Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 3 (40)
Сайт «Разум или вера?», 28.12.2006, http://razumru.ru/humanism/journal/40/krasilnikova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2006 № 3 (40)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ВЕРНУТЬ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Гуманистическая составляющая современного физического воспитания

Наталья Красильникова

 

аше время – время повышения политических, гуманитарных, техногенных, экономических, экологических и других опасностей. Специалисты называют современное общество «обществом риска». Учёные и педагоги Ю. Тихомиров, А. Хачатуров, Я. Волков и др. считают, что сегодня на первый план выходят опасности и угрозы, направленные непосредственно на подрыв ценностных основ общественной и личной жизни. Выдающиеся современные учёные различных специальностей едины во мнении, что особое внимание необходимо сосредоточить на воспитании духовной, т. е. мировоззренческой, нравственной, гражданской и экологической культуры молодых граждан России, находящихся сейчас под мощным деструктивным информационным воздействием. Нельзя не видеть, что появляется всё больше людей, лишённых адекватных нравственных ориентиров, чуткого отношения к миру. Всё очевиднее проявления извращённого понятия о чести и достоинстве. Столкнувшись с проблемами в человеческих отношениях, такие люди ведут себя агрессивно и цинично, демонстрируя примитивные стереотипы поведения. Психологи и педагоги, работники правоохранительных органов отмечают рост насилия и агрессии в обществе, увеличение числа правонарушений, связанных с нанесением вреда здоровью, повышение детской и подростковой преступности. Они отмечают, что преступность с каждым годом молодеет, причём в число правонарушителей попадает всё больше детей из материально благополучных семей.

По моему убеждению, рост агрессии в молодёжной среде связан не только с демонстрацией насилия с экранов телевизоров, но и с уменьшением гуманистической составляющей современного физического воспитания. Сейчас деятельность в сфере физического воспитания подрастающего поколения не ориентирована на нравственные общечеловеческие идеалы, ценности Жизни, Добра, Истины, Красоты. В современном физическом воспитании – засилье разного рода боёв и жёстких игровых видов спорта. 9 июня 2005 г. в новостях НТВ в 20.30 (по московскому времени) сопредседатель организации восточных единоборств В. Трутнев на всю Россию с гордостью заявил: «Единоборствами у нас сейчас занимается столько, сколько всеми остальными видами спорта, вместе взятыми. И не заметить это просто невозможно». Ежегодно все учреждения и организации, занятые в сфере образования и физического воспитания, отчитываются перед вышестоящими инстанциями о своей работе. В стандартную форму отчёта включены 104 вида спорта, из них 13 имеют ориентацию на бой и агрессию. Получается, что 13 боевыми видами спорта занимается столько молодёжи, сколько остальными 91 видом!

 

Наши чиновники от физического воспитания с умилением рассказывают, на сколько тысяч ежегодно увеличивается число детей, в частности школьников, занимающихся боевыми искусствами. Заметьте: радуются не соревнованиям в беге, гимнастике, прыжках, играх, поднятии тяжестей и т. п., участники которых стремятся установить, кто лучше (быстрее, красивее, сильнее), а тем состязаниям, в которых, по сути, выясняется, кто хуже: агрессивнее, ожесточённее, кто сильнее ударит и удачнее собьёт противника с ног…

Естественное рефлекторное отвращение к сценам насилия, чувство, что, скажем, ударить человека по лицу – чудовищно, напрочь атрофировалось в современном обществе, не осталось его и у высокопоставленных руководителей в сфере образования и физического воспитания. Общество более всего озабочено экономико-бытовыми проблемами, а чиновники от образования не придают значения ценностному аспекту преподавательской работы.

Весь современный криминал вышел – это уже общепризнанно – из боевых искусств. Государство 20 лет назад выпустило «боевого джинна» из бутылки. «Преподаватели-бойцы» перестали нести моральную и юридическую ответственность за своих воспитанников, зато, с какими нравственными и ценностными ориентирами приходят к ним обучающиеся и куда понесут они свои боевые умения потом. Отрицательных примеров из жизни, к сожалению, слишком много. Последствия – очевидны. За 20 лет огромное количество молодых юношей и девушек, воспитанных на агрессии в секциях боевых искусств, пришли в общество. Лишь незначительная их часть решила работать в правоохранительных органах, намного большая принесла воспитанную в детском и подростковом возрасте агрессивность на улицы, рабочие места и в собственные семьи, где эти «бойцы», в свою очередь, стали образцом для подражания.

Психологами доказано: цель любого занятия, в том числе и обучения нанесению повреждений, определяет поведенческий, социальный и эмоциональный компоненты общения. Обученный разрушать и убивать созидать не способен.

Согласно теории физического воспитания и спорта, «боевые искусства – это виды деятельности человека, связанные с силовым решением конфликтов на государственном и бытовом уровнях». Но не слишком ли далеко расходятся понятия «удар сверху тыльной частью кулака», «удар ногой в сторону ребром стопы», «удар в прыжке», «подсечка», «удар ребром ладони сбоку», «удар по голове или шее», «блокирующие движения», «удары в голову ребром ладони спереди» и многие другие, обозначающие боевые приёмы, с этическими и эстетическими ценностями? Ясно, что они диаметрально противоположны гуманизму и гуманистическому воспитанию.

Некоторые апологеты боевых искусств упорно твердят об их особой «гуманности», хотя для этого нет ни практических, ни теоретических оснований, ибо любое боевое искусство по своей сути предполагает насилие и как минимум физическую боль. А. Г. Дрижика, например, установила, что при обучении двигательным действиям происходит формирование различного рода установок на осознание нравственных (или безнравственных) задач, моделей вероятного поведения, определённого образа действий в рамках усвоения образа идеального личного Я. Изучение результатов занятий в школе у-шу, проведённое B. Г. Лазаренко, А. А. Рукавишниковым и C. А. Ярутовой, показало у 14 – 18-летних испытуемых в числе прочих изменений повышение агрессивности. В. П. Умнов и Т. А. Таланова, изучая роль страха и тревоги в спорте, выявили, что «наиболее часто при занятиях спортом страх испытывают представители единоборств, лёгкой атлетики, плавания, значительно реже – представители гимнастики, лыжного спорта и спортивных игр».

В Белгородском государственном университете несколько лет исследовалось влияние ведущих видов спортивной деятельности на формирование личности. Установлено: с ростом спортивного мастерства у многих юных спортсменов происходит формирование неадекватной самооценки, повышение уровня тревожности, снижение уровня притязаний и мотива достижения успеха, а также доминирование материальной ориентации в системе ценностей, снижение мотивов самосовершенствования и возрастание лично престижных мотивов занятий спортом. А что происходит с приверженцами видов спорта, так или иначе связанных с насилием? Очевидно, ничего хорошего.

Исследование влияния занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков с асоциальным поведением, проведённое группой учёных ВНИИФК (В. А. Кабачков, С. Ю. Тюленьков, В. А. Куренцов) в 2003 г., показало: «Занятия единоборствами повышают агрессивность у 54 – 59 % занимающихся, поэтому не могут быть рекомендованы».

В практике единоборств агрессивность является нормой, поскольку способствует успеху. По мнению психологов, агрессивность приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление.

Если учить молодёжь боевым умениям и навыкам, то она естественным образом будет стремиться реализовать на практике эту готовность к бою. Какие установки получает занимающийся агрессивными физическими упражнениями, такие отношения и потребности он в себе и формирует. Психологами доказано: запрет не уничтожает потребность, коль скоро она уже существует, а делает её проявления особенно неожиданными и опасными. Искусственно насаждаемая потребность в агрессии порождает социально опасную личность и её культуру. Вот мы и имеем дикие неуставные отношения в армии, криминал на улице и в школах, физическое устранение людей, пропагандирующих идеи гуманизма.

Известные педагоги: М. Я. Виленский, В. К. Бальсевич, В. А. Сластёнин, Ш. А. Амонашвили, Д. Н. Давиденко, Г. Н. Пономарёв, Е. М. Ларина и др. – уже давно пишут о личностно-ориентированном образовании и гуманитаризации образования, указывая, что направленность образовательного процесса на гуманитарные ценности физической культуры позволяет рассматривать её как один из важных содержательных аспектов культуры вообще, наряду с интеллектуальной, нравственной, эстетической и др., что физическая культура способствует формированию профессионально и личностно значимых качеств личности. Но в России их не слышат. Если на Западе культивируют бег, игры, аэробику, то в России среди подрастающего поколения (школьников, студентов) ведётся беспрецедентная по масштабам пропаганда боевых искусств. И надо признать, эти «искусства» у нас отлично прижились, вытесняя более важные, полезные, цивилизованные и имеющие прикладное значение виды спорта: спортивные игры, легкую атлетику, лыжный спорт, плавание и др. Названные выше педагоги, равно как и многие другие, сходятся во мнении, что при формировании физической культуры личности особое внимание должно быть уделено средствам, которые являются профилактикой так называемой аутопатогении – саморазрушающего поведения.

 

Повальное увлечение детей и подростков боевыми видами спорта, старательно поддерживаемое горе-воспитателями, наносит непоправимый удар по основам образования, воспитания, морали общества. Человек, приученный бить и разрушать, не способен думать, созидать и сопереживать. Содержание любой преподавательской деятельности должно иметь ценностно-смысловой характер. Какую ценность для общества имеет массовое обучение психологически незрелых и несформировавшихся личностей насилию под видом физического воспитания и спорта? А когда к боевому воспитанию добавляется национальная и религиозная подоплёка? А кому и для чего это надо? России всё это уж точно не нужно.

Философы, социологи, психологи, писатели, публицисты призывают общество объединить усилия и поставить заслон на пути распространения зла и насилия. По мнению Л. Логуновой, «огромное количество опасностей современного общества обязано своим существованием распространённым методикам воспитания… Борьба с насилием становится первоочередной задачей общества, без решения которой бессмысленны все социальные проекты и реформы… Ненасилие является базовым условием биологического выживания и нравственного сохранения человека».

В «Гуманистическом манифесте 2000» содержится ряд положений об общечеловеческих моральных ценностях. Самой существенной для гуманистического мировоззрения является задача претворения высших этических ценностей в жизнь, а в гуманистической программе действий первым пунктом является обеспечение морального воспитания детей и юношества.

Все исследования по теории и методике физического воспитания приходят к единому выводу: для того, чтобы иметь хорошие физические качества, необходимо заниматься разнообразными физическими упражнениями, т. е. двигательными действиями, многократно повторяемыми и имеющими содержание, которое обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль и положительное психологическое влияние на личность. Очевидно, культурообразующими могут быть только такие виды состязаний и занятий, при которых обучающиеся и соревнующиеся проявляют свои лучшие физические и нравственные качества.

Процесс физического воспитания должен быть направлен на формирование у молодёжи потребности в культурно-ориентированных занятиях спортом. Эта потребность может сформироваться лишь тогда, когда имеются положительные образцы общества и воспитаны нравственные личностные ценности.

Когда физическое воспитание перестаёт быть гуманистическим и даёт крен в какую-либо деструктивную сторону, происходит нарушение его ценностно-смыслового характера. На жизнь общества это всегда влияет негативно. Об этом говорилось на прошедшем 9 – 11 сентября 2003 г. в Санкт-Петербурге международном научном конгрессе «Спорт и здоровье»: «Наблюдается пренебрежение объективными законами общественного развития, двигательной, биологической, интеллектуальной и нравственной составляющими человека; усилилось антиобщественное влияние и давление антикультурных, противоправных факторов, поэтому необходимо формировать культуру здоровье-формирующей деятельности человека с использованием проверенных многолетней практикой эффективных средств и методов физической культуры».

П. Флоренский видел слабость российского сознания в том, что «у нас не замечают даже величайших из бед». Это было сказано 70 лет назад. Но сейчас в России снова происходит величайшая из бед: наше общество подошло к той последней черте, когда, наконец, мы просто обязаны признать очевидную социальную опасность насилия, а значит, и пропаганды и распространения боевых искусств. Необходимо вернуть здравый смысл в современное физическое воспитание и физкультурное образование подрастающего поколения.

Литература

  1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4.
  2. Валитов О. К., Амонашвили Ш. А. Выступление на пленарном заседании // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию образования Башкир. гос. ун-та. Нефтекамск: Баш ГУ, 2005.
  3. Васильев В., Сухорукова М. Информационное общество и образование // Высш. образование в России. 2004. № 7.
  4. Воронин Е. В. Особенности управления конфликтами в спортивных командах и малых группах // Сб. материалов международ, науч.-практ. конф. «Физическая культура в XXI веке: состояние и перспективы развития». Белгород: Логия, 2004.
  5. Виленский М. Я. Современные подходы к проектированию гуманитарного педагогического образования по физической культуре в вузе // Пед. образование и наука. 2003. № 3.
  6. Гуманистический манифест 2000: призыв к новому планетарному гуманизму // Современный гуманизм: Док. и исслед. М.: РГО, 2000.
  7. Давиденко Д. Н., Пономарев Г. Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2004. № 5.
  8. Дрижика А. Г., Белоусова О. В. Формирование готовности к нравственно-патриотическим поступкам учащихся училищ олимпийского резерва. Ростов н/Д, 2002.
  9. Кабачков В. А. Проблема профилактики правонарушений средствами физической культуры // Спорт для всех и профилактика правонарушений. М., 1991.
  10. Каневский Л. Л. Расследование и профилактика правонарушений несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1982.
  11. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: Беларусь, 1988.
  12. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособие / Под ред. проф. Г. М. Потанина / Москва–Белгород: Изд-во БелГУ, 1997.
  13. Ларина Е. М. Физическая культура личности в сфере образования // Сб. материалов международ, науч.-практ. конф. «Физическая культура в XXI веке: состояние и перспективы развития». Белгород: Логия, 2004.
  14. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.
  15. Лазаренко В. Г., Рукавишников А. А., Ярутова С. А. Динамика эмоционального и физического состояния занимающихся спортивным у-шу в зависимости от оптимальности построения учебного процесса // Сб. материалов международ, науч.-практ. конф. «Физическая культура в XXI веке». Белгород: Логия, 2004.
  16. Логунова Л. Стоп насилию // Высш. образование в России. 2005. № 2.
  17. Никандров Н. Д. Ценности в жизни и образовании // Высшее образование сегодня. 2004. № 11.
  18. Нужна ли образованию идеология? // Высш. образование в России. 2003. № 2.
  19. Реброва И. Предложение о включении во «Всеобщую декларацию прав человека» положений об обязанностях человека // Здравый смысл. Зима 2005/2006. № 1 (38).
  20. Сайтов Р. И., Абдуллина Р. Г., Святохина Г. Б. Педагогика XXI века – педагогика гуманности // Материалы всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию образования Башкир, гос. ун-та. Нефтекамск: Баш ГУ, 2005.
  21. Современная цивилизация: кризис здоровья человека и пути его преодоления с помощью освоения ценностей спортивной культуры // Материалы международ, науч. конгресса «Спорт и здоровье». СПб., 2003.
  22. Сластёнин В. А. Аксиологические основания общего и профессионального образования // Материалы международ, науч.-практ. конф. «Качество жизни: проблемы системного научного обоснования». Липецк: ЛГПУ, 2000.
  23. Обращение к педагогам и руководителям образовательных учреждений России // Высш. образование в России. 2004. № 9.
  24. Тихомиров Ю. Геополитические императивы безопасности // Там же.
  25. Умнов В. П., Таланова Т. А. Проявление страха у спортсменов разных спортивных специализаций и квалификации // Сб. материалов международ, науч.-практ. конф. «Физическая культура в XXI веке». Белгород: Логия, 2004.
  26. Флоренский П. А. Лирическая поэма. 1934 – 1937 гг. Документы, отрывки из переписки с семьей. Рисунки. М., 1998.
  27. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2001.
  28. «Хорошее общество»: социальное конструирование приемлемого для жизни общества. М., 2003.
  29. Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин // Высш. образование в России. 2004, № 9.

 

Яндекс.Метрика