Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 3 (44)
Сайт «Разум или вера?», 05.11.2007, http://razumru.ru/humanism/journal/44/appeal.htm
Подробнее см. в разделе сайта «Обращения и заявления», http://razumru.ru/appeals/feb_07.htm

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2007 № 3 (44)

РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Открытое письмо

Министру образования и науки
Российской Федерации
господину А. А. Фурсенко

Альтернатива

светскому научному образованию –

невежество!

У России сегодня есть два главных преимущества, позволяющие ей занимать определённое место среди множества других стран и народов. Это – высокий уровень образования её граждан и богатые природные ресурсы. Сила нашего образования во многом связана с тем, что оно строится на научной основе, на материалистическом восприятии природы. Научное знание, в том числе о развитии жизни и происхождении человека, не может оскорблять чьих-либо религиозных чувств, так же как прогноз погоды не может быть оскорблением верующих независимо от того, любят ли они жару или холод.

В последнее время в нашей стране заметно усилились атаки клерикальных кругов на научные основы преподавания. Особым нападкам подвергается эволюционная теория, которую публично осуждают не только школьницы и их отцы, но и иерархи церкви. Под видом «православной культурологии», лукавых рассуждений о «демократии» и вариативности в преподавании просматривается опасная политика внедрения религии в государственные школы, а религиозно-догматического сознания в умы школьников.

Нас беспокоит намечающаяся тенденция слияния государства и церкви. Мы считаем, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Мы полагаем, что преподавание естественнонаучных предметов должно основываться только на устоявшихся научных концепциях. Современная эволюционная теория, с которой критики «дарвинизма» явно не знакомы, безусловно, относится к числу выдающихся достижений науки и поэтому должна быть обязательным компонентом обучения в средней и высшей школе. На наш взгляд, единственным компетентным экспертом при определении содержания программ преподавания естественных наук может быть только научное сообщество в лице Российской академии наук, университетов и научных обществ. Вопросы ошибочности или истинности той или иной научной теории не решаются на пресс-конференциях, митингах или в судах, в средствах массовой информации или в ходе социологических опросов.

Мы, безусловно, уважаем право людей на выбор веры, своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии, но это должно быть сугубо личным, семейным делом. В России как светском государстве преподавание на религиозной основе может осуществляться только вне государственных учреждений. Религиозные лидеры и государственные служащие на региональном и федеральном уровнях обязаны соблюдать Конституцию, которая определила отделение религии от государства.

Россия, каки всё человечество, вступила в XXI век. В условиях глобализации и жёсткой конкуренции лидерами будущего будут страны, развивающие современное образование, мощную науку и новые технологии. США не стесняются заявлять о своём мировом научно-технологическом превосходстве. Объединённая Европа реально строит свою экономику, основанную на знаниях. Руководство России также стало говорить о необходимости развивать «экономику знаний». Однако это невозможно сделать без высоко образованного населения, подготовка которого начинается в школе. Возникает вопрос, кто будет определять качество современных знаний и уровень образования – люди прошлого, живущие по отстающим часам и видящие истину только в религиозных мифах, или люди, понимающие всю сложность устройства и познания мира природы, общества и человека?

Это – стратегический выбор будущего России. Этот выбор зависит от каждого из нас!

И. Г. Абрамсон, физик, доктор технических наук, г. Санкт-Петербург, dialego@ia12703.spb.edu

Л. Я. Боркин, зоолог, председатель правления Санкт-Петербургского союза учёных, г. Санкт-Петербург. lborkin@gmail.com

B. В. Быков, пенсионер, г. Санкт-Петербург.

А. И. Ермолаев, генетик, кандидат биологических наук, заведующий редакцией ветеринарной и биологической литературы издательства «Лань», г. Санкт-Петербург, yamamura@yandex.ru

Б. И. Иванов, историк техники, доктор философских наук, г. Санкт-Петербург.

М. Б. Конашев, историк эволюционной биологии, кандидат биологических наук, г. Санкт-Петербург. mbkonashev@mail.ru

И. С. Дмитриев, доктор химических наук, директор Музея-архива Д. И. Менделеева Санкт-Петербургского государственного университета.

C. Я. Цалолихин, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Зоологического института РАН, г. Санкт-Петербург.

Л. В. Максимов, доктор химических наук, ведущий научный сотрудник НИТИОМ, г. Санкт-Петербург.

Д. А. Баратова, кандидат медицинских наук, гематолог Санкт-Петербургской клинической больницы РАН.

А. Л. Тимковский, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Петербургского института ядерной физики РАН.

Н. И. Диденко, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского научного центра РАН.

Р. Р. Алексеев, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Зоологического института РАН, г. Санкт-Петербург.

6 февраля 2007 г.
г. Санкт-Петербург

 

Яндекс.Метрика