Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 2 (39)
Сайт «Разум или вера?», 05.10.2006, http://razumru.ru/humanism/journal/39/rustanovich.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2006 № 2 (39)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТРАНИЦЫ

У КОГО
ГУБЫ ТОНКИЕ

Разговорный этюд

Николай Рустанович

 

огда едешь из Москвы, то Вологды ждёшь: здесь в ночное время много пассажиров выходит, других почти не появляется, можно занять нижнюю полку, часто и быть одному в плацкартном отсеке, уютно расположиться, хорошо выспаться, а утром и до середины дня, до станции Костылёво (откуда обычно еду автобусом до Тарноги) не спеша попивать чаёк и спокойно почитывать что-нибудь философское. Так же и другие пассажиры делают, но не все, конечно. Многие находят в пути компанию себе и не расстаются со своими местами, не ищут персонального покоя. И выяснилось однажды, что те, кто не ищет уединённости, – не русские…

Перебрался я как-то раз с боковой полки возле туалета (билеты беру в день отъезда, последние) в середину вагона, к приличному на вид пассажиру, в тусклом свете читающему газету. Заметил и название: «Эра России». Он внимательно всмотрелся в меня, оглядел меня поверх своих несовременных роговых очков. Ничего не спросил, не сказал, да и я не стремился к разговору, спать улёгся. Подумал, что бухгалтер и патриот. Слишком уж громкое название у газеты. И что же может быть такого интересного в ней, если хочется читать или дочитать её среди ночи? Утром спрошу.

Утром, очищая апельсин, увидел, что попутчик продолжает читать, а возле него лежит кипа газет. Вспомнил выражение М. Цветаевой: «Читатели газет – глотатели пустот!». Сказать бы вслух! Не нравился мне этот тип. И костюм его не нравился, мешковатый и серый, со слабым блеском засаленности. Не перебраться ли ещё куда? До Костылёво оставалось – часов шесть ехать. Ехать и слышать шуршание? Или разговорчик начать? Спросить: «Политикой интересуетесь?» А вдруг он, как это обычно бывает, начнет занудно ахинейничать, клеймить позором Ельцина, Горбачёва, а то и Сталина вспоминать. Нет уж, своё пока почитаю.

Прищёлкнув по газете, попутчик аккуратненько сложил её, добавил в кипочку вложив в нужное место. И располагающе-улыбчиво заявил:

– Вот я смотрю на вас, молодой человек, и чувствую, что вы – настоящий русский.

– Я?

– Вы седоватый, а были – светловолосым, русым.

– Так, пожалуй.

– У вас вытянутая продолговатая форма головы. По-научному – черепа. Тонкие губы. Вы искали свободное место, и вам не повезло, что нет совсем свободных купе. Вы наверняка в буфете ищете свободный столик, не встанете за ним с другими. Так?

– Пожалуй, что так.

– Вы не лезете к людям с разговором, не навязываетесь никогда. Если их много – молчите. Так?

– И поэтому – русский?

– Не криминальную газетёнку, не эротическую читаете, а книгу серьёзную. Рикерт? «Конфликт интерпретаций»?.. Много было философского на земле. И книг в мире много… Вы от природы склонны к абстрактному мышлению. Можете освоить многое, не предпочитать при этом кого-то одного, не следовать за автором. Вы любите, например, Гегеля или Платона?

– Любить – не люблю, но Гегеля – предпочитал.

– Я так и думал. Вам близок диалектический идеализм.

– Он всем русским близок? При чем здесь русскость? У меня польско-белорусское происхождение.

– Это вы по невежеству так считаете. Вы – русский. Русских – немного. Мало нас, русских. Процентов тридцать осталось. Не больше.

– Нет их, – говорю, – чисто русских-то. Перемешались за годы истории. Не вернёшь.

– Есть! Есть! И вернуть можно… Не пора ли нам позавтракать? У меня и кофе есть с собой крепкий. Не поддельный. Не терплю подделок. А вы?

– А я – привык. Человек ко всему привыкает.

– То-то оно, молодой человек. Вот и русские привыкли к историческим подделкам. И только в душе, в глубине своего древнего духа способны сопротивляться.

Уселись у столика.

– Есть русские! – повторил Павел Евгеньевич, уверенно нарезая колбасу пластмассовым ножичком.

– Я и не предполагал, что таким можно пользоваться.

– Учитесь!

Он поучающе стал пояснять, что «в истинно серьёзном смысле», если я хочу понимать расовые типы, только нордический тип выражает «непосредственную русскость».

– Хочу понимать, – соглашаюсь, – а остальные как же?

– А остальные – русскоязычного происхождения. Угро-финского, тюркского, славянского…

– И славянского?

– Ассимилированы. Славяне – они, предположим, братья, но – не русские. Финно-угорцы и славяне – они относятся к восточно-балтийскому расовому типу.

 

– Ну и что? Ну и пусть.

– Нет! Не пусть. В этом типе постоянно действует склонность к безудержному пьянству. Чисто русские – не пьянствуют, не напиваются до потери сознания. Не губят Россию. Не предают дух древней Руси. Вы говорили, что из Тарноги. Тарнога – это разве по-русски звучит? Вся ваша округа там – финно-угорская. По названиям речек и многих деревень это ясно. Важно и другое. Почему не любят русских украинцы, хорваты, поляки, болгары или чехи? Оно в крови, такое безлюбие. Такая неприязнь. И вовсе не связано это с прежней властью, не раз предававшей их. Вы на Украине – бывали, нет?

– Ну а как же. Есть родственники там. И в Киеве, и под Борисполем…

– Не замечали, что среди украинцев вы как бы сам не свой? Что на вас со стороны гладят, с усмешечкой? Как на москалей. И попробуй обмолвиться, что вы не за «вильну Украину».

– Замечал, пожалуй.

– А сами они среди нас – как рыбы в воде. Не замечали?

– Не думалось об этом. Но если так мало русских и так редок нордический тип, то о чём печаль? – спрашиваю. – Из тридцати оставшихся процентов – половина взрослых… И вот из этой половины вы хотите воссоздать возрождение? Или вы просто переживаете, за древность-то?..

Ещё я был просвещён тем, что настоящие русские были равнодушны к заграничной династии Романовых, поэтому и поддержали большевиков. Но особенно я удивился, узнав, что даже в Китае мало настоящих китайцев, там давно, свыше 2 тысяч лет, живут больше 150 миллионов ассимилированных евреев, малоотличимых но облику, и что Китай стал большой надеждой мирового еврейства, его усиленно накачивают инвестициями, поэтому и развивается быстрее России.

Павел Евгеньевич поехал дальше, до Котласа. Он, как я понял, инспектирует национал-патриотические ячейки, а я с удовольствием уселся в автобус до Тарноги. Осмотрелся. Среди русских я или нет. У кого череп продолговатый и у кого губы тонкие.

7.01.2006

 

Яндекс.Метрика