Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 4 (37)
Сайт «Разум или вера?», 13.02.2006, http://razumru.ru/humanism/journal/37/utrobin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2005 № 4 (37)

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАУКА И ГУМАНИЗМ –

важнейшие ценности образования

Игорь Утробин

 

аука и гуманизм – это главные содержательные составляющие образовательного процесса. Каким – в свете этого – мыслится сознание выпускника вуза третьего тысячелетия?

Прежде всего, это высококвалифицированный профессионал широкого профиля, его мировоззрение опирается на глубокое знание фундаментальных, междисциплинарных и специализированных дисциплин. Экологические и другие глобальные проблемы заставляют нас думать не только о фундамектализации образования, но и о двух других его составляющих – гуманистической и экологической, согласно которым стратегически необходимо относиться к другому человеку (обществу) и природе как к цели, а не средству. Эти императивы нетрудно формулировать, но пока сложно практически реализовать, ибо речь идёт о кардинальном, качественном изменении в осознании объективной необходимости этого изменения отношения к обществу и природе. Если гуманистический принцип межличностных отношений дополнить своего рода законом межнационального общения: предъявляй к соседу и его отношению ко мне такие же требования, как и к своему отношению к соседу, – то расовые, межнациональные, бытовые, семейные проблемы, кажется, были бы решены. Но практика противится этому, не даёт воплотить его в действительность.

Условия человеческого существования на Руси, в России, Советском Союзе, Российской Федерации всегда отличалась тем, что жизнь отдельного человека, индивида, личности как таковой не ставилась ни во что, тогда как авторитет власти был и остаётся непомерно высоким, и власть неуважительна, если не сказать агрессивна, по отношению к рядовому члену общества. Высылка за рубеж парохода с научной и философской интеллигенцией в 1922 г., физическое уничтожение О. Мандельштама, В. Мейерхольда, Н. И. Вавилова, горьковская ссылка А. Д. Сахарова – эти и многие другие знаковые действия тоталитарного государства всем хорошо известны, но даже и это в нынешний информационный век мало что меняет как в психологии государства, так и в психологии граждан. Эти преступления государства, вероятно, всё же не смогли оказать значительного влияния на генетический фонд нации, но изменили её реальный состав и способ бытия. «Нас обрекли на медленную жизнь, мы к ней для верности прикованы цепями» (В. Высоцкий).

Как следствие, реформаторы последних лет и их оппоненты оказались тривиально неталантливы, а гражданское общество, судя по всему, формироваться не торопится. Исторически, т. е. условиями «проклятого прошлого», это объяснить легко. Но если мы удовлетворяемся этим, то рано или поздно у нас не окажется будущего. Иррациональная действительность настоящего голосует за это. Нам остаётся только бояться не только нашего прошлого, которое во многом насильственно по отношению к человеку, но и будущего, которое может стать таким же.

И тем не менее, если есть мы и Россия, то шанс сохраняется. Древо жизни основательней любых теоретических положений и даже традиций. Раз мы не нужны правящим кругам, то и они не нужны нам. Проблема управления переходит в проблему самоуправления. Наверное, если каждый на своём месте будет выполнять своё дело грамотно, согласно со здравым смыслом и профессиональной, гуманитарной и экологической составляющими образования, то общее дело и пойдёт, и ненавязчиво объединит нас. Категорический императив такой деятельности просматривается достаточно ясно: поступай так, чтобы ты и мир улучшались (развивались), не нанося ущерба ни национальным и общечеловеческим интересам, ни матушке-природе.

Соединение таких планетарных ценностей, как наука и гуманизм, с институтом образования и новый, сегодняшний поиск молодёжью свободной и достойной жизни позволяют с нарастающим оптимизмом смотреть в возможное многовариантное жизненное будущее России. Конечно, сами по себе наука, гуманизм и образование не смогут вывести страну из социально-экономического кризиса, но они могут во многом способствовать выходу из этого состояния. Важно, чтобы пафос деятельности молодого поколения был продуктивным: «…Одной только тоской и ожиданием ничего не сделаешь, и нужно действовать по‑иному – нужно обратиться к своей работе и соответствовать "требованиям дня" – как человечески, так и профессионально. А данное требование будет простым и ясным, если каждый найдёт своего демона и будет послушен этому демону, ткущему нить его жизни» (М. Вебер).

 

Яндекс.Метрика