Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 4 (37)
Сайт «Разум или вера?», 06.03.2006, http://razumru.ru/humanism/journal/37/shutov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2005 № 4 (37)

ГУМАНИЗМ И ПОЛИТИКА

От редакции

Публикуя тезисы А. С. Шутова 1, мы считаем необходимым подчеркнуть, что не разделяем идею создания гуманистической партии, поскольку рассматриваем гуманизм прежде всего как мировоззрение свободного и ответственного человека, сознательного гражданина своей страны и мирового сообщества. Многообразные формы социализации гуманизма позволяют ему входить в современную общественную жизнь и культуру в качестве программ просвещения и воспитания, в виде правозащитной деятельности, отстаивающей принципы свободы совести и убеждений, светскости государства, свободы мысли и слова, плюрализма политических идеологий, наконец, в качестве моральной силы общества, не позволяющей государству или иным социальным силам толкать общество на путь насилия, моральной деградации, коррупции и массовых преступлений. Гуманизм открыт всем легальным политическим партиям и движениям. Его задача в этой сфере – быть возможно более широко принятым всем спектром политических сил, поскольку очевидно, что всякая реальная политика не может проходить вне фундаментальных ценностей гуманизма. Однако гуманизм – это не идеология и не директива политбюро, он принадлежит всякому порядочному человеку и всякому нормальному социальному движению. Никто не имеет права монополизировать идею гуманизма или объявлять себя гуманистическим мессией.

Вместе с тем редакция ЗС не считает возможным лишать людей права высказывать и иные точки зрения. Вот почему мы публикуем этот материал.

 

ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО:

гуманистическая альтернатива

Тезисы для обсуждения

Александр Шутов

 

1. Объективный анализ истории человечества открывает положительную гуманистическую тенденцию – повышение уровня гуманности человека, общества и государства. Мировые гуманистический индекс (образованность и продолжительность жизни) и индекс развития человеческого потенциала (дополнительно производительность труда и уровень доходов) растут. И наоборот, антигуманизм исторически терпит поражение. В XX в. в классовой борьбе буржуазии и пролетариата исчерпали себя капитализм и коммунизм (социализм): сейчас они гуманизируются.

Все современные идеологии, а значит, и социально-политические движения и модели будущего человеческого общества и государства переживают кризис. Человечество лишилось идеала – мечты, идейно-политической цели – компаса. Но оно не может прогрессивно развиваться без видения перспективы. Всему миру нужна гуманистическая модернизация.

2. Субъективно гуманизм – это величайшие открытия интеллигенции: древний философский гуманизм, ранний религиозный гуманизм, средневековый культурный гуманизм, гуманизм эпохи Просвещения, социалистический революционный гуманизм XX в., современный мировоззренческий гуманизм и новый идейно-политический гуманизм.

3. Как первая в человеческой истории социальная революция (освобождение от тоталитаризма) и одновременно контрреволюция (по своей капиталистической цели и сущности) демократическая перестройка в СССР и либеральные реформы в современной России создали более свободные и более трудные условия для реализации человеческой личности и глобальной модернизации народа, общества и государства.

Мучительно происходит ломка и преобразование традиционно коллективистского менталитета российского народа в индивидуалиетическо-эгоистический. Переход от коммунистическо-индустриальной формации (цивилизации) к капиталистическо-постиндустриальной осуществляется неэффективно, негуманно, в интересах не большинства народа, а явного меньшинства его: чиновников и предпринимателей. По социальной сути в России осуществлен правый политический переворот от тоталитаризма бюрократической партократии к плюрализму буржуазно-бюрократической демократии. Государственно-патриотический либерализм-капитализм – не худший, но и не лучший вариант для России, так как он идейно-политически находится на уровне середины XX в. и способен только несколько улучшить положение российского народа. Из 200 стран мира наша родина по индексам человеческого развития и развития человеческого потенциала скатилась с 26 места в 1990 г. на 63 в 2003 г. Смертность в стране стала превышать рождаемость в полтора раза, и население уменьшилось на 4,5 миллиона человек (на 3 %), а в Кировской области – на 187 тыс. человек (на 11 %). И всё это при национальном богатстве России в 300‑350 триллионов долларов, 2 миллиона – на душу населения (первое место в мире).

России нужны не либерально-капиталистические, а гуманистические реформы.

4. В моём представлении идейно-политический гуманизм – новое, многогранное явление и понятие: 1) закон развития человечества и человека; 2) общественная цель – идеал; 3) мировоззрение, учение, наука; 4) социальная ценность и идеология; 5) интеллектуально-социальное движение и общественная практика, социальный прогресс; 6) политика; 7) общественная система и общественный строй, исторический тип общества.

5. Для гуманизма человеческая личность – самотворение и высшая ценность. Интересы, права и свободы человека приоритетны. Все люди равны и каждый из них неповторим и уникален. Диалектическая сущность гуманизма – всё для лучшей жизни человека, через развитие самого человека и всего человечного в обществе и в мировом сообществе. Не только все люди одного вида homo sapiens, но «лишь всё человечество вместе является истинным человеком» (И. Гёте), и без личности всё человечество неполное. Не только «человек есть мера всех вещей» (Протагор), но и гуманизм есть мера человека и общества. Не только «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» (Карл Маркс), но и развитие всех есть условие развития каждого. Не только «звание человека выше всех возможных человеческих званий» (Л. Н. Толстой), но и гуманное общество – благородный идеал человечества. Чтобы человек стал человечнее, нужны не только его нравственное самосовершенствование и воспитание, но и человечные обстоятельства. Можно взять девизом гуманизма формулу: «Один за всех (людей) и все за одного (человека)». Всестороннее прогрессивное развитие и здоровье, свобода и демократия, духовное и материальное богатство человека и народа – вот гуманистические критерии оценки уровня страны и всего человечества.

Цель гуманизма – счастье и развитие всех людей.

6. Как новаторская идеология и политика, гуманизм должен и может, в отличие от других идейно-политических направлений, вытекать из самоценности и неповторимости человеческой жизни, индивидуалистическо-коллективистской природы и сущности человека и общества. Гуманистическая политика – это всестороннее удовлетворение потребностей и развитие способностей народа. Её приоритеты: гражданская личность, образование и культура, демократия и самоуправление, интеллектуальная собственность, мир.

7. Гуманизм = либерализм + социализм. Гуманизм по современному содержанию – это положительный синтез лучшего, прогрессивного, человечного в либерализме и социализме: свобода и справедливость. Он основан на экономическом, социальном, политическом и духовно-идеологическом многообразии и разнообразии, на соревновании и объединении людей и народов. Свободный человек, гражданская личность, наука и творчество, созидательный труд, оплата по качеству и количеству произведенного, личная, общественно полезная инициатива, взаимопомощь, кооперация, индивидуальное и коллективное соревнование, социальное творчество, демократия и самоуправление народа, социально-правовое государственное регулирование, международное сотрудничество, мирное соперничество и интеграция – вот могучие источники гуманистического прогресса.

8. Пути (средства) гуманизма: образование и культура, физкультура и здравоохранение народа, социально-демократическое государство и зрелое и активное гражданское общество, социально ориентированный рынок и научно-технический прогресс.

9. Как общественный прогресс гуманизм обосновывается и опирается на философский диалектико-центристский подход и метод, отличный от релятивизма – радикализма и метафизики – консерватизма. Он не может быть застойным и не должен быть разрушительно революционным. Гуманизм созидательно эволюционен. Эта эволюция заключается в последовательном раскрытии, расцвете творческого потенциала человека и народа через демократические реформы на основе гражданского согласия и активности при соблюдении принципа социальной справедливости.

Гуманизм есть методологический и действительный центризм: идеологический синтез либерализма и социализма, политический демократический компромисс и консенсус, социально-интеллектуальный средний класс, экономический оптимум рынка и государства, патриотизм и планетарная этика и мировое гражданство. Настоящий идейно-политический центризм – только гуманизм! Его пока нет, так как интеллигенция еще «класс в себе», а не «для себя».

10. По сущности и роду деятельности интеллигенция – социальный источник и база гуманизма. Природа интеллигенции выходит за рамки «класса в себе» и даже «класса для себя». Это скорее «класс для всех» и «класс для других». В условиях НТР гуманизм является интеллектуально-социальным детищем и движением научной, технической, творческой и управленческой интеллигенции, более широко – всех интеллектуалов. Хотя большинство из них пока этого не знает. Многие интеллектуалы («мы не класс») таскают идейно-политические каштаны из огня в огонь или буржуазного капитализма, или пролетарского коммунизма. А некоторые, обжегшись на КПСС, стали аполитичными или антипартийными. По исследованиям социолога Староверова, классовая самоидентификация интеллигенции в нашей стране ниже среднего уровня: экономически – 40 %, социально – 50% и политически – 30%. Жаль, что в этом исследовании нет духовно-идеологического самоопределения.

11. Все другие социальные классы и слои – менее идейно-политически гуманистичны, менее современно прогрессивны, более консервативны и реакционны, так как связаны с уходящими общественно-экономическими формациями и цивилизациями. Интеллигенция же – это класс, в том числе и по интеллектуальной собственности, наступающего, постиндустриального, информационного, гуманного общества.

12. Как общественный строй гуманизм – новая цивилизованная культурная формация, или культурная формационная цивилизация. По Марксу, после коммунизма как осознанной необходимости следует практический, положительный гуманизм, «эпоха гуманизма = царству свободы». Это наиболее соответствующее человеческой сущности общество, интеллектуально сознательная, историческая ступень развития всего человечества.

Его составляющие: международная – мир и сотрудничество государств и народов при координирующей роли ООН; экономическая – интеллектуальная собственность, рынок и НТП, соединение труда, собственности и управления; социальная – интеллигенция и справедливое гражданское общество; политическая – социальное демократическое государство и многопартийность; духовная – гуманистическое мировоззрение граждан, первенство науки, образования и культуры, гласность.

13. При этом важно учесть историческую особенность, национальную специфику и менталитет, традиции народа, гармонически согласовывать его многонациональное разнообразие через патриотизм и интернационализм с глобальной модернизацией человечества. Этого не сумели понять советские перестройщики и российские горе-реформаторы – разрушители многонационального СССР. В мутной воде национализма (вплоть до грязи нацизма) легко ловят золотую рыбу своих интересов национальная компрадорская и западная буржуазия.

В XX и XXI вв. национальные государства – основные ячейки политического объединения и развития людей. Гуманизм, если это не воздушное, а земное общество, может и должен быть патриотическим. Патриотизм – реальная диалектическая связка человека и человечества, общества и государства.

Гуманизм + патриотизм + федерализм – вот формула прогресса России и превращения её в одну из передовых стран мира.

В отличие от СССР Россия может и должна стать настоящим федеративным государством: с сильным центром и сильными равноправными субъектами, с развитым местным самоуправлением.

14. «Кто колокольчик привяжет?» Создаст гуманизм сам Человек – гражданин: гуманист и патриот. Исторически по менталитету стихийно, бессознательно большинство россиян близки к такой позиции. Но для них гуманизм – пока только нравственное понятие: человеколюбие. Этого недостаточно. Нужен новый гуманизм: научный и организованный.

15. Международное гуманистическое движение действует с 1933 г. с четырьмя Манифестами гуманизма. В 1989 г. во Флоренции (Италия) на I Международном конгрессе представители 39 гуманистических партий создали Гуманистический интернационал. В Международный этический и гуманистический союз входят 100 организаций из 35 стран с общей численностью более 5 млн человек. Он ежеквартально выпускает журнал «Международные гуманистические новости».

В 1990 г. в Ленинграде создавалась Гуманистическая партия России, была принята её программа, и с 1992 г. в Санкт-Петербурге собирается международная коалиция «За гуманизм». С 1995 г. действует Российское гуманистическое общество, имеющее 20 региональных отделений, издаётся журнал скептиков, оптимистов и гуманистов «Здравый смысл», выпущена в свет серия книг о гуманизме, в том числе книга С. С. Перуанского «Манифест Гуманистической партии». С 2000 г. выпускается вятская идейно-политическая газета «К гуманизму».

16. Классификация гуманизма и гуманистов. По источнику, сущности и содержанию гуманисты бывают шести видов: религиозные (Бог выше выдумавшего его человека – рабский гуманизм), светские (человек выше выдуманного им Бога – атеистический гуманизм), природные, экологические (природа выше человека – крестьянский гуманизм), либеральные (индивидуализм выше коллективизма – буржуазный гуманизм), коммунистические (коллективизм выше индивидуализма – рабочий гуманизм) и научные (у человека индивидуалистически-коллективистская природа и сущность – гражданский интеллектуальный гуманизм). По характеру и высоте действий есть пять типов гуманистов: стихийные – человеколюбивые (большинство), убеждённые – мировоззренческие (меньшинство), благотворительные – спонсоры, организованные – просветители (в России – 400 человек) и идейно-политические – партийные (у нас в стране таковых единицы). По приоритетности выделяются специфические гуманисты: народники с жизнью для счастья народа, правозащитники, выступающие за права и свободы каждого человека, пацифисты – миротворцы, борцы против вредных для здоровья человека веществ и привычек, общественники и помощники детям, инвалидам и ветеранам… Можно также по роду деятельности назвать профессиональных гуманистов: гуманитарных ученых, учителей, врачей, психологов, социальных работников, юристов, деятелей и работников культуры, политиков, государственных и муниципальных служащих, журналистов, священников… По методу действия – два рода гуманистов: насильственные – революционеры и мирные – эволюционисты-реформаторы.

Разнообразие видов и типов современного гуманизма – это показатель развития и поиска, одновременно его слабость и перспектива роста.

17. Сейчас актуальны четыре взаимосвязанные творческие задачи: 1) гуманистическое просвещение и патриотическое воспитание народа; 2) разработка новой гуманистической идеологии и политики в России; 3) создание Российского интеллектуального, идейно-политического гуманистического союза – партии гуманизма России и вступление её в Гуманистический интернационал; 4) ускорение и усиление гуманизации российского государства и общества в сотрудничестве с мировым сообществом.

18. По социальной базе, идеологии и политике в принципе левые политические партии являются рабоче-коммунистическими, а правые – буржуазно-капиталистическими. Нужна новая партия интеллигенции, соединяющая в своей политике гуманистическую идеологию с гуманизацией общества.

В идейно-политической конкуренции и конструктивной оппозиции с сильным правым центром: президентом РФ Путиным и партией власти «Единая Россия» – партией государственно-патриотического капитализма в нашей стране должен родиться сильный новый центр – партия гуманизма и патриотизма. Её цель – созидание гуманизма. РПГ – партия выражения интересов интеллигенции и развития российского народа. Это партия нового типа XXI в.: авангардно-интеллигентская, создатель структур и инициатив гражданского общества. Это партия парламентская, для которой власть – средство улучшения духовной и материальной жизни народа. Принципы РПГ: идейная общность, демократическое единство, самоуправление, товарищество и личный гуманистический пример её членов.

19. Особое внимание – к молодёжи, к её перспективной роли. У неё меньше стереотипов и комплексов, ей ближе новаторство, в том числе идейно-политическое. Будущая гуманная Россия – за молодыми россиянами – гуманистами и патриотами.

Например, в Кирове с 1998 г. действует Клуб молодых политиков, один из первых среди 22 подобных объединений молодёжи в России. Его цель – подготовка прогрессивных политических лидеров-гуманистов и патриотов. Теоретические, методические и практические занятия широки и разнообразны по направлениям, средствам, формам и методам, организационным структурам. Клубом разработан и реализуется перспективный комплексный (исследовательский, просвещенческий и организационно-практический) проект «Кировское молодёжное правовое демократическое федеративное государство», рассчитанный на 2002‑2006 гг. Нами проведено комплексное социологическое исследование на тему «Избирательная активность молодёжи муниципального образования "город Киров"». Создана система политического образования молодёжи из 6 специализированных клубов. Организованы выборы руководящих структур 11 «молодёжных государств». Проводится деловая игра «Высшее "теневое" молодое руководство России». И как результат – участники КМП идеологически и политически растут. При выборе национальной идеологии и политики современной России они единогласно проголосовали за патриотизм и добавили многие перспективные гуманистические идеи. Из 15 учредителей Кировского регионального отделения Российского гуманистического общества 8 – юноши и девушки, в том числе 6 из КМП.

В 2003 г. клуб молодых политиков выступил с Обращением и предложениями по повышению политической культуры и активности вятской молодёжи, а в начале 2004 г. разработал и направил гуманистические предложения новым губернатору Кировской области и президенту России по повышению демократичности и эффективности государственной власти и управления в области и стране.

20. Гуманистическая тенденция в нашей стране действует и развивается «через тернии к звёздам» новой великой России. В целом наша Родина по уровню организованного, особенно идейно-политического, гуманизма отстаёт.

21. Гуманисты, объединяйтесь в Российскую партию гуманизма! В интеллектуальную партию – катализатор гуманистического прогресса России и россиян.

Авторитетное суждение Р. А. Медведева: «Ваши, тезисы о гуманизме мне нравятся, но как всё это реализовать, я не знаю. Создать вокруг тезисов новую партию невозможно. Нужна более конкретная программа».

Ответ: «Значение тезисов для будущей Российской партии гуманизма – подготовительное: участие в разработке новой идеологии и политики, пропаганда и, главное, поиск единомышленников. Сейчас образуется инициативная группа по созданию РПГ».


Александр Семёнович Шутов председатель Кировского регионального отделения Российского гуманистического общества, редактор вятской идейно-политической газеты «К гуманизму», руководитель Кировского клуба молодых политиков. Контактный телефон: (8332) 25‑31‑80. Сайт в Интернете: http://kgumanizmu.narod.ru. E‑mail: gumanizm_shutov@rambler.ru

 

Яндекс.Метрика