, а финансирование РАН по основному виду деятельности – на 22,0 %. Предусмотренное федеральным бюджетом финансирование учреждений РАН в текущем году приведено на слайде. <Слайд> <…> Заметим при этом, что увеличение бюджетов фондов (РФФИ и РГНФ) произошло почти на 40,0 %. По нашему мнению, это не совсем верно. Фонды создавались для поддержки инициативных проектов, выполняемых либо отдельными учёными, либо небольшими группами учёных. Отсюда и условие по стоимости проекта. Фонды не могут быть альтернативным источником финансирования крупных фундаментальных исследований. По нашему мнению, доля фондов в бюджете науки не должна превышать установленную законом. Но, разумеется, в абсолютных значениях эти суммы должны ежегодно увеличиваться.

(Далее акад. Костюк рассказал об успехах и проблемах в области инновационной деятельности, об участии институтов РАН в выставках, о капитальном строительстве и материально-техническом снабжении институтов РАН.)

Несмотря на ежегодное улучшение оснащения институтов Академии научными приборами и современным оборудованием, положение материальной базы институтов остается неудовлетворительным. <Слайд> По‑прежнему более 50 % лабораторного оборудования институтов превышает 10‑летний «возраст» и лишь около 50 % вычислительной техники имеет 2‑летний срок. По просьбе РАН Правительство Российской Федерации выделило на эти цели 1,5 млрд руб. Вместе с тем для переоснащения академических институтов современным научным оборудованием требуется принятие на 5 лет специальной инвестиционной программы развития приборной базы РАН с объёмом финансирования не менее 3 млрд руб. в год. По имеющимся оценкам, реализация такой программы позволит уменьшить «средний возраст» оборудования до порогового значения, равного 8 годам. В развитых странах этот показатель равен 8 годам.

Информационное обслуживание учёных РАН. <…> В ноябре 2004 г. Информационно-библиотечным советом РАН совместно с Бюро совета директоров институтов РАН был рассмотрен вопрос о состоянии информационного обеспечения науки. К сожалению, по‑прежнему отмечены крайне недостаточные уровень и возможности доступа учёных к научной информации. Из‑за недостатка средств в 2004 г. количество приобретённой отечественной литературы (журналы и книги) снизилось на 20 %. Увеличение количества книг и иностранных журналов в 2004 г., 20 % из которых доступны в режиме on‑line, произошло за счёт разового выделения средств по разделу «международная деятельность». Роль библиотек как центров доступа к электронным ресурсам через интернет особенно возрастает в связи с тенденцией сокращения подписки на зарубежные журналы в печатной форме. Дефицит научной информации в значительной степени компенсировался Научной электронной библиотекой РФФИ (eLibrary.Ru), содержавшей более 2000 полнотекстовых иностранных журналов, из которьк не менее 50 % являются профильными для РАН. С целью улучшения информационного обеспечения Президиумом РАН принята специальная программа, которой руководит вице-президент РАН академик А. Ф. Андреев.

Издательская деятельность. <Слайд> Годовой объём выпуска литературы издательскими организациями РАН и учреждёнными ею структурами превысил в 2004 г. 130 тыс. учётно-издательских листов, что на 9 % выше уровня 2003 г. <..,>

Международные научные связи. Российская Академия наук осуществляла научное сотрудничество с научными организациями 59 стран на основе 104 двусторонних межакадемических и 6 межправительственных соглашений. <Слайд> В отчётном году только в рамках этих соглашений за рубеж выезжали 1200 учёных и специалистов Академии. Принято в РАН около 700 зарубежных учёных, не считая многих сотен обменных визитов по межинститутским научным связям. <Слайды> Российская Академия провела на территории России 237 международных конгрессов, симпозиумов, конференций, в которых приняло участие примерно 4000 иностранных учёных. <…>

Уважаемые коллеги! В своем сообщении о научно-организационной работе Президиума РАН я постарался проинформировать участников Общего собрания об основных (наиболее значимых) направлениях нашей работы. <…> Если у кого‑то возникли вопросы, я готов дать разъяснения.

Благодарю за внимание.

 

Яндекс.Метрика