Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 2 (43)
Сайт «Разум или вера?», 22.09.2007, http://razumru.ru/humanism/journal/43/sulaka.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2007 № 2 (43)

РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВО

и религиозные объединения

в зеркале

Рождественских чтений

Савва Сулака

С 28 января по 3 февраля в Москве прошли XV Международные Рождественские образовательные чтения (далее – РОЧ), которые ежегодно проводятся Русской Православной Церковью (РПЦ). В этом году Чтения прошли под лозунгом «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке», и по традиции в рамках Чтений под видом общественной дискуссии была представлена официальная позиция РПЦ по различным общественным вопросам, в том числе образования, школы, семьи, армии и т. д.

Нынешние РОЧ не стали исключением, и как прежде в их работе приняли участие чиновники разных уровней. На пленарном заседании (29 – 30 февраля) были озвучены Приветствия участникам РОЧ от Президента РФ В. В. Путина, Председателя Государственной Думы РФ Б. В. Грызлова, Председателя Совета Федерации РФ С. М. Миронова, первого заместителя Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева 1.

Говоря о проблемах образования, укрепления института семьи, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, традиционных нравственных ценностей, Президент РФ отметил, что «это те сферы, где необходимо расширять взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций». А уже 1 февраля на пресс-конференции в Кремле на вопрос журналистки из Сарова о месте православия в будущем страны, и какова стратегия в ядерной отрасли, В. В. Путин ответил: «И традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться и сегодня, и в будущем и к тому, и к другому».

По мнению Председателя Совета Федерации С. М. Миронова, «претворение в жизнь намеченных национальных проектов в стране требует объединения усилий государства и церкви в укреплении традиций земли русской, ставит перед государством и Русской Православной Церковью общие задачи в деле нравственного и культурного воспитания молодёжи».

Д. А. Медведев уверен, что «растущее взаимодействие государства и Церкви в области воспитания молодежи поможет также в решении нашей общей задачи по укреплению института семьи, выправлению демографической ситуации в стране».

Возникает логичный вопрос: конституционно ли подобное взаимодействие государства и РПЦ, о котором говорят высшие должностные лица РФ?

С отдельными докладами на пленарном заседании РОЧ выступили первый заместитель председателя Государственной Думы РФ Л. К. Слиска, министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ П. А. Пожигайло, заместитель Генерального прокурора РФ А. Д. Звягинцев, мэр Москвы Ю. М. Лужков.

Л. К. Слиска поддерживает «включение основ православной культуры (далее – ОПК) в учебную программу общеобразовательных школ», полагая, что «введение этого предмета нужно не только детям, крещёным в православии – многие родители, будучи людьми отнюдь не религиозными, тем не менее, хотят, чтобы их дети изучали такой предмет в школе». При этом оратор ссылается на опрос, проводившийся среди людей разных взглядов и вероисповеданий, – и большинство опрошенных высказались «за». Кем проводился данный опрос и когда – неизвестно, однако информация, поступающая из регионов, где введён предмет «ОПК», свидетельствует об обратном.

«Идея изучения в школе роли православия и других традиционных религий естественна, соответствует законодательству и может только приветствоваться» – так обозначил свою позицию министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко. В докладе министр озвучил инициативы и мероприятия, которые в скором времени будут реализовываться или уже реализованы возглавляемым им ведомством:

1. При разработке Минобрнауки нового поколения государственных стандартов общего образования их формирование в гуманитарной части будет реализовываться с учётом мнения централизованных религиозных организаций.

2. Для подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования приказом Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2006 г. № 55 в марте создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители РПЦ, Министерства образования и науки РФ, академических институтов, ведущих вузов. Разработанные группой предложения направлены в Российскую академию образования для использования при разработке нового поколения государственных стандартов общего образования.

3. В настоящее время 39 учреждений профессионального религиозного образования имеют лицензию Рособрнадзора и осуществляют подготовку специалистов. В соответствии с поручением Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Министерство образования и науки в 2006 г. организовало ряд совещаний с представителями всех традиционных конфессий 2 по вопросу реализации в духовных образовательных учреждениях образовательных программ на основе государственных стандартов профессионального образования и их государственной аккредитации.

По итогам этого обсуждения подготовлены предложения по внесению изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12, 33) и федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 19), предусматривающие, что свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, даёт право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документа государственного образца о соответствующем уровне образования.

В итоге А. А. Фурсенко заключил, что «сотрудничество Министерства образования и науки РФ и РПЦ, а также других традиционных религий демонстрирует положительную динамику, взаимодействие становится всё более тесным как в центре, так и в регионах».

Мэр Москвы Ю. М. Лужков в своём докладе продемонстрировал публике свою правовую неграмотность и нетерпимость, полагая «недопустимыми действия разрушительных сект» и назвав гей-парад «сатанинским действием». Конечно же, учитывая состав аудитории, употребление подобной терминологии может поднять рейтинг выступающего, однако подобные речи недопустимы в устах главы субъекта РФ.

Естественно, с докладами выступили иерархи РПЦ. Рассматривая сказанное ими сквозь призму тенденций развития отношений государства и религиозных объединений, отметим следующее.

Митрополит Климент (Капалин) обратился к руководству Министерства образования и науки РФ от имени РПЦ с предложением «об объединении усилий по введению в образовательные программы основ духовной культуры и этики». За этим курсом – предлагает РПЦ – следует признать культурологическую значимость и его необходимо включить в федеральный стандарт. Если до нынешних Чтений речь шла об ОПК, то теперь высшие сановники РПЦ предлагают вводить «Основы духовной культуры и этики». Однако формальное изменение названия курса не влечёт его качественно нового содержательного наполнения. Следовательно, совместная работа государственных органов и РПЦ по дальнейшему внедрению ОПК будет продолжена.

Интересные факты сообщил Архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела образования и катехизации РПЦ:

«В Курском и Рязанском государственных педагогических университетах, Алтайском, Белгородском, Владимирском, Дальневосточном, Красноярском, Нижегородском, Орловском, Сургутском, Тверском и Шуйском государственных университетах, в Новокузнецком институте повышения квалификации учителей удалось создать факультеты и отделения теологии и религиоведения, кафедры и лаборатории православной педагогики, и уже ведётся подготовка православных педагогов». «К настоящему времени уже в тридцати пяти епархиях отделы образования заключили соглашения о сотрудничестве с местными органами образования или с администрациями по образцам типовых договоров, предложенных Синодальным отделом образования и катехизации». Также Архимандрит Иоанн отчитался о том, как проходит внедрение ОПК в регионах. «Наиболее широко обучение ОПК проводится в Архангельской, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Екатеринбургской, Калужской, Кемеровской, Курской, Московской, Смоленской, Ярославской областях».

Таким образом, пленарное заседание прошло в духе симфонии РПЦ и высших государственных чиновников. Чиновники констатировали, что реформы и возрождение России невозможны без действенного сотрудничества с РПЦ, а Церковь активизировала своё проникновение в государственные институты.

Заданный на пленарном заседании тон был воспринят в ходе дальнейшей работы на РОЧ, строившейся по отдельным направлениям, среди которых для нас представляют интерес «Православное воспитание и образование», «Школа в XXI веке», «Церковь и общество».

Конференция «Религиозный фактор в жизни современного общества», состоявшаяся в рамках РОЧ, так и не дала ответа на вопрос – какую роль играет религиозный фактор в современном российском обществе? Вместо этого участники конференции пришли к выводу, что «религиозная составляющая должна присутствовать в любой области жизни общества, помогая ему справиться с имеющимися проблемами». Остаётся лишь констатировать, что принципы свободы совести при такой постановке вопроса попраны самым грубым образом.

Выступавшая на конференции заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС при Президенте РФ Васильева О. Ю. поставила под сомнение саму правовую систему РФ, заверила, что культура России якобы основана на православной культуре, на её духовно-нравственных устоях зиждутся принципы нашей национальной идентичности.

Дискуссия (которой по существу не было) могла бы получиться содержательной, если бы участники конференции задались вопросом – кем и в каких целях используется религиозный фактор, например, перед выборами, однако, формат РОЧ не предусматривает подобных отклонений от основной темы 3.

Также в рамках РОЧ прошла ставшая уже традиционной для православных кругов конференция «Тоталитарные секты как угроза обществу, школе, семье и личности», которая является некорректной уже в силу самой постановки проблемы. На ней «православные сектоведы» подвергли обструкции и вылили ушаты грязи на учёных и правозащитников, принципиально отстаивающих конституционные принципы свободы совести и светскости государства.

Термин «секта» отсутствует в российском законодательстве, не является правовым. Помимо этого, обвинения в «сектантстве» накладывают негативный ярлык на деятельность религиозного объединения.

В Российской империи господствующей официальной религией считалось православие, а «сектами» называли отделившиеся от официального православия религиозные общины. Сегодня же в России термин «секта» является недопустимым, так как установление какой-либо религии в качестве государственной или обязательной противоречит Конституции, а употребление его в науке, СМИ, быту разжигает ксенофобию, нетерпимость и насилие в поликонфессиональном российском обществе 4.

Вопросы, связанные с преподаванием ОПК в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, обсуждались на конференциях «Основы православной культуры в системе образования» (председатель – А. В. Бородина); «Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»; на конференции-презентации программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006 – 2010)»; на круглом столе «Высшая школа – подготовка педагогических кадров для духовно-нравственного воспитания» и др.

Конференция «Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» по традиции прошла в стенах Московского педагогического государственного университета. Одним из руководителей конференции выступил В. М. Меньшиков, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского гос. университета, а также член Общественного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи Курской области. Материалы конференции 5 позволяют сделать выводы о плачевном состоянии свободы совести и реализации принципа светского государства в области.

В Курской области действует Областная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в Курской области на 2006 – 2010 годы» (далее – Программа). Подобный пример Курской области демонстрирует конкретные механизмы реализации политики вероисповедальных предпочтений. Основные разработчики Программы – комитет образования Курской области, Курский государственный университет, Курское епархиальное управление. Основные задачи Программы – формирование духовно-нравственных качеств личности, формирование гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения и др. В число исполнителей основных мероприятий Программы наряду с государственными органами и учреждениями входит Курское епархиальное управление. Источник финансирования – областной бюджет, общий объём средств – 14 млн. 300 тыс. рублей.

 

В обосновании необходимости решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей констатируется, что в течение ряда лет развивается сотрудничество органов исполнительной власти области с Курским епархиальным управлением РПЦ. А в общеобразовательных учреждениях области уже в течение ряда лет поэтапно вводится курс ОПК. И далее по Программе: «опыт реализации программ изучения православной культуры в 1996 – 2002 гг. и в 2003 – 2005 гг. показал её жизнеспособность и востребованность в школах и других образовательных учреждениях».

Таким образом, на примере Курской области можно наблюдать пример поэтапного внедрения «ОПК» в школы, финансируемого из областного бюджета.

Аналогичный пример на федеральном уровне не заставил себя ждать. 1 февраля в Российской академии наук в рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция-презентация программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006 – 2010 гг.)». Программа была разработана совместными усилиями Института экспертизы образовательных программ, Московской Духовной академии и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Открывал презентацию Программы министр культуры и массовых коммуникаций РФ А. С. Соколов.

В рамках программы до 2010 года планируется:

- подготовить десять тысяч преподавателей православной культуры на базе Московской Духовной академии;

- проведение курсов повышения квалификации для преподавателей ОПК, слушатели которых получат государственные сертификаты;

- осуществлять ежегодный мониторинг духовно-нравственного состояния молодёжи;

- бесплатно комплектовать школьные библиотеки духовно-нравственной (православной) литературой и др.

Финансирование проектов будет производиться, главным образом, за счёт федерального и региональных бюджетов.

На заключительном заседании РОЧ Митрополит Климент сообщил, что РПЦ ведёт переговоры с Минобрнауки о создании особой области духовно-нравственного образования, в рамках которой в качестве обязательного предмета во всех школах России будут преподаваться «Основы православной культуры». Планируется, что данный предмет будет введён в программы учебных заведений в качестве федеральной компоненты. Являются ли эти слова Митрополита Климента всего лишь желанием высших иерархов РПЦ или же за ними лежат реальные договоренности с Министерством образования и науки – судить трудно.

Тенденции отношений государства и РПЦ в пенитенциарной сфере можно было наблюдать на секции «Духовное просвещение в местах лишения свободы».

Начальник Управления по социальной психологии и воспитательной работе с осуждёнными Федеральной службы исполнения наказаний РФ (ФСИН РФ) Полозюк В. Л. отметил, что усиление сотрудничества с РПЦ – приоритетное направление для ФСИН.

Представители РПЦ были возмущены тем, что доступ священнослужителей в следственные изоляторы (СИЗО) осуществляется только по разрешению уполномоченных субъектов (следователь, прокурор, суд). Нужно отметить, что подобный порядок реализации свободы совести законен, так как в СИЗО содержание данной свободы детализируется и конкретизируется. Однако, конечно же, правовая материя РПЦ не учитывается. Правовой нигилизм в церковной среде становится всё более очевидным.

Прямым и существенным посягательством на светскость российского государства можно расценивать инициативу Синодального отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями о введении штатных должностей в государственных органах уголовно-исполнительной системы для священников РПЦ. И данная инициатива уже нашла поддержку в ФСИН РФ в лице её руководителей. А Санкт-Петербургская епархия уже проводит эксперименты с т. н. «штатными священниками» в местах лишения свободы.

Таким образом, прошедшие РОЧ в очередной раз продемонстрировали сущность государственной политики вероисповедальных предпочтений, её формы и основные направления. Результатом такой политики является оформление клерикализованных институтов власти и управления. Безусловно, РПЦ вправе проводить подобные мероприятия за собственный счёт, однако, сложившийся формат Чтений создаёт неутешительные прогнозы для свободы совести и светскости государства в России.

За год до федерального избирательного цикла чиновники всех уровней будут максимально использовать религиозный фактор, работающий на удержание власти за счёт подавления свободы мировоззренческого выбора человека. Сегодня чиновники посещают Чтения и поддерживают программы и чаяния РПЦ, а завтра Церковь поддержит на выборах нужного для властной бюрократии кандидата.

Данные явления в сфере отношений между государством и РПЦ являются антиконституционными, так как нарушают нормы Конституции РФ о свободе совести (ст. 28), светском государстве, об отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом (ст. 14).

Всё это преграждает России путь к правовому демократическому государству.


Д. А. Медведев также является Председателем Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ.

По мнению Института свободы совести (ИСС), термин «традиционные конфессии» является неправовым и ненаучным. В связи с попытками ввести этот термин в научно-правовое поле, сопредседатели ИСС С. А. Бурьянов и С. А. Мозговой инициировали общественную и научную дискуссию по этой проблеме. Подробнее см.: Бурьянов С. А., Мозговой С. А. Концепция государственно-конфессиональных отношений: от декларирования свободы совести к антиконституционной государственной политике вероисповедных предпочтений? // Право и политика, № 6, 2001. С. 131. http://www.law-and-politics.com/paper.shtml?a=6_2001&o=980763; Бурьянов С. А., Мозговой С. А. Цели и методы религиозной политики. Нужна ли России концепция отношений государства с религиозными объединениями?» // Независимая газета, приложение «НГ-Религии». 24 октября 2001 г. http://religion.ng.ru/caesar/2001-10-24/6_methods.html; Бурьянов С. А., Мозговой С. А. Новые угрозы свободе совести (Антиконституционные подходы в отношениях государства с религиозными объединениями» // Здравый смысл, № 1 (22), 2001/2002; Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России. «Круглый стол» в Измайлово 16 января 2002 г. / Под ред. С. А. Мозгового и С. А. Бурьянова – М.: Институт свободы совести, 2002; и др.

Подробней о том, как «работает» религиозный фактор на выборах см.: Бурьянов С. А. Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле 2003 – 2004 года, – М,: Институт свободы совести, 2005, 200 с.

См. например: Решение № 4 (138) от 12 февраля 1998 г. Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ.

Материалы заседания Общественного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи Курской области / Отв. ред. В. М. Меньшиков; Курский гос. университет. – Курск, 2006. – 68 с.

 

Приложения

Резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора
«О развитии отечественной системы религиозного образования и науки»

Обратиться в Правительство Российской Федерации

 о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное образовательное направление.

 о внесении в Государственную Думу Российской Федерации поправок в соответствующие законы о предоставлении духовным учебным заведениям права государственной аккредитации и признания их дипломов.

 о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и включить этот предмет в соответствующую область федерального образовательного стандарта.

 отозвать поправку к Федеральному Закону «Об образовании» ликвидирующую национально-региональный и школьный компоненты в образовательных стандартах.

http://vrns.ru/docs/detail.php?nid=238&binn_rubrik_pl_news=165&binn_rubrik_pl_news=165

Резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора
«О преподавании Основ православной культуры в школе»

Участники XI Всемирного Русского Народного Собора ответственно заявляют о необходимости закрепления и расширения практики преподавания Основ православной культуры в российских учреждениях среднего образования.

Знания о Православии – органическая, неотъемлемая часть отечественной культуры. Наше молодое поколение должно, наконец, получить доступ к неисчерпаемому кладезю православного духовного и нравственного наследия, которого нас пытались лишить в годы тоталитарного атеизма. Собор согласен с мнением, высказанным Общественной палатой Российской Федерации, суть которого заключается в том, что изучение детьми истории и традиций своей религии рассматривается верующими россиянами в качестве обязательного элемента их этнической и культурной самоидентификации, а также мощного средства нравственного развития и формирования личности ребёнка.

Об особой роли Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры упоминает преамбула Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», но об этой роли почему-то молчит школьная программа. Большинство наших молодых соотечественников не имеет возможности получить в школе глубокие знания о вере и культуре, которая легла в основу великих свершений их предков. После закрытия безбожной властью десятков тысяч церковных школ реальную возможность приобрести такие знания большинству детей может предоставить только школа государственная. Так неужели печальный итог десятилетий богоборчества не убедил власть и общество в том, что путь отторжения людей от их духовных корней губителен для государства и народа?

Именно преодоление религиозного невежества, воспитание уважения к традиционным вероучениям и культурам даст основу для прочного мира в XXI веке. Мы, участники XI Всемирного Русского Народного Собора, считаем, что изучение школьниками Основ православной культуры необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения. Одновременно подобное преподавание нужно обеспечить и для традиционных религиозных меньшинств. В этом видится одна из прочных основ созидания общества, терпимого к национальным и религиозным меньшинствам, а также мощное средство преодоления экстремизма, эксплуатирующего духовно-нравственную безграмотность и факты ущемления прав религиозного большинства.

Сегодня как никогда важно совместными усилиями общества, государства и религиозных организаций осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодёжи уважительного отношения к Отечеству и его истории, к институту семьи, к высоким духовно-нравственным ценностям. Без широкого внедрения в систему среднего образования соответствующих предметов достижение этой цели видится невозможным.

В этой ситуации Собор придаёт большое значение инициативе Совета Европы обратиться к образовательному потенциалу традиционных религий. Позиция этой авторитетной международной организации относительно необходимости введения в систему общего образования знаний, дающих возможность подрастающему поколению узнать о своих религиозных корнях, ясно свидетельствует, что культурологическое преподавание знаний о религии не несёт никакой угрозы светскому характеру образования. «Светское» – не значит атеистическое. Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира, наконец, прекратилась в российской образовательной системе.

XI Всемирный Русский Народный Собор выражает надежду, что планируемая Министерством образования и науки России реформа государственного образовательного стандарта не приведёт к исключению Основ православной культуры из образовательного процесса. Мы также надеемся, что эта реформа не разрушит приверженности школы «мировоззренческому плюрализму», не лишит родителей права на выбор мировоззрения, преподаваемого в школе их детям, а регионы – возможности учитывать свою специфику при определении содержания образования. В противном случае будет иметь место дискриминация, которая открыто нарушит основные права и свободы человека и, несомненно, вызовет широкий протест верующих.

Практика преподавания знаний по истории и культуре конкретных религий в рамках регионаоьного компонента общего среднего образования в качестве предметов по выбору, имеющих различные мировоззренческие основы, недавно поддержана Общественной палатой России. Участники Всемирного Русского Народного Собора поддерживают данное заявление и ещё раз выражают мнение, что только хорошее знание своей религии имеет следствием создание обстановки терпимости в обществе. Эта цель сейчас как никогда актуальна.

http://vrns.ru/docs/detail.php?nid=239&binn_rubrik_pl_news=165&binn_rubrik_pl_news=165

 

Яндекс.Метрика