Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 2 (47)
Сайт «Разум или вера?», 07.09.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/47/lyashenko.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2008 № 2 (47)

ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ

Гибель Византии:
вдогонку фильму и теледебатам

 

Всеволод Ляшенко

Удивительно, но обсуждения содержания агитационного кинофильма по существу так и не случилось. А обсудить стоило. Например, как именно нужно «держать окраины» – твёрдой рукой наместника или, как предлагает А. И. Солженицын – дать им возможность самостоятельного развития? И – стоит ли в наши времена провозглашать примером для подражания императора Василия Второго, или времена императоров несколько миновали?

Фильм о Византийской империи и её гибели (Гибель империи. Византийский урок), созданный по инициативе архимандрита Тихона, был продемонстрирован по телевидению дважды (во второй раз – 9 февраля 2008 года) – по каналу Россия, в утреннее субботнее время. Телеведущий объяснил, что первый показ вызвал появление настолько ожесточённых отзывов, что требуется разобраться, а то отца Тихона даже могут убить(!). Звучит несколько странно, но прислушаться стоит. Возможно, какие-то специалисты по этому делу и планируют в качестве варианта убийство в провокационных целях. Я бы посоветовал отцу Тихону временно не пить чай в мало знакомой компании.

 
 

Президент РФ В. В. Путин вручает архимандриту Тихону Орден Дружбы (22.05.2007).
Фото В. Родионова

Что касается существа дела, то я хочу принести автору глубокую благодарность за то, что он открыто провозгласил тему, которой у нас касаться побаиваются – о вполне возможном дальнейшем распаде и полной гибели великой Российской империи (ныне – Российской Федерации). То есть, автор представил нам как бы притчу, весьма прозрачную: «Вот вам как вышло с Византией, а и с нами так может быть, если только мы…». И фильм, в общих чертах, содержит указания – чего не нужно делать, чтобы так не получилось. Прежде всего, не нужно давать воли олигархам, а то они накапливают богатства в размере государственной казны (или – больше) и организуют под видом охраны целые армии, обученные лучше государственных. Каковы были Византийские олигархи, в фильме не сказано, зато некий император ссылал некоторых из них в не столь отдалённые, хотя и очень жаркие места… За какие преступления – не сказано, но в том числе – с целью конфискации имущества. Просто и мило. А ещё император Василий Второй боролся с чиновниками, подверженными коррупции. Некоторым рубил головы, других – только ослеплял или кастрировал и, конечно, с конфискацией имущества. К концу его царствования в казне скопился значительный стабилизационный фонд (для хранения золота пришлось даже прорубить в скале дополнительные галереи). Последующие представители верховной византийской власти этот фонд успешно разбазарили. Нравоучительно, конечно, но для нас не совсем годится – всех участников коррупционных затей нельзя кастрировать, а то у нас рождаемость совсем уж упадёт. И насчёт разбазаривания – неосторожно сказано. Впрочем, этот рассказ как бы служит иллюстрацией к словам В. В. Путина от 8 февраля: «Нам удалось уйти от практики принятия решений под диктовку монополий, олигархических групп, медиамагнатов, оголтелых популистов» (http://news.made.ru/politics/news239462.html). Так что отец Тихон попал прямо в точку. А что же ещё? Нужно не отпускать от основного государства его окраины, которые стремятся к автономии и отделению. А то вот Византия отпустила Болгарию, а её тотчас же захватила Турция – прямо в рабство. Нужно не пренебрегать окраинами! Нужно сохранять основное гражданство, которое в эпоху расцвета Византии определялось христианским вероисповеданием, а ещё – каждый пришлый должен был поклясться, что он «ромей», то есть происходит от Великого Рима. И всё – национальность не имела значения. В общем, нужно держаться «державности», а как упустишь – иммигранты затопчут. Наконец (и это повторено много раз), – нельзя доверяться Западу, западным идеям, западным обещаниям и достижениям, западной рыцарской броне… В общем – всему, что с Запада, потому что у них свой интерес. Кто «с Запада» – не слишком уточняется. Ну, всякие венецианцы, немцы, французы, англичане и вообще… Признаемся – что-то похожее в последнее время опять провозглашается у нас, и отец Тихон просто старается подтвердить правомерность этого направления политической мысли. Вот такое кино. Я бы сказал, что автор перечислил типичные причины крушения различных империй – в целом. А Византия… Так Русь ведь её преемник по христианской вере – православию! Случись что с нами – так и вера пострадает.

 

Д. А. Медведев и Алексий II (23.02.2008).
Фото Д. Астахова

 

Вот почему многие учёные и общественные деятели относят задачу формирования и реализации проектов планетарной этики, созидания мирового нравственного, человечного общества к стратегическим задачам не только ООН и других международных организаций, но и национальных правительств всех стран. Любой иной, технократический или менеджеральный, экономический или монетарный, чисто юридический или политический подход к решению глобальных проблем заведомо ущербен и не может быть подлинно стратегическим и успешным.

 
 

В. В. Путин и Д. А. Медведев во время концерта в день выборов президента (2.03.2008).
Фото В. Родионова

Теледебаты, демонстрированные сразу после кинофильма, были достаточно скромны. Вначале был зачитан короткий критический текст оппонента – Ю. А. Афанасьева. Далее – многочисленные выступления, опровергающие этот текст и исподволь прославляющие отца Тихона и его передовые взгляды. Тут и брань в сторону «Запада», в частности Джорджа Буша… Критика либерализма и западной демократии… Притом обнаружилось, что в древней Византии как раз и была настоящая демократия, там половина императоров была из армян!

Удивительно, но обсуждения содержания агитационного кинофильма по существу так и не случилось. А обсудить стоило. Например, как именно нужно «держать окраины» – твёрдой рукой наместника или, как предлагает А. И. Солженицын – дать им возможность самостоятельного развития? И – стоит ли в наши времена провозглашать примером для подражания императора Василия Второго, или времена императоров несколько миновали?

Конечно, возник вопрос «кто виноват?» В чём? Да во всём! Главным образом – в западном влиянии. Точнее всего высказалась одна на всё собрание дама (фамилии не называю, но учёная степень у неё, несомненно, есть) – во всём виновата интеллигенция! Люблю я таких дам! Сама она к интеллигентам, видимо, не принадлежит, священнослужителям это звание не положено, хотя среди них немало умных и образованных людей… Значит, речь идёт о так называемых «несогласных», склонных сначала подумать, а потом уж солидаризоваться (или – не солидаризироваться) с некой общей точкой зрения. Кстати, дама была очень активна в полемике с отсутствующим Афанасьевым. Единственным активным критиком фильма был Венедикт Ерофеев. Он вёл себя очень сдержанно, и единственным интеллигентским ругательством относительно представленного творения было слово «сервилизм». Остальные этого, вроде бы, не заметили.

Попытаемся подвести итоги. Избирательная компания шла не просто гладко, а – молча. Что-то говорить там было некому, один Жириновский народ потешал. Так что подкинуть спорный фильм (авось кто-то выскажется) было очень кстати. Был ли архимандрит Тихон автором, режиссёром или просто чтецом-исполнителем фильма – неизвестно. Не один же он его делал! Всё равно – спасибо ему за храбрость, за публичную постановку острого, по существу, вопроса. А решение… Самим думать приходится!

 

Яндекс.Метрика