Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 1 (46)
Сайт «Разум или вера?», 10.05.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/46/buryanov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2007/2008 № 1 (46)

СОБЫТИЯ

Круглый стол – открытые слушания «Свобода совести. Фактор отношений государства с религиозными объединениями – избирательный цикл 2007 – 2008 гг.» – и презентация книг «Свобода убеждений, совести и религии в современной России», «Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам религии или убеждений в субъектах Российской Федерации» состоялись 20 ноября в конференц-зале Леонтьевского центра Санкт-Петербурга.

Открыл мероприятие сотрудник Санкт-Петербургского Центра «Стратегия» Антуан Аракелян, который отметил тревожные тенденции роста религиозной нетерпимости и дискриминации в современной России. По мнению известного правозащитника, представители гражданского общества не должны дистанцироваться от решения этой острой проблемы.

Религиозная
нетерпимость

в России

Санкт-Петербург:
обсуждены причины роста религиозной нетерпимости
и дискриминации в современной России

 
 
 
 
 
 
СПБ ЦЕНТР
“СТРАТЕГИЯ”

Сергей Бурьянов

Сопредседатель Совета Института свободы совести и член Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса Сергей Мозговой в своём выступлении поднял ряд теоретических и практических вопросов свободы совести и презентовал коллективную монографию А. В. Бабушкина, С. А. Бурьянова, В. В. Луховицкого, С. А. Мозгового, М. Н. Ситникова «Свобода убеждений, совести и религии в современной России», выпущенную Московской Хельсинкской группой и Институтом свободы совести весной 2007 года.

В частности, в книге рассматривается проблема реализации свободы совести в системе образования, в Вооружённых силах, других войсках и воинских формированиях, в местах заключения под стражу и лишения свободы. Показана роль в этом политиков, законодателей, исполнительной власти, научного сообщества, религиозных конфессий и СМИ.

Отметив, что «свобода совести является категорией политической, нравственной, правовой», С. А. Мозговой проанализировал причинно-следственные взаимосвязи свободы совести и всех уровней политической, законотворческой, правоприменительной, научной и образовательной деятельности. Он подчеркнул значение свободы совести как наиболее чувствительного индикатора политических процессов. Её состояние как лакмусовая бумага позволяет не только оценивать уровень демократии в обществе, но и сигнализирует о негативных, в том числе авторитарных, тенденциях в социальной динамике. Но универсальность этого принципа заключена в том, что свобода совести позволяет не только диагностировать социальные болезни, но и является лучшим и наиболее перспективным лекарством от политических пороков, как на национальном, так и на международном уровнях.

Эксперт рассказал также о политике кнута и пряника, эскалации клеветы и насилия в отношении представителей ряда религиозных объединений и угрозах для национальной безопасности от «сожительства» религии и политики.

Далее С. А. Мозговой привёл конкретные примеры нарушения принципов свободы совести и светскости государства, выразившиеся в активном использовании религиозного фактора в манипуляции общественным мнением и в предвыборных технологиях. По его мнению, особенность нынешней – в отличие от прошлой – избирательной кампании состояла в открытом и циничном использовании религии и духовенства. Ярче всего это проявилось в открытых призывах епископата РПЦ и муфтиев голосовать за партию власти, а также и в форме оголтелой «антикультистской», «антисектантской» кампании, развёрнутой властвующей государственно-церковной бюрократией с привлечением спецслужб и шоуменов государственных и муниципальных СМИ. Её цель – отвлечь общество от социально-политических и экономических проблем и одновременно маркировать «хорошие» (РПЦ и «традиционные религии») и «плохие» («секты») религии. Ведь именно в РПЦ и других лояльных организациях правящий режим стремится черпать свой электорат. А показательные порки, клеветнические наветы и сознательная криминализация независимых организаций уже отработаны во многих странах мира на протяжении тысячелетий. Сохраняется это и в арсенале «психологической войны» современной России.

Проблему влияния фактора отношений государства с религиозными объединениями на политику, выборы и, в конечном итоге, на состояние демократии в современной России затронул координатор группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса Сергей Бурьянов. Он рассказал о выводах (опубликованных в указанных выше изданиях), сделанных на основе мониторинга ряда субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне экспертами Института свободы совести и Московской Хельсинкской группы, особо поблагодарив последнюю за помощь в издании докладов.

По мнению эксперта, свобода совести находится в системном кризисе, а использование фактора государственно-конфессиональных отношений оказывает значительное влияние на формирование политической монополии и является катализатором ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по мотивам религии или убеждений. Он считает, что использование упомянутого фактора направлено на удержание власти и способствует формированию безальтернативной политической системы в России.

Свою позицию С. А. Бурьянов проиллюстрировал примерами из новой монографии «Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам религии или убеждений в субъектах РФ. Специализированный информационно-аналитический доклад за 2006 – первую половину 2007 года». Он назвал конкретные причины нарушений свободы совести: неадекватность научной разработанности проблематики, слабое качество законодательства, антиконституционные тенденции законотворчества, проблемы на уровне судебной и следственной практики, репрессивную политику федеральной и местных властей, ксенофобию и ангажированность некоторых политических деятелей, общественных и религиозных организаций, СМИ.

   

Выступление ведущего сайта СПб отделения РГО Геннадия Шевелёва

 

Во время заседания

 

Выступает социолог Александр Дука

   

В перерыве. Слева направо: Сергей Бурьянов, Михаил Стецкевич, Сергей Мозговой, Геннадий Шевелёв, Вадим Карастелёв

 

Во время перерыва

 

Слева направо: Сергей Мозговой, Антуан Аракелян, Сергей Бурьянов

Руководитель Новороссийского комитета по правам человека Вадим Карастелёв рассказал о ксенофобии и религиозных преследованиях в Краснодарском крае. На конкретных примерах, в частности Адыгеи, он показал, как тесно переплетаются религия и политика, а также напомнил, что в своё время губернатор края Ткачёв заявлял, что в Краснодарском крае не место для инакомыслия и на борьбу с этим были брошены правоохранительные органы. Не оставили в покое и мусульман, которых отряды УБОП переписывали в мечетях прямо во время молитв. Правозащитник отметил важность работы гражданских организаций по защите свободы совести и светскости государства и рассказал о тренингах по обучению людей правовой самозащите.

Сотрудник Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга Роман Боярков рассказал о городской программе толерантности, отметив важность сотрудничества органов власти и гражданского общества. При этом он отметил нехватку специалистов и экспертных аналитических материалов по обсуждаемой проблеме, подчеркнул высокую актуальность слушаний и необходимость повышения компетентности государственных и муниципальных служащих.

В свою очередь, «проблемные места» различных программ толерантности затронул сотрудник СПб отделения «Мемориала» Владимир Шнитке. По мнению эксперта, государственные структуры работают крайне слабо, в данной области доминируют «двойные стандарты», а под предлогом борьбы с терроризмом ограничивают права человека.

Член РГО, руководитель сайта «Светский гуманист» Геннадий Шевелёв остановился на проблеме «Гуманизм и свобода совести», а известный социолог Александр Дука постарался рассмотреть ряд поставленных проблем через призму конфликтологии.

Представители учёных Санкт-Петербурга (А. Алексеев, М. Коратев, М. Баринов) высказали мысль, что реальным гарантом Конституции сегодня может выступать только гражданское общество и потому необходимо выработать механизмы защиты его организациями конституционного строя и осуществить прорыв в информационной сфере.

В мероприятии приняли также участие представители СПб отделения Российского гуманистического общества, Центра зарубежной военной информации и коммуникации, сектора социологии власти и гражданского общества Социологического института РАН, Санкт-Петербургского государственного университета, Смольного института, движения «Молодёжь за права человека», «Гражданской комиссии по правам человека», ряда религиозных организаций.

В качестве организаторов слушаний выступили: Институт свободы совести, Московская Хельсинкская группа, СПб Центр «Стратегия», Российское гуманистическое общество, группа по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса.

 

А вот свободы совести в современной России как раз и нет, так как она подминается религиозной политикой и поглощается системной коррупцией государственных структур, взаимодействующих с религиозными объединениями. Соответственно работающий на выборах «фактор отношений государства и религиозных объединений» – важнейший аспект и продукт коррупции.

Под предлогом утверждения системы «традиционных» для России ценностей и «возрождения духовности» современная российская власть фактически продолжает средневековые традиции использования религии (а точнее конфессий) для удержания власти.

Практика использования религии в политических целях, сакрализация власти и клерикализация государства формируют некое поле единомыслия, на котором произрастает неограниченная власть. В современной России принцип разделения властей, идеологическое многообразие, свобода совести и светскость государства, призванные ограничить власть в правовом поле, фактически брошены на алтарь сакрализации власти.

Указанные тенденции неизбежно ведут к ограничению и контролю над мировоззренческой сферой, а значит, к нарушениям в области прав человека.

Кризисное состояние со свободой совести связано с накладывающей отпечаток на отношения государства и религиозных объединений системной коррупцией, так как реализация свободы совести зависит от этих отношений. Состояние же демократии в целом в значительной мере зависит от реализации свободы совести. Сначала нарушаются права верующих, как правило, не принадлежащих к крупным религиозным организациям, а затем – каждого, вне зависимости от мировоззренческой идентификации.

Из специализированного информационно-аналитическою доклада
«Свобода убеждений, совести и религии в современной России».
Москва, Московская Хельсинкская группа,
Институт свободы совести, 2007, С. 5

 

Яндекс.Метрика