Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 3 (44)
Сайт «Разум или вера?», 29.10.2007, http://razumru.ru/humanism/journal/44/tikhonov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2007 № 3 (44)

НАУКА И ОБЩЕСТВО

Будет наука,

Андрей Тихонов

будет и популярность

http://www.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=5389

Чтобы поднять авторитет российской науки, нужно пускать прессу в научные организации, учить учёных доступно излагать свои мысли и использовать современные инструменты рекламы. Но главное – развивать саму науку. К такому выводу пришли участники круглого стола «Механизмы популяризации науки и научной деятельности».

Переход к инновационной экономике, без которого России не удержаться в числе ведущих держав, немыслим без развития науки. В связи с этим совершенно естественным выглядит особое внимание государства к этой сфере, но без публичной презентации научных достижений, без повышения авторитета самой профессии учёного у общественности может сложиться впечатление, что деньги, выделяемые на науку, расходуются неэффективно. К тому же без пропаганды научных знаний страна просто рискует остаться без учёных. Каким образом можно повысить популярность науки, говорили участники круглого стола, организованного фондом «Открытая экономика» в конце прошлой недели.

Как писать о науке?

С тем, что науку надо популяризировать, согласны все. Однако каждый журналист, пишущий о науке, сталкивается с тем, что учёные, как правило, без особого интереса предоставляют информацию о своей работе, а пресс-секретари в академических институтах – вообще большая редкость. Объяснение такому положению дел со стороны руководства институтов очень простое: специалисты по пиару оплачиваются высоко, и у институтов просто нет возможности их привлекать, а нагрузить кого-то из своих сотрудников дополнительными обязанностями тоже не получается – нет ставки в штатном расписании. В результате, соглашаясь, что наука должна быть готова к сотрудничеству со СМИ, учёные пока очень неохотно открывают двери прессе. И сами же жалуются на отсутствие внимания СМИ. «До тех пор, пока журналисты не получат полной информации, трудно что-то от них требовать», – отметил на круглом столе директор Центра фотохимии РАН Михаил Алфимов. И определённые усилия в этом направлении предпринимаются. Так, в контрактах по ФЦНТП (федеральная целевая научно-техническая программа. – Ред.) есть пункт, обязывающий институты рассказывать прессе о своей деятельности.

 
 

На круглом столе
«Механизмы популяризации науки…»

Впрочем, сами СМИ пока тоже не готовы вести серьёзный разговор о науке. Кроме сохранившихся с советского времени специализированных изданий, давно потерявших внушительные тиражи, и приложения к «Независимой газете», о науке не пишет практически никто. Большинство газет и журналов ориентируются на сенсации, а учёные готовы их предоставить далеко не всегда. Многие из тех, кто такую готовность выражает, скатываются до шарлатанства. Лженаука мощно представлена не только в печати, но и на телевидении, и как исправить это положение, пока неясно.

Дополнительную сложность проникновению научной тематики в СМИ создаёт специфика темы. Редакторы со стажем отмечают, что журналиста общего профиля научить толково писать о науке очень сложно. Проще готовить научных журналистов из самих учёных.

Интерес к науке возродить можно

Впрочем, не только СМИ могут быть источником информации о научной жизни. Участники круглого стола рассказали, что уже возрождаются публичные лекции, проводятся Дни науки, конкурсы научных музеев и «научные кафе». При этом популяризация науки в целом представляется учёным и журналистам более важной задачей, чем пропаганда достижений в специализированных областях, поскольку необходимо сохранить или даже возродить авторитет всей науки или, говоря современным языком, не потерять её бренд.

«Интерес к науке может быть воссоздан. Возродили же интерес к спорту, когда в этом появилась потребность», – считает директор агентства «Арс Нова Медиа» ведущий радиопрограммы «Тёмная материя» Сергей Катасонов. На пользу науке может пойти даже простое человеческое любопытство. Людям ведь свойственно интересоваться устройством мира. Поэтому специалисту по рекламным технологиям советуют преподносить науку публике не как нечто готовое, а как захватывающий процесс познания, и широко использовать социально привлекательные слоганы. Правда, с главным героем пока напряженка: среднестатистический учёный, к сожалению, на образ успешного современного человека не тянет. Тем не менее, говоря о ребрендинге науки, заместитель председателя правления Фонда В. Л. Гинзбурга «Успехи физики» Юрий Плетнер заметил, что необходимо активнее пользоваться социальной рекламой. Тем более, что рекламщики, по закону, обязаны предоставлять такие услуги бесплатно.

Сначала наука, потом популяризация

Правда, далеко не все согласны с тем, что науку нужно рассматривать узко, в качестве своеобразного бренда. «Мне не нравится такое сравнение, наука – не бренд, а единственный способ развития цивилизации», – считает начальник отдела энерго- и ресурсоэффективных технологий Федерального агентства по науке и инновациям Борис Реутов.

К тому же важно понимать, что никакие усилия по популяризации науки не смогут подменить её саму. А вот если наука будет успешно развиваться, то и за её популярностью дело не станет. «Надо стимулировать не научпоп, а саму науку. Будет наука – будет научпоп. Стоило сделать нанотехнологии приоритетным направлением и вложить в них деньги, как за короткий срок вышли десятки книг по этой теме», – такую точку зрения выразил редактор научного приложения к «Независимой газете» Андрей Ваганов.

18 июня 2007

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика