Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 1 (50)
Сайт «Разум или вера?», 15.04.2009, http://razumru.ru/humanism/journal/50/abelev.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2008/2009 № 1 (50)

ОБ ЭВОЛЮЦИОНИЗМЕ И КРЕАЦИОНИЗМЕ

«Многое остаётся ещё
неизученным»

Фото С. Новикова

Гарри Абелев

Дорогие Виталий Лазаревич и Валерий Александрович!*

Посылаю Вам свои соображения по поводу креационизма и эволюционного подхода к возникновению человека.

Поскольку в эволюции человека его происхождение от млекопитающих не вызывает сомнения, а пути и факторы эволюции в происхождении человека остаются неизвестными, то как эту проблему представить для школьников – остаётся неясным. В этом процессе просматриваются две составляющих – это сравнительное строение (сравнительная морфология и сравнительная физиология), с одной стороны, и факторы эволюции – с другой. Если рассматривать человека в системе сравнительной морфологии или сравнительной физиологии, то человек, несомненно, входит в ту же систему, что и другие млекопитающие.

Строение человека (по отдельным органам или в целом) – сердце, печень, почки, мышцы, скелет, кровеносная или выделительная системы имеются не только у всех млекопитающих, но до деталей сходным образом функционируют. Мозг, что особенно важно для понимания происхождения человека и отличия человека от других млекопитающих, отвечает за высшую нервную деятельность, особенно развит у человека. Поскольку физиология мозга относится к наименее изученным, к наименее понятным функциям млекопитающих, то и наименее понятна, вплоть до отсутствия соответствующих методических подходов, эволюция мозга.

Хотя совершенно очевидно, что различные млекопитающие и, в частиости, человек, произошли путём эволюционного изменения, но его отличия от животных, в общем-то, довольно небольшие с точки зрения генома, возникли ещё не понятыми путями.

План строения и функциональное единство в строении млекопитающих животных и человека настолько очевидны, что строение и функции отдельных органов изучаются на животных и переносятся на человека без особых сложностей. Экспериментальный анализ на животных и в частности на мышах и крысах служит адекватной моделью и предварительной стадией испытания лечения человека, лечебных препаратов и хирургических способов, эффективность которых сначала проверяется на животных и затем переносится на человека. В связи с этим я хотел бы сказать, что все предварительные испытания различных способов борьбы со злокачественными заболеваниями проводятся на млекопитающих. И здесь я хотел бы привести наши данные по альфа-фетопротеину – белку, который вырабатывается эмбриональной печенью и раковой печенью человека. Это явление изучалось главным образом на мышах и крысах, которые по существу обладают такой же системой образования альфа-фетопротеина, как это имеет место у человека. Естественно, что различные количественные показатели выработки этого белка опухолями или эмбрионом или в предопухолевый период несколько варьирует у животных и у человека, но не принципиально, а только количественно.

Анатомия человека, физиология различных органов человека ясно указывают, что различные органы и их функции у человека произошли путём небольшого видоизменения соответствующих функций у млекопитающих, и здесь вопросов не возникает. Главный вопрос состоит в том, как произошёл человек путём эволюции млекопитающего, как произошли малоизученные и малопонятные функции человека, такие как мышление, речь, образование абстрактных понятий и операции абстрактными понятиями, такие как религиозные чувства, т. е. интуитивное стремление всех или большинства людей верить в то, что существует какая-то внечеловеческая сила, которая определяет судьбу человека и создаёт его религиозное мышление.

…Мы видим, что человек является вариантом млекопитающего, произошедшим путём эволюции млекопитающего, поскольку никаких элементов, отличных от млекопитающих, у человека нет, – хотя факторы, которые определяют эту эволюцию и привели к образованию речи и абстрактного мышления, ещё совсем не ясны.

К сугубо человеческим свойствам высшей нервной деятельности относятся, безусловно, такие как способность обучения, передача опыта и накопленных знаний от одних людей к другим, от одного поколения к другому, и очень сильное воображение. В настоящее время непонятно и неизвестно как и когда возникли эти качества в процессе эволюции человека, хотя более или менее ясно, на каких свойствах высшей нервной деятельности основаны эти качества.

В настоящее время эти вопросы только ещё начинают изучаться. В последние годы наибольший прогресс в этом отношении произошёл при изучении генетики человека, в частности генов, которые контролируют поведение человека. При изучении этих генов установлена, так сказать, география происхождения человека и его расселения по планете. Установлено, что человек произошёл в северной Африке и оттуда расселялся по юго-восточной Азии и затем поселился в Европе. Так возник европейский человек. Эти факты довольно точно и определённо установлены по генетическим маркерам человека, их происхождению и их эволюции. А вот происхождение речи и абстрактного мышления, способности оперировать абстрактными понятиями, пока ещё не установлено. Остаётся непонятным, когда, где и как они возникли.

Таким образом, мы видим, что человек является вариантом млекопитающего, произошедшим путём эволюции млекопитающего, поскольку никаких элементов, отличных от млекопитающих, у человека нет, – хотя факторы, которые определяют эту эволюцию и привели к образованию речи и абстрактного мышления, ещё совсем не ясны.

Теперь возникает проблема – как же обучать школьников? Мне кажется, что так и следует обучать: с одной стороны ясно, что человек находится в системе млекопитающих и возник путём эволюции млекопитающих, однако остаются ещё не изученными – и не отдельные детали, а существенные этапы в эволюции человека. В настоящее время изучается образование речи и образование абстрактного мышления у человека.


Обращение к акад. В. Л. Гинзбургу и проф. В. А. Кувакину.

 

Яндекс.Метрика