Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 4 (41)
Сайт «Разум или вера?», 16.12.2006, http://razumru.ru/humanism/journal/41/finkelshtein.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2006 № 4 (41)

УТРАТЫ

СЛОВО

об Эдуарде Борисовиче

Памяти Э. Б. Финкельштейна (6.06.1942 – 30.05.2006)

 

 

 этой жизни он успел сделать очень много, и ещё больше из того, что понял и о чём мечтал, к сожалению, не успел.

Он был членом первого Российского ВНИКа (временного научно-исследовательского коллектива) «Школа», организованного при Министерстве образования России. В первые постсоветские годы он разработал программу развития города Тольятти, называвшуюся «Развитие через образование». Она до сих пор действует в Тольятти и во всей Саратовской области. Это ему 11 лет назад принадлежала идея создания Клуба учителей – первого и до сих пор единственного в России. Это он предложил тогда идею проведения Всероссийских открытых конкурсов «Первые шаги» и «Педагогические инновации» и все эти годы был председателем их жюри. Оценивая присланные на конкурс «Первые шаги» работы, он отмечал желание и умение школьников проникать в суть исследуемых явлений, излагать просто и доступно самые серьёзные вещи. Не случайно высшей наградой этого конкурса была установлена медаль Эвариста Галуа, юного талантливого математика своего времени. Эдуард Борисович и сам, будучи студентом 4-го курса МИФИ и занимаясь репетиторством, чтобы заработать на жизнь, написал учебник по физике для физико-математических школ, который получил высокую оценку Академии наук и заказ на его продолжение.

 

Проблема перегрузки школьников при катастрофически устаревающем содержании преподаваемых предметов волнует педагогов, принимающих участие в конкурсе «Педагогические инновации», высшей наградой которого является медаль Януша Корчака, педагога, пожертвовавшего ради детей жизнью.

Самым главным в жизни Эдуарда Борисовича была квантовая физика. Вместе с этим на протяжении последних 30 лет он вёл исследования в области психики, фундаментальные принципы и закономерности развития которой считал такими же, что и у квантовой механики. Самым замечательным результатом этих исследований явилось то, что ему удалось понять и предложить нам алгоритм разработки нового содержания образования на основе глубокой интеграции, использования метапонятий, метапринципов и фундаментальных законов природы для наиболее полного раскрытия научной картины мира, начиная с самых ранних стадий развития ребёнка.

Он считал, что ребёнку не только можно, но и нужно правильно объяснять всё, что сегодня известно об окружающем мире. Сам он мечтал написать для дошкольников книгу о квантовой механике и много других детских книжек, которые помогали бы детям, да и взрослым тоже, глубже проникать в научную картину мира, принимать его цельным и максимально полным. Такая картина не может состоять из отдельных знаний по отдельным предметам. Она складывается прежде всего в самостоятельной исследовательской деятельности, в условиях созданной генеративной развивающей среды. К счастью, он успел рассказать нам об этой своей концепции в вышедшей сегодня книге «Исследовательская деятельность школьников и интеграция». Мы называем эту концепцию «концепцией построения алгоритма выращивания интеллекта».

Стремление воспитать в детях уважение к разуму, развить в них самостоятельное, критическое и творческое мышление и гражданское достоинство, заложить в них основы рационального научного мировоззрения закономерно привели клуб учителей к рабочим и дружеским контактам с Российским гуманистическим обществом. Статьи Эдуарда Борисовича по проблемам педагогики и конкурсные работы его воспитанников публиковались в периодических изданиях РГО «Здравый смысл» и «Светский союз».

Клуб учителей и несколько заинтересованных в развитии концепции Эдуарда Борисовича организаций и частных лиц приняли решение об открытии Проекта, который мы назвали «Образование нового поколения». Частью его является издание серии научно-популярных книг, названную «Школьники – школьникам». Первые книги мы успели сделать с Эдуардом Борисовичем.

Мы очень рассчитываем на то, что сможем продолжать задуманное Эдуардом Борисовичем и очень нужное нам и нашему новому поколению дело.

Клуб учителей «Доживём до понедельника»

 

Яндекс.Метрика