Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 2 (47)
Сайт «Разум или вера?», 23.08.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/47/kozlov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2008 № 2 (47)

ЭТИКУ – В ШКОЛУ

От редакции. Задача нравственного воспитания в сегодняшней России приобрела особую остроту и специфическую окраску. Определение «духовный вакуум», которым обычно характеризуют современное состояние нашего общества, стало уже общим местом – содержащим в себе одновременно и правду и ложь. Ибо те «духовные ориентиры», которые предлагала советская идеология, не стоит оплакивать уже в силу того, что они являлись идеологией тоталитарного государства. Правда в том, однако, что с падением ложных ориентиров российский обыватель едва ли не растерял и все вообще ориентиры. Отсюда и настойчивые и не вполне добросовестные поиски новой государственной российской идеологии, вылившиеся в реанимацию т. н. «традиционной религии» (православия), с помощью которой пытаются заполнить собою образовавшийся вакуум. Эти попытки говорят лишь о глубинном и циническом недовериик разуму, собственно человеческому в человеке. Подлинной альтернативой любой тоталитарной духовности, коммунистической, националистической или религиозной, является гуманистический проект – культура общечеловеческих ценностей, на фундаменте которых только и может быть выстроена всякая жизнеутверждающая и жизнесохраняющая национальная, коллективная и личностная нравственность.

Но это – в теории, а что на практике? Одним из аргументов православных государственников за введение в программу средней школы так называемых «Основ православной культуры» является якобы «отсутствие альтернатив» – отсутствие других, светских учебников по нравственному воспитанию. Такие альтернативы, к счастью, имеются. Так, Лабораторией нравственного образования (руководитель – Эраст Павлович Козлов) Института содержания и методов обучения РАО совместно с ООО «Издательский дом “Новый учебник”» подготовлен комплект учебных пособий «Нравственное образование в России», предназначенных для обучения в школе по курсу «Основы морали». Эта серия состоит из учебно-методического комплекта «Азбука нравственности» (для учащихся 1 – 4 классов), учебных пособий «Грамматика нравственности» (5 – 9 классы), учебного пособия-практикума «Этика» (10 – 11 классы) и методических пособий к ним. Все учебные пособия прошли опытно-экспериментальную проверку в общеобразовательных школах и в настоящее время они предлагаются для массовой апробации в школах Российской Федерации.

Редакция надеется, что читателю ЗС будет чрезвычайно интересно и важно ознакомиться с взглядами Э. П. Козлова по данному вопросу.

Нравственное образование
в средней школе:
актуальность,
состояние, проблемы

 

Эраст Козлов

 

На фоне таких глобальных проблем, как хрупкость международной безопасности, рост этно-национальных и межрелигиозных конфликтов, загрязнения среды обитания и резкого снижения биологического разнообразия природы, особенно важное значение приобретает то, что можно назвать человеческим фактором, точнее фактором человеческого развития. Именно недопустимо медленные темпы человеческого развития, его всё большее отставание от планетарных, создаваемых людьми деструктивных процессов, является исходной и глубинной причиной грозящей человечеству катастрофы. Культура управления человечества самим собой, т. е. культура самоуправления, саморегуляции и самоконтроля мировой цивилизации в конечном счёте определяется цивилизованностью его субъектов – каждым из членов мирового сообщества людей. И в центре этой цивилизованности стоит вопрос о качестве нравственного сознания индивида.

Вот почему многие учёные и общественные деятели относят задачу формирования и реализации проектов планетарной этики, созидания мирового нравственного, человечного общества к стратегическим задачам не только ООН и других международных организаций, но и национальных правительств всех стран. Любой иной, технократический или менеджеральный, экономический или монетарный, чисто юридический или политический подход к решению глобальных проблем заведомо ущербен и не может быть подлинно стратегическим и успешным.

Решение нравственных коллизий – вечная проблема как личности, так и общества. Но также очевидно и то, что во все времена источником повышения нравственного сознания является накопление, сохранение, трансляция и усвоение людьми опыта их общественной жизнедеятельности. Одним из традиционных центров аккумуляции, передачи и усвоения нравственного опыта человечества является школа, а в наши дни – в первую очередь общеобразовательная средняя школа.

С формальной точки зрения школа объективно не может устраниться от проблем нравственного образования, ибо они составляют исходную базу её общеобразовательных задач и необходимый компонент общего среднего образования. В этом плане представляют интерес программы разработки и исследования содержания и методов непрерывного нравственного образования российских школьников с 1 по 11 классы. В экспериментальном режиме такую программу реализует Лаборатория нравственного образования Института общего среднего образования Российской академии образования.

Модернизация общего среднего образования, направленная на совершенствование учебного процесса, системы учебно-воспитательной работы и формирование личности школьника не может происходить без усвоения основ этики, которую К. Д. Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования и стержнем нравственной ориентации личности.

Полноценное формирование личности, его социализация немыслимы без целенаправленного нравственного образования, которое в обязательном порядке должна обеспечивать общеобразовательная школа в рамках базового компонента учебного плана. Нравственное образование – это уникальный, обязательный и системообразующий компонент общего образования, во многом определяющий как уровень этической грамотности общества, так и качество его морального сознания.

В последнее десятилетие, несмотря на резкое ухудшение социально-психологической ситуации в России и развал школьной воспитательной работы, на отстранение от неё большинства учителей, вопросы нравственного образования поднимаются всё более активно. Сам термин «нравственное образование» и его обсуждение в образовательном сообществе также является симптомом повышения внимания к этому важному вопросу.

Сегодня в силу объективного положения вещей учительское сообщество остаётся главным и, пожалуй, единственным сообществом, где систематически обсуждаются вопросы нравственного развития и воспитания детей. Школьные учителя поддерживают процесс морального обучения и воспитания, содействуют его продолжению вне школы, в том числе и в семье 1. Они ищут пути его сохранения и модернизации.

Изменяющиеся условия жизни требуют, разумеется, и новых подходов к организации, психологическому и теоретико-методологическому обоснованию нравственного воспитания учащихся и, конечно же, разработки нового содержания соответствующих учебных дисциплин.

Один из подходов к формированию этической составляющей мировоззрения школьника, к повышению динамики и обогащению его морали связан с реализацией программы систематического нравственного образования в течение всего периода обучения в школе (с 1 по 11 класс). Это предполагает введение обязательного, последовательного и непрерывного сообщения детям минимума нравственных знаний в учебном процессе, на основе которых и осуществляется полноценное нравственное формирование и воспитание школьников, независимо от их пола, семейного воспитания и религиозной принадлежности. Постоянство процесса – вполне очевидное требование к нравственному образованию, поскольку условием формирования нравственности является именно непрерывное и систематическое сообщение соответствующей информации учителем и со своей стороны приобретение и накопление школьником нравственных знаний. Такой процесс – естественный отправной пункт освоения и осмысления элементарных понятий морали, её норм и далее системы нравственных ценностей. В ходе этого процесса и расширяя его, школьник учится давать нормативную оценку действий, поступков и поведения людей (в том числе и своему собственному) по критерию добра и зла, правды или лжи, справедливости и несправедливости. Одновременно с этим происходит развитие нравственных чувств людей, выработка устойчивых установок и мотивов нравственного поведения.

Сообщение и разъяснение детям нравственных знаний можно назвать не просто этическим обучением, но и нравственным просвещением, поскольку даже простая информация нормативно-оценочного характера практически автоматически и спонтанно порождает реакцию более или менее активной её оценки и соотнесения с собственным поведением и моральным суждением школьника. Ученик сопереживает всякой моральной ситуации и соотносит нравственную норму с собой хотя бы бессознательно или на уровне простого чувства. Но главное всё-таки состоит в том, что в ходе сообщения (трансляции) в сознании школьника складывается запас знаний, тот моральный капитал, который становится средством всякого дальнейшего ознакомления с ключевыми моральными понятиями и объективными (исторически сложившимися) моральными требованиями общества к своим членам.

Процесс обучения предоставляет огромные возможности для нравственного образования учащихся. В первую очередь он является источником нравственных знаний 2, во-вторых, он воспроизводит высоко концентрированную атмосферу нравственных коллизий, дилемм, ситуаций, моральных рассуждений и суждений, этического выбора и решений. При этом создаётся особая морально-психологическая атмосфера, которая в решающей степени создаётся педагогом и характеризуется стилем отношений учителя и школьников, учащихся между собой, их отношением к учебно-познавательной деятельности.

Пожалуй, наибольший потенциал возможностей для нравственного образования заложен в содержании учебных предметов. Однако верно и то, что по большей части этот потенциал остаётся именно возможностью, не переходящей в действительность, поскольку далеко не каждый предметник делает в обучении приоритетным задачи нравственного образования. Представляется, что пути формирования морали не могут складываться только из тропинок нравственного влияния всех педагогов. Необходим предмет ярко выраженного воспитательного характера, который бы суммировал и закреплял нравственное влияние преподавателей всех других дисциплин и тем самым превращал воспитательный компонент образования в систематический и целенаправленный процесс.

В научно-педагогическом сообществе проблема нравственного образования в школе до сих пор не получила статус достаточно чёткой и структурно выверенной концепции. Вместе с тем обычно называются и обсуждаются пять основных уровней и форм нравственного образования:

1) традиционное нравственное образование как сообщение нравственных знаний при изучении общеобразовательных школьных предметов, в первую очередь общественно-гуманитарных;

2) сообщение моральных знаний в процессе практической деятельности только в рамках общего и нравственного воспитания;

3) специальная непрерывная и систематическая трансляция (сообщение) базовых нравственных знаний по классам в виде отдельных самостоятельных учебных курсов по основам морали (моралеведение) с учётом возрастных возможностей их усвоения; идея этого пути не нова, но в последние десятилетия существования СССР перед школой вопрос о включении этих предметов в обязательный набор учебных дисциплин специально не ставился;

4) сообщение нравственных знаний в специально создаваемых интегративных курсах, преимущественно на базе основных традиционных школьных дисциплин, когда в их программы вводятся специальные разделы по этике, а также в рамках элективных курсов;

5) сообщение нравственных знаний в рамках дополнительного образования, которое практикуется школами в последние годы.

Можно легко увидеть, что настоящее непрерывное и систематическое нравственное образование осуществимо в третьем случае, т. к. именно здесь предлагаются для обсуждения и понимания исходные понятия, необходимые для осмысленного формирования нравственных норм, организации (самоорганизации) и оценки отношений людей (и самооценки) в соответствии с нравственными требованиями, принципами и идеалами, воплощёнными в личных нравственных качествах и нравственно значимой деятельности, что в итоге и обеспечивает единство нравственного сознания и поведения человека.

Идея такого подхода не нова, но, как было отмечено, в последние десятилетия прошедшего столетия перед школой вопрос о включении этих предметов в обязательный набор учебных дисциплин специально не ставился, следовательно не было и соответствующего предмета исследования. Чтобы заполнить этот пробел, лабораторией нравственного образования РАО разработана инновационная система обязательного нравственного непрерывного образования школьников с 1 по 11 (12) класс. Этот проект был предложен в качестве новой обязательной дисциплины и как новый системообразующий компонент общего среднего образования.

Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) впервые подготовлены учебные программы учебных курсов по основам морали: «Азбука нравственности» (1 – 4 классы), «Грамматика нравственности» (5 – 9 классы), «Этика» (10 – 11 (12) классы). Завершается разработка учебно-методических комплектов (три уровня) по классам с l по 11 (12) по указанным экспериментальным учебным курсам. Этот комплект включает в себя: разработки уроков для учителей, рабочие тетради, книги для чтения. Все эти программы и учебно-методические пособия прошли 5 – 7-летнюю экспериментальную проверку и апробацию в ряде школ и средних учебных заведений г. Москвы и различных областей России в виде самостоятельных учебных курсов регионального и школьного компонентов, и частично в рамках интегрированных курсов «окружающий мир», «граждановедение» и «обществознание».

Это направление исследовательской работы лаборатории нравственного образования является для неё исключительно важным, так как оно охватывает всё содержание вопросов морали и её введения в учебный процесс.

В ходе теоретических исследований в сфере дифференцированного обществознания и экспериментальной педагогической работы была создана модель непрерывного нравственного образования в полной средней школе с 1 по 11 (12) классы. В настоящее время эта модель определяет основные направления научной работы лаборатории нравственного образования и связана со следующей тематикой её исследований:

1. Мораль как вид знания.

2. Формирование нравственного компонента в содержании и структуре общего среднего образования в России.

3. Содержание нравственного образования в средней школе.

4. Непрерывное нравственное образование школьников России.

5. Научно-методическое оснащение нравственного образования в учебном процессе общеобразовательной средней школы с 1 по 11 (12) классы.

6. Нравственное образование средствами учебных общеобразовательных предметов.

7. Основы морали (этика) и правоведение как профильные предметы обществознания в старших классах.

8. Нравственное образование средствами дополнительного образования.

Нельзя не отметить, что следует учитывать самостоятельную роль и значение каждой из названных выше форм и уровней преподавания/усвоения нравственных знаний. Все они имеют свои преимущества и достоинства, и в целом способствуют общему нравственному развитию и формированию личности школьника, составляя обязательный системообразующий компонент общего и нравственного образования, обеспечивая его всесторонность, практическую организацию нравственных отношений и деятельности школьника как становящейся личности и юного гражданина России.

Обучение нравственности средствами учебных общеобразовательных предметов – дело комплексное. Оно касается всех учебных дисциплин, каждая из которых располагает своими специфическими возможностями. Но использование этих возможностей, как показывают наблюдения за усвоением детьми нравственных знаний, их усвоение, как правило, носит бессистемный характер, знания эти довольно часто неполны и неточны, а иногда и ошибочны.

Бессистемность знаний проявляется и в том, что дети не имеют, например, общего представления об основных понятиях и нормах морали и правилах нравственного поведения, об их внутренних связях, но понимают их чисто эмпирически и ситуативно, применительно к конкретному случаю или ситуации.

 

Разрозненные, подчас противоречивые по смыслу, нравственно значимые факты должны быть объяснены, обобщены и объединены в сознании школьника, для того чтобы стать основой для формирования системных и целостных нравственных представлений и убеждений.

Решение этой задачи возможно только в процессе продуманной целеустремлённой и планомерной работы по каждому учебному предмету, ориентированного – в соответствии с его содержанием – на выполнение определённых программных требований. К сожалению, в программах учебных курсов нет выделения, фиксации в ходе образования нравственных понятий, с которыми детям можно было бы познакомиться через изучение того или иного предмета.

Идея целенаправленного обучения детей этике и сообщения им систематических нравственных знаний с упражнениями и анализом нравственных поступков (то есть, по сути, идея нравственного образования) возникла много веков назад. В IV веке до н. э. её высказал величайший мыслитель древности греческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель (384 – 322 до н. э.). Он указывал на обязательное нравственное воспитание детей и предусматривал именно систематическое сообщение нравственных знаний и систематические упражнения в нравственных поступках. Он является автором первого дошедшего до нас фундаментального сочинения о морали и этических нормах, «Никомаховой этики».

К идее нравственного образования человечество возвращалось неоднократно.

В эпоху Возрождения один из основателей гуманистической педагогики Витторино да Фельтре (1378 – 1446), ценивший нравственное воспитание выше образования, ввёл обучение морали и нравственные упражнения в открытой им школе «Дом радости». Результатом было сведение к минимуму безнравственных проступков детей, они избавились от привычки говорить неправду.

В период Французской буржуазной революции Лепелетье в знаменитом проекте перестройки образования предусмотрел обязательное всеобщее введение преподавания морали (взамен религии) как неотъемлемой части общего обучения детей.

На рубеже XIX – XX веков проблему обучения морали, её понятий и цели поставил известный русский педагог С. И. Гессен, который включил в свою книгу «Основы педагогики» специальный раздел о нравственном образовании.

Последние три десятилетия в нашей стране всё более остро ставятся вопросы об обязательном школьном нравственном образовании. Ещё в 60-е годы известный советский психолог Л. И. Божович неоднократно высказывала мысль о том, что «в школе должно быть введено в учебном процессе специальное обучение системе этических знаний, включающих теоретическое овладение основными принципами нравственности. Обучение основам общечеловеческой морали является основной и главной частью нравственного формирования человека». В 70 – 80-е годы эти темы обсуждались в газетах «Правда», «Комсомольская правда», «Учительская газета» (статьи: «Нужны уроки этики», «Нравственность и её уроки должны стать предметом изучения в школе», «Уроки этики – уроки жизни», «Почему бы не ввести в школах уроки этики, морали? Пусть это будут обязательные занятия»). В этих дискуссиях принимали участие учёные, учителя, родители, писатели. Известный писатель Сергей Залыгин писал: «Этика должна стать наукой столь же обязательной, как математика…» (Наш современник, 1987, № 1, с. 118).

Попытки введения учебных курсов морали имелись в СССР и в России. Они были успешными и оставили положительный след. Значительную работу в 60 – 70-е годы в этом плане проводила лаборатория нравственного воспитания Академии педагогических наук (под руководством И. А. Каирова и О. С. Богдановой), которая в экспериментальном режиме вела работу по созданию системы нравственного просвещения школьников с 1 по 10 класс, содействовала введению пробных учебных курсов по основам морали. В некоторых школах они проводились как факультативные предметы и курсы по выбору, в некоторых как уроки культуры поведения и этикета, как поклассные этические беседы и даже уроки нравственности. В отдельных школах эта работа проводится до сих пор. Несколько расширилось в последние годы (в связи с изменением статуса многих школ, введением новых учебных планов с более свободным выбором школами небазового компонента учебных предметов и т. п.) эпизодическое преподавание морали в виде разделов и кратких курсов общей этики. В 70 – 80-ые годы вводились специальные курсы этики в школах Белоруссии, входившей в состав СССР.

 

Однако непрерывного нравственного образования и соответственно базового и обязательного специального предмета по основам морали в школах России до сих пор не введено, хотя необходимость этого очевидна. Уже давно ставится вопрос о систематическом обязательном, с учётом возрастных возможностей и особенностей детей, моральном образовании, значение которого для их развития не просто велико, а жизненно необходимо.

В современной зарубежной практике подобные предметы нравственного образования учащихся школ имеются во многих развитых странах Европы и мира.

Давно ведутся такого рода дисциплины во Франции. Для старшеклассников преподаётся курс «философия морали», а для детей среднего возраста в рамках дисциплин «страноведение» и «граждановедение» имеется большой раздел об основах морали и национальных культурных традициях.

В Англии также издавна преподаются обязательные курсы морали для школьников, но они не имеют единых программных требований и зависят от цели нравственного воспитания, которая в разных типах школ различна. Англичане признают высокую значимость морали и её принципов, постоянно ставят в своих программных документах вопросы общечеловеческой морали, но место нравственному образованию в школе они отводят разное, в зависимости от типа школы, политических взглядов и религиозных убеждений, хотя и вопрос об унификации программ этического образования постоянно обсуждается.

В Китае введено всеобщее «исходное» обучение школьников морали в виде еженедельных специальных уроков нравственности в течение всего периода их учёбы. Для каждого года обучения, класса и ученика составлены типовые иллюстративные книжки-памятки, напоминающие краткие конспекты учебников с нравственными требованиями и правилами, которые необходимо освоить за год и которые являются примерными измерителями их воспитанности.

Подобные курсы ведутся во Вьетнаме и Корее.

В США, где нравственному воспитанию уделяется значительное внимание, в школе пока нет специального учебного предмета по вопросам морали (хотя этот вопрос «поднимается»), но эта работа по нравственному образованию учащихся постоянно ведётся в рамках учебного процесса. Вместе с тем в ряде частных школ или школ для продвинутых учащихся обычно преподаётся курс «критическое мышление», в рамках которого имеются разделы, посвященные морали и методам «формирования этического суждения». Но, несмотря на отсутствие специальной дисциплины по нравственному образованию, школьные программы в США включают в себя вопросы нравственного воспитания, учащимся передают определённый объём моральных знаний, рассказывают о нормах поведения. С 1970 года цели и задачи гражданского образования определяются и контролируется специальной комиссией Конгресса. В учебной нагрузке учителю, отвечающему за руководство конкретным классом, выделяется один час в неделю (что отражено в расписании учебных занятий), предназначенный для проведения нравственно-патриотической работы.

С 1987 по 1991 год в США (после того, как широко отмечалось 200-летие принятия Конституции) проблемы нравственного воспитания и образования в школе обсуждаются особенно остро. Акцент при этом делается на обсуждении смыслов общечеловеческих нравственных ценностей. Учитель должен рассказать ученикам об этих понятиях, обсудить их содержание, показать их проявление и реализацию в конкретных практических ситуациях, «проиграть» их вместе с учениками на различных примерах. Кроме того, эта работа должна быть продолжена за пределами класса, что предполагает различные виды домашних заданий, контакт с родителями учеников, с которыми и согласовываются вопросы нравственного образования. Такого же рода согласования делаются и на междисциплинарном уровне посредством контактов с учителями школы.

Для улучшения качества этой работы Национальным советом социальных исследований США разработана программа нравственного воспитания молодёжи на основе решения политических и социальных проблем и рассматривающая сохранение и защиту демократии посредством обеспечения определённого уровня нравственной воспитанности населения страны и особенно молодёжи.

В Японии курс «Этики» преподаётся с 1 по 12 класс с 1868 (!) года. В начальной и основной школе ставка делается на общечеловеческие и исторически признанные нравственные ценности мира, а в старших классах акцент делается на этику делового общения.

Специальный курс морали последнее десятилетие преподаётся в общеобразовательных средних школах Германии. Называется он «мораль и религия». В его рамках даётся характеристика общечеловеческих нравственных ценностей и этического кода основных религий мира. После прохождения основной обязательной части курса дети по их желанию могут изучать историю той или иной религии.

Все крупнейшие педагоги мира, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, А. Дистервег, Р. Оуэн, У. X. Килпатрик, С. Френе и др., а также выдающиеся русские и советские педагоги И. И. Бецкой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, В. И. Водовозов, В. Я. Стоюнин, Д. Д. Семенов, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтёров, В. А. Сухомлинский и др. говорили о необходимости систематического нравственного образования и воспитания детей. Они рассматривали обретение учащимся моральных знаний как приоритетную задачу школьного обучения.

На современном этапе решения этой задачи к наиболее важным проблемам следует отнести вопросы структуры нравственного обучения, программу учебных курсов, содержание нравственных знаний и определения их минимума. Важной методологической и содержательной задачей является проблема оптимальной характеристики морали как вида знаний, определение форм и методики обучения нравственности в школе, специфики формирования нравственных понятий по классам с учётом их сложности. Важным является и учёт того обстоятельства, что нравственные понятия формируются, развиваются и обогащаются, по существу, на протяжении всего периода обучения с 1 по 11 класс, что их усвоение, углубление и осознание происходит постоянно, подчас сложными путями.

На основе опыта лаборатории нравственного образования было признано, что минимальное содержание, которое может составить морально-нравственный компонент общего среднего образования и найти отражение в различных школьных курсах, составляет:

1. Освоение понятийного аппарата морали, составляющего содержательную структуру нравственного (или морального) сознания. Этот аппарат включает базовые понятия нравственности: добро – зло, долг, совесть, честь, честность, справедливость, достоинство, ответственность, гуманность. В базовую часть входят также понятия нравственного сознания, представления о нормах нравственного поведения, нравственных личных качествах, нравственных принципах и нравственных идеалах.

2. Понятие о нравственных требованиях и нормах (правилах, кодексах, заповедях, законах и др.).

3. Характеристики основных сторон моральной деятельности и нравственных отношений.

4. Понятие о нравственных ценностях и факторах влияния на мораль.

5. Характеристика нравственного развития личности и основ её морального поведения.

Схематически это можно представить в виде следующей таблицы:

 

Функционирование (действие) морали в обществе
(моральная регуляция в обществе)
Взаимосвязь морали
с другими формами
общественного сознания
Основные стороны морали,
её структура и формы
Основные общественные
сферы и факторы,
влияющие на мораль
– политика: оценка политики и действий государственной власти;
– право: оценка справедливости законов, их применения и исполнения;
– эстетика (искусство): оценка нравственной составляющей произведений искусства и эстетических понятий;
– религия: оценка религиозных норм, ритуалов и традиций с точки зрения общечеловеческих (светских) нравственных норм;
– наука и философия: оценка нравственных основ науки, нравственная оценка мировоззрения человека и общественного сознания
– нравственное сознание и его опорные понятия;
– нравственные чувства и мотивы;
– моральная деятельность: нравственное суждение, выбор и поступок;
– нравственные отношения;
– моральные ценности общества;
– моральные требования, нормы и правила;
– нравственные санкции: поощрения, порицания, наказания;
– нравственная самооценка, самовоспитание, самосовершенствование;
– пути формирования морали
– экономика и трудовые отношения;
– общий уровень культуры;
– этно-национальные и религиозные отношения;
– природная среда обитания;
– состояние экологии;
– образование и воспитание;
– семья, быт, досуг;
– психология индивида и социальная психология;
– этикет и культура поведения;
– средства массовой информации
Нравственное развитие и поведение личности

 

Осуществляя нравственное образование в школе, важно помнить, что сообщение нравственных знаний должно ориентироваться в первую очередь на выполнение главных, социальных функций морали, т. е. моральное знание – это прежде всего знание общественное или знание об общественном поведении индивида и общественной морали.

Известно, что исходной функцией морали является оценочная. Специфика этой функции в том, что оценка производится через призму понятий морального сознания, для которого сущее сопоставляется с должным, а моральные оценки во многих существенных случаях могут носить общечеловеческий характер и вместе с тем определять все социальные действия человека. Моральная оценка опирается как на нравственные убеждения и личную ответственность человека, так и на авторитет общественного мнения.

С оценочной функцией морали теснейшим образом связана функция познавательная. В этом смысле мораль – это знание о должном как самом по себе, так и в его отношении к сущему, к тому, что есть независимо от морали. В ходе морального обучения происходит формирование самих нравственных знаний и представлений личности как о своём внутреннем мире, так и внутреннем мире других людей. Необходимым условием нравственного познания является естественная (природная) нравственная восприимчивость личности как родовая черта Homo sapiens. При этом познавательная функция морали осуществляется несколько иначе, чем научное познание: в первом случае значительную роль играют нравственные чувства и мотивы.

Познание морали включает в себя две сферы или стороны: (1) теоретико-познавательную, в основе чего лежит усвоение и осмысление нравственных понятий (т. е. знаний), и (2) сугубо практическую, которая проявляется в нравственной деятельности человека и его нравственных отношениях. Иначе говоря, познание морали практично, хотя это не означает, что знание морали автоматически делает человека моральным существом.

Обретение нравственных знаний, нравственная деятельность и нравственные отношения человека невозможны без участия эмоционально-чувственной стороны человеческого существа, т. к. человек должен внутренне принять и пережить всё происходящее, личностно мотивировать своё суждение или выбор. Он должен связать их с причинами и фактами, вовлечёнными в моральную сферу, прочувствовать, осмыслить и принять решение.

Нравственная мотивация является активно-побудительной и творческой функцией сознания. Процесс развития нравственной мотивации личности, с одной стороны, зависит от особенностей психологии человека, с другой – от процесса социализации, состояния общественных отношений (особенно состояния нравов).

Значительную роль в познании морали играет мировоззренческий фактор. Мораль не может быть сведена к простой осведомлённости в нормах. Она должна обосновывать и «оправдывать» эти нормы, принимать их как внутренние ценности, инструменты и способы жизнеориентации и принятия решений. Моральное сознание (нравственное знание) неизбежно выходит на высшие ценности, на вопрос о смысле жизни, на представление о мире и месте личности в нём, т. е. на мировоззренческие проблемы. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляя собой образ мира, пропущенный сквозь призму оценочных понятий, т. е. как добрый или злой, справедливый или несправедливый и т. д.

Четвёртая функция морали – воспитательная. Это – одна из важнейших её функций. Воспитание и самовоспитание немыслимо без нравственных знаний, ибо любое воспитание содержательно, в нём есть нравственная цель. Уроки этики формируют духовный стержень личности и, наряду с мировоззренческой функцией, помогают школьнику определить для себя личностную нравственную направленность своей жизни. Вместе с тем в ходе преподавания основ морали рассматривается нравственное содержание не только индивидуальной, но и социальной позиции человека. Иначе говоря школьник учится смотреть на жизнь как с личной, так и с общественной точки зрения, с точки зрения общества. Общественный аспект морального знания помогает человеку понимать и различать действия просоциальной, асоциальной и антисоциальной направленности. Нравственное образование помогает понять ученику, что все виды установок и поступков личности в значительной степени зависят от системы её этических оценок, которые определяются её нравственными знаниями, также как и нравственным опытом жизни и поведения индивида.

Пятая функция морали – регулятивная. Она (в отличие от права, эстетического сознания и политики) регулирует все сферы жизнедеятельности человека, предъявляет к человеку требования выполнять принятые им моральные нормы, призывает к «равнению» на нравственный идеал и укрепляет своё нормативное действие отсылкой к авторитету общественного мнения. Мораль опирается на силу убеждения и контролируется совестью.

Таким образом, мораль – базовая отрасль гуманитарно-общественных знаний. Она должна быть необходимой частью школьной программы, определять содержание светского образования. Нравственность – основа духовного здоровья человека. Далеко не случайно нравственный, гуманистический характер школьной работы определен в российском законодательстве как одна из главных целей политики государства в сфере образования.


Где должен воспитываться ребёнок? – на этот вопрос существуют различные точки зрения. Среди них выделяются две крайних: (1) ребенок должен воспитываться в семье, а школе нечего «лезть в душу» ребёнка (чаще всего такая точка зрения бытует в строго религиозных семьях); (2) какие-то особые формы воспитания не нужны ни в школе, ни в семье, поскольку «свободный рынок» сам отберёт самых конкурентоспособных и цепких, а кто будет «отсеиваться» в этой конкуренции, тому туда и дорога, поскольку в обществе нет места «слабым» и «неполноценным». Не вдаваясь в обсуждение этих точек зрения, отметим лишь, что они не только крайне односторонни, но и ошибочны по существу. Это с очевидностью следует уже из того антропологического факта, что Homo sapiens требует многолетнего (а по сути непрерывного – длиною в жизнь) обучения, морального роста, эстетического, экологического, правового воспитания, а также физического развития под руководством специалистов. Даже самая благополучная семья не может дать всего того, что требуется ребёнку для его успешной социализации и образования. Что же касается «невидимой руки» свободного рынка, то его свободу, как показывает опыт рыночных демократий, необходимо тщательно контролировать и воспитывать. Без этого «свободный рынок» оборачивается войной всех против всех, цинизмом и глубоким социальным неравенством. (Прим. ред.)

Это не значит, что школа является генератором моральных норм, они рождаются в обществе, из опыта человеческих взаимоотношений. Школа является лишь способом передачи этого опыта, чтобы каждое новое поколение людей не начинало всё сначала. При этом наиболее эффективным способом передачи нравственного опыта и мудрости человечества является научно ориентированное образование, презентация этической информации в форме научного знания, не исключающего, конечно, эмоционально-образных, игровых и иных форм преподавания и усвоения материала. (Прим. ред.)

 

Яндекс.Метрика