Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 4 (41)
Сайт «Разум или вера?», 09.03.2007, http://razumru.ru/humanism/journal/41/note.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2006 № 4 (41)

НАШИ ПРАВА И СВОБОДЫ

Наша справка

Государственные образовательные стандарты, которые предусмотрены Конституцией РФ (ст. 43, п. 5), делятся на федеральный и региональный компонент (федеральный закон «Об образовании», ст. 7, п. 1). Федеральный компонент утверждён приказом Минобразования РФ от 5.02.04 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Данный документ не предусматривает изучения ОПК. Нет на федеральном уровне и других нормативных актов, которые бы предусматривали обязательное изучение ОПК. При этом, согласно п. 1 ст. 72 Конституции РФ, «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры», так же как защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе права на образование и права родителей на воспитание детей), находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако на практике Министерство образования и науки не стремится определять на официальном уровне содержание регионального компонента стандартов образования и предъявлять требования к такому компоненту.

В 2003 – 2006 гг. во многих регионах велось преподавание курсов, в названии которых так или иначе фигурировало словосочетание «православная культура». Точных данных по количеству школ и учащихся, которые изучают «Основы православной культуры», федеральное министерство не имеет. В 2005 г. курс «Основы православной культуры» изучался: в Москве – в 5 школах, в республике Марий-Эл – в 10, в Рязанской области – в 18, во Владимирской – в 38, в Калужской – в 75, в Калининградской – в 141, в Смоленской – в 477 школах. Всё это были факультативные занятия или так называемые «курсы по выбору учащихся». Региональные органы управления образованием поддерживали распространение этого предмета: организовывали курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей, заключали соглашения о сотрудничестве с местными епархиями 1, издавали региональные варианты учебных программ и пособий. В некоторых областях (Владимирской, Смоленской, Екатеринбургской, Брянской, Курской и др.) эти программы прошли экспертизу в региональных научно-методических советах, но это не означает, что пособия должны применяться обязательно и повсеместно. В 2005 г. областной Думой Владимирской области был принят закон «О региональном компоненте…», в котором среди других учебных предметов указан и предмет «Основы православной культуры». Однако закон не предусматривает обязательное изучение ОПК.

Поскольку речь шла о факультативах, а не об обязательных религиозных занятиях, с формальной точки зрения это не противоречило действующему законодательству, которое допускает религиозное образование в государственной школе: «по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы» (ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 5, п. 4).

Однако известны многочисленные случаи нарушения принципа добровольности посещения ОПК. Например, «факультатив» оказывался 2 – 3-м уроком в расписании, между обязательными уроками (притом, что отпускать детей с занятий в учебное время педагоги не имеют права). В других случаях учитель (как правило, классный руководитель) требовал от всех детей обязательного посещения «факультатива». Кроме того, если финансирование занятий осуществлялось за счёт государственных или муниципальных органов, то можно говорить о нарушении конституционных принципов светскости государства. У специалистов есть претензии также к ксенофобскому содержанию программ и учебников.

Ситуация в Белгородской области

С 1 сентября в Белгородской области введено обязательное преподавание «Православной культуры» (ПК). До этого преподавание «ОПК» велось как факультатив. В июле 2006 г. законодательное собрание Белгородской области утвердило базовый региональный учебный план, в составе которого предмет ПК, изучение которого предусмотрено в объёме 1 часа в неделю со 2-го по 11-й класс. Этому предшествовало заключение в 2001 г. договора между администрацией Белгородской области и Белгородской и Старооскольской епархии. В соответствии с ним администрация области обязалась содействовать изучению в государственных учебных заведениях области предмета «Православная культура».

В 2003 г. был принят «План комплексных мероприятий по расширению изучения курса "Основы и ценности православия"» (далее – План…), утверждённый губернатором Савченко и по благословению Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова). Некоторые его положения не соответствуют действительности. Так, в п. 4 сказано, что программа Основ православной культуры «рекомендована Министерством образования», однако это не так. Минобразования РФ в специальном разъяснении от 13 февраля 2003 г. № 01-51-013ин довело до сведения всех региональных управлений образования, что «курс "Основы православной культуры" не является и не может быть обязательным предметом для всех школ страны или для всех школ субъекта Российской Федерации. Этот курс может вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения совета (попечительского совета) школы, с участием представителей родителей и реализовываться: а) либо как факультативный курс вне сетки часов (основных занятий), на которые записываются сами учащиеся или, для младших классов, записывают учащихся их родители. В этом случае финансирование преподавания курса обеспечивается или учредителем дополнительно к базовому финансированию школы по государственному образовательному стандарту или за счёт внебюджетных средств школы; б) либо как спецкурс школьного компонента из числа предметов по выбору (при этом другие учащиеся обязательно посещают другие выбираемые ими спецкурсы из списка спецкурсов по выбору). В этом случае финансирование преподавания курса "Основы православной культуры" реализуется, как и обычные для курсов по выбору из школьного компонента, в рамках обеспечиваемого школе финансирования учредителем. 3. Посещение учащимися школ занятий по курсу "Основы православной культуры", в соответствии с вышеизложенным, является не только добровольным для учащихся, но и с обязательного согласия их родителей. 4. Из предлагаемого объёма (количества часов) и примерного содержания курса педагогический коллектив школы самостоятельно определяет нужные ему объём и содержание – никаких государственных или региональных стандартов на этот счёт нет». Это разъяснение не является нормативным актом, а всего лишь рекомендация.

В п. 6 «Плана…» говорится об обеспечении учащихся учебниками, «изданными на федеральном уровне», хотя такая формулировка может относиться только к учебникам, получившим одобрение Министерства образования (на сегодняшний день таких учебников по «Основам православной культуры» нет). Кроме того, эта формулировка («федеральные учебники») означает, что речь не идёт о региональных или национально-культурных особенностях Белгородской области, следовательно, такие пособия не могут входить в региональный компонент.

С 1 января 2005 г. постановлением губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 г. № 224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи» введено преподавание в образовательных учреждениях области всех типов и видов «предметов религиозной культуры». Количество школ каждый год увеличивалось, шла интенсивная подготовка преподавателей нового курса. По официальным данным, в 2004 – 2005 гг. «ОПК» преподавались «факультативно» в 740 школах области (141887 школьников). В институте повышения квалификации подготовлено более 800 преподавателей ОПК (в основном учителя истории и литературы) 2. Преподавали на этих курсах – священники.

Имеются также 60 выпускников теологического факультета Белгородского госуниверситета. В основу региональной программы «Основ православной культуры» положена программа, разработанная А. Бородиной. По заключениям независимых экспертов-религиоведов, эта программа носит не культурологический, а религиозный характер. (Экспертизу в 2002 г. провела группа специалистов под руководством директора Центра изучения религии РГГУ Н. Шабурова.) Тем не менее программа была поддержана письмом бывшего министра образования В. Филиппова № 14 62-87ик/16 от 22.10.2002. Но после протестов общественности министерство было вынуждено издать разъяснение (цитировано выше) о том, что ведение такого курса возможно только с согласия родителей, а посещение занятий может быть только добровольным.

Учебники считаются разрешёнными к применению в школах после присвоения им Министерством образования так называемого «грифа» 3. Следует ещё раз подчеркнуть, что ни один учебник по ОПК не имеет грифа Минобразования; следовательно, либо те учебники, по которым преподают в Белгородской области, тоже не имеют никакого грифа, либо гриф дан региональным управлением, что даёт основание требовать от Рособрнадзора соответствующей проверки.

Научно-методический центр «Гуманист»
Институт свободы совести


Надо заметить, что практика заключения соглашений о сотрудничестве между государственными органами управления образованием и епархиями противоречит принципу отделения церкви от государства и школы от церкви, закреплённому Конституцией РФ.

По данным научно-методического центра «Гуманист», общее число педагогов, прошедших повышение квалификации, составляет 2102.

Существуют два варианта «грифа»: «допущено» и «рекомендовано». Для присвоения «грифа» предусмотрена процедура государственной экспертизы учебников, предлагаемых к внедрению.

 

Яндекс.Метрика