Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 1 (50)
Сайт «Разум или вера?», 30.04.2009, http://razumru.ru/humanism/journal/50/pastushkova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2008/2009 № 1 (50)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

как ресурс
гуманистического
воспитания

Ольга Пастушкова

Гуманисты должны владеть
современной информационной ситуацией
и изменять свои действия
в соответствии с её динамикой.
Пол Куртц

Не секрет, что из-за высоких темпов развития техники и технологий современное общество претерпевает существенные трансформации. Появляются всё новые проблемы, решение которых является приоритетным и жизненно важным уже сейчас. Серьёзного подхода и осмысления требует виртуальная реальность, проблемы эвтаназии, клонирования, внедрения искусственного интеллекта и пр. И речь здесь идёт не о собственно технологической стороне дела. Важно прояснить сущность и последствия взаимодействий между хайтеком и гуманистическими ценностями, составляющими основу человеческой культуры, собственно цивилизованности общества и личности. Если пошатнутся и обрушатся ценности человеческой жизни, достоинства и свободы, если их место займут ценности потребительски-зрелищной цивилизации, а разум попадёт в зависимость от автономных по отношению к праву и морали технологий и виртуального мира, то человеческая действительность утратит свою природную основу и тот гуманистический позитив, который десятками тысячелетий накапливался в опыте Homo sapiens.

Прогресс оборачивается вызовом человечеству. Ответ на него требует не только новых знаний, но, в первую очередь, адаптации к современности фундаментальных гуманистических смыслов и ценностей. В условиях меняющейся природной и социальной реальности, манипуляций с массовым и индивидуальным сознанием, власти завуалированных идеологий, дегуманизации искусства, замены бескорыстных человеческих отношений рассудочно-рыночными требуется по-новому организовывать и проводить гуманистическое просвещение. Век информационных технологий диктует необходимость переориентации, требует новых методик в сфере образования. Традиционная беседа или лекция о ценности человеческой жизни молодому поколению может показаться бессмысленной и абстрактной проповедью. Необходимо подвести студентов и школьников к самостоятельному осмыслению существующих в мире проблем, но так, чтобы это осмысление преломлялось через призму гуманистических ценностей. В наши дни это весьма непростое дело.

Можно утверждать, что данная методика обучения [презентация] – это некая форма, одновременно недетерминированная, оставляющая простор для самореализации, свободных размышлений и вместе с тем направляющая студента в нужное русло, дающая ему какие-то ориентиры, например, в виде критериев оценки.

Образовательное пространство, подстраивающееся под стандарты информационного общества, содержит в себе ряд противоречий. Так, например, педагоги оказываются между своеобразной Сциллой и Харибдой: с одной стороны, они, как и прежде, должны воспитывать через обучение, с другой, давать конкретные знания, имеющие прикладной характер. Не секрет, что в современном образовательном процессе преобладает простая передача, трансляция информации. Повсеместная широкомасштабная компьютеризация школ и вузов в нашей стране, безусловно, является огромным достижением, поскольку, прежде всего резко ускоряет работу с информацией: её получение, передачу и т. д. Вместе с тем содержательно и технически усложняются школьные и вузовские программы, увеличиваются часы, отводимые на дисциплины не гуманитарного цикла. В итоге, учащиеся страдают от переизбытка информации, не хватает времени для занятий спортом, творчеством, для интереса к себе как личности, не остаётся места для свободного и серьёзного осмысления собственной жизни. К сожалению, гуманитарные, и в первую очередь философские дисциплины оказываются урезанными, усечёнными. Примером служит замена кандидатского минимума по философии дисциплиной по истории и философии науки. Недалеко то время, когда философию полностью вытеснят из образовательных программ. Ведь учёному достаточно производить расчёты, строить теории, модели в поле своей узкой специальности, не задумываясь о последствиях своей деятельности и более широком контексте динамики научного знания. К сожалению, тот баланс, который в своё время создали древние греки в своей системе образования, а именно: гармония математики, философии, музыки, ораторского искусства, спорта и пр., – в настоящее время разрушен. Из культуры изымается её важнейшая философско-мировоззренческая составляющая, и вместо неё предлагается физикалистская, в лучшем случае органицистская картина мира. Однако наука не предлагает, не может, да и не должна предлагать смыслы и ценности, выходящие за её рамки. Попросту говоря, предметом науки может быть всё, что есть в природе и культуре, включая самого человека, но сама наука – не более чем одна из многочисленных областей человеческой деятельности и опыта. Неистребимый (потенциальный) редукционизм научного знания противоречит бесконечным творческим возможностям человека, его свободе и уникальности. В этой связи возникает вопрос, возможно ли совместить научное обучение и нравственное, правовое, экологическое, эстетическое и физическое воспитание? Или, короче, можно ли совместить научность и человечность (гуманность или гуманизм) как в процессе обучения, так и в его содержании? Мне представляется, что да.

Одним из примеров такого совмещения ультрасовременных информационных программ и гуманизма как воспитательной компоненты является презентация. Она стала очень распространённой сначала в мире бизнеса, поскольку давала возможность наглядно показать и рассказать о товарах и услугах. Постепенно презентация стала внедряться и в другие сферы, в том числе, в сферу образования. Это стало возможным с внедрением в школы и вузы компьютерных и мультимедийных технологий. Power Point – весьма простая и удобная программа для презентаций, она позволяет размещать, классифицировать и просматривать информацию при помощи слайдов. Очевидно, что презентация как методика незаменима в естественных и технических науках, а также в тех гуманитарных науках, где в большой степени можно систематизировать материал, например, в исторических науках, искусствоведении, культурологии. Так, с помощью презентации можно наглядно и доходчиво рассказать о жизни и деятельности того или иного автора.

Но как быть с философскими дисциплинами, в центре которых стоят разного рода познавательные, этические, онтологические проблемы, которые сами по себе весьма абстрактны и не предметны? Ведь специфика философии очевидна: во-первых, она оперирует общими понятиями и смыслами, а не конкретными фактами, во-вторых, её цель не столько получение знания (знаниевая функция не самая главная), сколько обогащение мировоззрения и стиля мышления. Суть и смысл философии определяется прежде всего её ресурсами, которые способны помочь личности становиться зрелой, свободной, самостоятельной, творческой и даже счастливой. Этим она и отличается от всех других дисциплин. Но тогда возникает вопрос: способна ли философия, возникшая ранее всех наук, сочетаться с новейшими, основанными на высоких технологиях методиками обучения? Может ли презентация стать надёжной опорой в преподавании философских дисциплин?

Я думаю, что это возможно. Данная методика обучения была неоднократно апробирована в Воронежском государственном техническом университете и зарекомендовала себя со своей лучшей стороны. В чём же её преимущество?

В первую очередь, презентация способна совмещать в себе как информационный, так и гуманистический потенциал. В этом случае она представляет собой некий компромисс или даже некую альтернативу тотальной информатизации и рационализации общества и человека. Ведь, с одной стороны, она действительно есть форма обработки, представления и упорядочивания информации при помощи изначально заданной схемы. Но, с другой стороны, презентация есть творчество, созидание как со стороны формы, так и особенно со стороны содержания, которое способно стать образным, наглядным. Её создатель подобен скульптору, задача которого – отсечение всего лишнего, что только на первый взгляд кажется механическим делом. За этим отсечением стоит огромная творческая работа, ведь необходимо из бесформенного и разрозненного объёма информации, найденного в книгах, учебниках, журналах, а чаще всего в Интернете, создать и явить нечто новое – своё собственное осмысленное, ценностно окрашенное и обоснованное отношение к проблеме. В этой связи презентация служит выработке определённого взгляда на мир, в ней и через неё реализуется свобода, творчество студента. Можно утверждать, что данная методика обучения – это некая форма, одновременно недетерминированная, оставляющая простор для самореализации, свободных размышлений и вместе с тем направляющая студента в нужное русло, дающая ему какие-то ориентиры, например, в виде критериев оценки. Тот, кто идёт по пути создания философской презентации, в руках держит нить Ариадны, которая не даёт заблудиться в лабиринтах бессмыслицы и пустословия. Этой своеобразной нитью, руководством является предлагаемая преподавателем тщательно продуманная схема или шаблон. Например, если требуется проанализировать творчество современного философа, вполне подойдёт такая схема:

Схема презентации по теме: «Философы XX в.»

  1. Название презентации.
  2. Выбор цитаты, характеризующей учение выбранного философа.
  3. Годы жизни философа.
  4. Основные его труды.
  5. Характеристика времени жизни философа.
  6. От кого отталкивается, кого критикует философ.
  7. Выделение и краткая характеристика основных идей философа.
  8. Система (схема) основных идей философа.
  9. Итоги: заслуги, достоинства, недостатки учения философа, его место в национальной и мировой культуре.

Презентация философской темы – это самостоятельная работа с огромным объёмом информации, преследующая определённые учебно-образовательные цели. Эта работа включает:

  1. Упорядочивание большого объёма информации при помощи схем, символов, цветоряда, наглядных картинок, таблиц, что даёт возможность лучше усвоить и понять тему.
  2. Развитие творческих способностей студента, предоставление возможности поиска информации и выбора способа оформления презентации.
  3. Донесение до студенческой аудитории наглядно, образно, красочно, упорядоченно (схематично) основных идей, проблем.

Если суммировать положительные стороны презентации, то, во-первых, данная методика – лучшая альтернатива утратившей свою самостоятельность работе над рефератами. В отличие от последней, чаще всего связанной с механическим «скачиванием» материала из банка уже готовых рефератов в Интернете, презентация базируется на предлагаемой преподавателем схеме, согласно которой и нужно находить, осмысливать и оформлять материал в виде презентации. Ввиду того, что преподаватель сам задаёт общий план презентации, исходя из собственного видения проблем и потребностей студентов, поиск уже готовых работ в глобальной паутине обречён (по крайней мере, в настоящее время) на неудачу. Интернет, несмотря на обширность своих ресурсов, не способен предусмотреть все вариации и комбинации требований к оформлению. Ведь важным условием при подготовке презентации является то, что вся информация должна быть представлена не сплошным текстом, но в виде различных схем, таблиц, выделенных положений и идей, что лишает процесс её создания рутинности, заставляет самостоятельно осмысливать и обрабатывать необходимое содержание и искать для него адекватную форму.

В качестве примера здесь приводится слайд из раздела «Истоки возникновения проблемы» презентации на тему: «Национализм и толерантность». Так автор представил степень разработанности проблемы в истории философской мысли.

А вот так можно оформить основные определения понятий.

В таком виде представлен слайд о социальных причинах возникновения национализма.

Итак, для создания такой схемы от студента требуется определённая работа: анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных рядов и пр.

Весьма эффективна работа над презентациями по современным философским проблемам. Вот некоторые из предложенных студентам тем, хотя их можно скорректировать или видоизменить.

  1. Искусственный интеллект: за и против.
  2. Эвтаназия: за и против.
  3. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни?
  4. Человек «виртуальный»: проблемы, перспективы.
  5. Проблема веры и знания в современном мире.
  6. Компьютерная цивилизация и её вызовы.
  7. Проблема бессмертия человека в свете достижений современной науки.
  8. Личность в современном мире: эволюция или деградация (инволюция)?
  9. Современные проблемы биоэтики.
  10. Наука, паранаука, псевдонаука, антинаука: проблема демаркации.
  11. Проблема смертной казни в современном мире.
  12. Свобода совести: проблемы, противоречия.
  13. Проблема «6егства от свободы».
  14. Проблема отчуждения в современном мире.
  15. Гуманизм и человеколюбие.

Специфика такого рода тем в том, что все они являются проблемными, дискуссионными, не имеющими однозначного решения. Следующая схема может помочь организовать и выстроить найденный материал.

Схема презентации по теме: «Современные проблемы общества».

  1. Название, кто выполнил, кто оппоненты.
  2. Цитата, характеризующая данную тему (любого философа, мыслителя или учёного).
  3. Основные определения понятий, используемые в презентации.
  4. Актуальность темы исследования.
  5. Степень разработанности проблемы (какие авторы разрабатывали тему, насколько вообще эта тема представлена в литературе).
  6. Цели и задачи исследования.
  7. Объект исследования.
  8. Положения, выносимые на защиту (их краткая формулировка, 5 – 10 положений).
  9. Схема, отражающая защищаемые положения.
  10. Тексты культуры (картины, фильмы, спектакли, музыка и пр.), отражающие данную тему.
  11. Выводы, перспектива дальнейших исследований.
  12. Список литературы.

В данной схеме презентации предлагается провести самостоятельную работу по теме с опорой на необходимые определения, изречения деятелей науки и культуры, с выделением объекта исследования, постановкой целей и задач, вычленением основных идей, мыслей по данной теме, с собственными выводами, подкреплёнными наглядными картинками и прочими текстами культуры. Выявляя актуальность исследования, студент непременно соотнесёт рассматриваемую проблему с собственной жизнью, а это значит, что ликвидируется изначально книжно-учебное отношение к самостоятельной работе. В этом как раз и заключается практический гуманистический потенциал презентации (в отличие от механической и отчуждающей работы над рефератами).

Для того чтобы работа над презентацией была ещё более самостоятельной, чтобы она готовила студентов к умению вести дискуссию, можно превратить презентацию в философскую защиту, на которой будут присутствовать оппоненты, председатель и члены совета (преподаватель и сами студенты). Оппонентам предлагается заранее написать отзыв на презентацию, сформулировать какие-то вопросы и замечания. Во время презентации зачитывается отзыв, и «презентант» отстаивает свою позицию. Остальные студенты также могут задать вопросы, изложить свою точку зрения. На мой взгляд, такая форма работы может существенно оживить семинарские занятия, поскольку в ней есть элементы как игры – «игры» в Большую науку с её оппонированием, дебатами, вынесением решения и пр., – так и реальное вовлечение в обдумывание, возможно, самых важных и сокровенных проблем, волнующих любого человека.

Опыт проведения такого рода занятий со студентами инженерно-экономического ф-та Воронежского гос. технического университета принёс определённые плоды, заинтересовал и студентов, и преподавателей.

Ещё одной положительной стороной презентации как формы обучения является развитие у студентов способности выбора нужного материала из огромных объёмов информации. Как известно, человек в информационном потоке теряется и впадает в панику, поскольку не может найти то, что ему действительно нужно. Способность к анализу, синтезу, абстрагированию и пр., бесспорно, – весьма ценные навыки в современном обществе, где информация (причём самого разного – от антинаучного до научного – качества) увеличивается невероятно высокими темпами. Поиск нужного – отделение зёрен от плевел информационной среды – составляет суть первоначальной работы над презентацией. В дальнейшем информация встраивается в систему гуманистических ценностей, появляется собственное видение проблемы, осмысленное и переживаемое. Переживание перестаёт быть абстрактным и чужим знанием, становится внутренним видением проблем и противоречий, что и приводит к ответственному отношению человека к самому себе, к окружающей среде и обществу. Так оказывается возможным наполнять ресурсы такой информационной программы, как презентация, гуманистическим смыслом, делать её формой «презентации гуманизма». И это может быть одной из наших побед за овладение и гуманизацию современного инфомедийного пространства. В этом – большое гуманистическое значение презентации, способной дать достойный ответ на вызовы информационно-технологической цивилизации. Предлагаемая методика развивает свободу творчества, стимулирует интерес и даже прививает эстетический вкус, поскольку само оформление – цвет, изоматериал, схемы, таблицы и пр. – изначально не детерминированы преподавателем, и студент вправе сам воплощать свои замыслы. К тому же, здоровая конкуренция внутри группы стимулирует ответственное отношение и к оформительской части.

Важна и оценка преподавателем проделанной студентом работы. Как известно, в философии нет и не может быть единого решения проблем, что затрудняет саму оценку. Однако презентация предлагает свои критерии: соответствие заданной схеме, полнота её содержательного и изобразительного выражения. Работа не сводится к оформлению, важное значение имеет содержание, которое должно быть осмысленным и понятным как автору, так и аудитории. Так, необходимо не только охарактеризовать биографию философа, но и оценить то время, в котором он жил и творил, что невозможно без предпонимания основных его идей. Нужно продумать, какая цитата выбранного автора лучше всего характеризует его творчество или рассматриваемую проблему, требуется выделить и кратко охарактеризовать основные идеи, структурировать их, что так или иначе заставляет думать. Презентация завершается самостоятельными выводами, что развивает философское мышление, умение подводить итоги, выделять достоинства и недостатки, находить перспективы дальнейших исследований.

У презентации как метода обучения есть и другое применение. Она легко усваивается аудиторией, поскольку предполагает как вербализацию, так и визуализацию темы. Схемы, образы, картинки лучше запоминаются. Презентация может служить формой передачи и усвоения философского и культурологического знания во время проведения лекционных и семинарских занятий.

Подводя итоги, можно сказать, что данная методика – достойная альтернатива формальной, техницистской информатизации, поскольку предполагает открытие студентом мира ценностного, смыслового, одним словом, мира гуманистических ценностей.

 

Яндекс.Метрика