Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 1 (38)
Сайт «Разум или вера?», 20.07.2006, http://razumru.ru/humanism/journal/38/rebrova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2005/2006 № 1 (38)

МНЕНИЯ

Предложение о включении
во «Всеобщую декларацию
прав человека»

положений об обязанностях
человека

Ирина Реброва

 

 названии «Всеобщей декларации прав человека», принятой и провозглашённой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г., говорится только о правах человека и не говорится о его обязанностях. Вместе с тем в тексте Декларации есть два положения, в которых упоминается об обязанностях, – статьи 1 и 29. Поэтому можно было включить в название Декларации не только «права», но и «обязанности».

Считаю, что в Декларацию необходимо включить намного больше положений об обязанностях человека, следующих из общепринятых норм этики и морали. Недекларирование обязанностей человека – это пробел в естественном представлении о миропорядке, лишающий человека необходимой ему моральной опоры. Человек, не знающий своих естественных обязанностей и общепринятых запретов в поведении, может в сложных обстоятельствах, под воздействием тех или иных негативных влияний пойти на преступления против людей, общества и природы.

В «Гуманистическом манифесте 2000» (разделы «V. Этика и разум» и «VII. Планетарный билль о правах и обязанностях») содержится ряд положений о моральных ценностях и о необходимости следования ряду принципов. Эти положения отнесены в некоторых случаях только к гуманистическому мировоззрению и тем, кто его придерживается, однако они вполне могут служить основой для декларации обязанностей любого человека. В частности, там указывается:

• «Существенной для гуманистического мировоззрения является задача претворения высших этических ценностей в жизнь»;

• «Моральные склонности глубоко коренятся в человеческом естестве и развивались на протяжении всей истории человечества»;

• «Гуманисты отдают себе отчёт в нашей ответственности и обязанностях по отношению к другим»;

• «Такие качества, как способность сопереживания и заботливость по отношению к ближнему, весьма существенны для нравственного поведения. Это предполагает, что нам следует развивать в себе альтруистическое отношение к нуждам и интересам других людей. Краеугольным камнем морального поведения являются общечеловеческие нормы морали; другими словами, те главные нравственные достоинства, которые признаются людьми повсюду независимо от их культурной и религиозной принадлежности. А именно: мы должны говорить правду, сдерживать обещания, быть честными, искренними, доброжелательными, надежными и ответственными, проявлять верность, понимание и благодарность; должны быть беспристрастными, справедливыми и терпимыми; уметь осмысливать и преодолевать наши различия и стремиться к сотрудничеству; мы не можем добиваться чего-либо хитростью или насилием, причинять увечья или иной ущерб другим людям. Хотя гуманисты и призывают к свободе от гнетущих пуританских догм, в той же мере они отстаивают идею нравственного долга»;

• «Одним из первых пунктов в гуманистической программе действий является обеспечение морального воспитания детей и юношества»;

• «В случае противоречий с другими людьми нам следует искать согласия, где только возможно, путём разумного диалога»;

• «Необходима готовность корректировать свои этические принципы и ценности в свете существующих реальностей и того, что мы предвидим в будущем. Учитывая ценный моральный опыт прошлого, мы должны искать и новые решения моральных дилемм, как извечных, так и нынешних»;

• «Достойной следует считать этику, основанную на принципах. Это значит, что цель не оправдывает любых средств; напротив, характер самих наших целей определяется средствами, которыми мы пользуемся»;

• «Мы должны стремиться к тому, чтобы обеспечить каждому человеку экономическую безопасность и достойный заработок. <…> Важнейшим условием достижения этой задачи является готовность людей помогать самим себе: каждый должен прилагать собственные усилия к тому, чтобы иметь достаточный доход»;

• «Те, кто предпочёл иметь детей, берут на себя определённые обязательства: родители должны создать детям безопасную и благожелательную обстановку. Дети не должны подвергаться насилию со стороны родителей. Не допускается принуждать детей младшего возраста и подростков к работе взрослых или слишком тяжёлому труду. Родители не могут пренебрегать своими обязанностями по отношению к детям или отказывать им в достаточном питании, необходимых санитарных условиях, крове, врачебной помощи и защите».

В соответствии с изложенным предлагаю внести некоторые изменения и дополнить Декларацию рядом положений об обязанностях человека. В этом случае тем более следует изменить название Декларации на «Всеобщая декларация прав и обязанностей человека».

Существующий текст

«Статья 1.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

При прочтении статьи 1 возникают следующие соображения.

1. Сомневаюсь в том, что все люди наделены от рождения совестью. Скорее совесть – социальное свойство, развивающееся при жизни индивидуума в обществе. Врождёнными являются способности к логическому мышлению, состраданию, которые и способствует формированию совести.

2. Провозглашена обязанность людей поступать в отношении друг друга «в духе братства». По смыслу фразы имеются в виду отношения между любыми людьми. Однако отношение «в духе братства» недостаточно для характеристики отношения, которое должны проявлять люди к своим родителям и другим старшим родственникам, и вообще старшим по возрасту людям. По отношению к тем, кто родил и взрастил их, они должны поступать не только «в духе братства», но и в духе почтения и благодарности.

Предлагаемая редакция

«Статья 1.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и способностью сочувствия, и поэтому должны сознавать ответственность и обязанности по отношению к другим и поступать в отношении друг друга в духе братства. Отношение человека к своим родителям и другим старшим по возрасту людям должно быть проникнуто также духом почтения и благодарности».

Существующий текст

«Статья 29.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Человек имеет обязанности не только перед обществом, но и перед природой. Человек создан природой, и он – часть природы. Поэтому разум и чувства, которыми он наделён, следует использовать для выражения благодарности природе за своё существование и поддержания её. Таким образом, будет существовать замкнутое кольцо положительных воздействий, и только такое кольцо обеспечивает устойчивость всей системы «природа, включающая человека». Поддержание природы – естественный долг человека перед тем, что его создало и тем, что даёт ресурсы для его существования. Как самый сильный в природе, он – в ответе за её благополучие. Тело и разум человека должны жить в гармонии с природой и поддерживать её, а не разрушать. В частности, жизнь и деяния человека должны быть в гармонии с его природой.

Предлагаемая редакция

«Статья 29.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. Каждый человек должен делать всё необходимое для сохранения и процветания природы, частью которой он является.

3. Каждый человек обязан заботиться о своем здоровье, жить и действовать в гармонии со своей природой.

Далее – существующие положения с новой нумерацией:

4. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

5. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединённых Наций».

Предлагаю также дополнительные положения во «Всеобщую декларацию прав и обязанностей человека»:

• Основным способом улучшения собственного благосостояния человека и его семьи должен быть его труд с использованием своих способностей в целях созидания.

• Моральные качества глубоко коренятся в человеческом естестве и развивались на протяжении всей истории человечества. Человек должен поддерживать и развивать в себе чувство нравственного долга, альтруистическое отношение к нуждам и интересам других людей. Он должен быть правдивым, честным, доброжелательным и ответственным.

• Моральное поведение должно проявляться в первую очередь к своим и чужим детям, своим родителям и другим пожилым людям. Родители должны обеспечить своим детям благополучную, безопасную и благожелательную обстановку. Они обязаны передать детям основные моральные устои общества. Дети должны уважением и благодарностью отвечать на любовь и заботу своих родителей. Взрослые дети должны заботиться о своих родителях и старших родственниках, оказывать им физическую, моральную и материальную помощь.

• Конфликты и противоречия между людьми и народами должны разрешаться путем мирного диалога и достижения компромисса.

• Любая деятельность должна находиться в гармонии с общепринятыми этическими принципами. В ней не должны применяться средства, противоречащие этим принципам.

• Коррекция этических принципов в свете новых реальностей не должна приводить к их отступлению от извечных основ – сохранения природы и жизни, созидательной деятельности, стремления ко всеобщему благу.

Изложенное выше является лишь дилетантским предложением и может быть скорректировано с учётом замечаний. Буду благодарна всем, кто проявит интерес к данному предложению и выскажет свои замечания. Готова к взаимодействию со всеми, кто разделяет мою точку зрения на необходимость декларирования обязанностей человека.

 

Яндекс.Метрика