Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 3 (52)
Сайт «Разум или вера?», 29.09.2009, http://razumru.ru/humanism/journal/52/kuvakin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2009 № 3 (52)

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Валерий Кувакин

Этику

– в школу

Во втором номере нашего журнала за 2008 г. была опубликована обстоятельная статья заведующего лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО Э. П. Козлова «Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы». По мнению редакции, её общественное значение исключительно велико, так как она кладёт конец разговорам о том, что, во-первых, обучать этике в школе – это либо что-то смешное и глупое, либо – кощунство и атеизм. Ею был фактическим образом доказан, с одной стороны, вред примитивного взгляда на этику как на что-то не имеющее ничего общего с научным характером школьного образования, с другой – несостоятельность клерикального давления на школу «основами православной культуры». Но если можно понять, что скрывается за усилиями клерикалов, то понять закоренелость технократического, по сути, невежественного, заскорузлого отношения к этическому обучению со стороны немалого числа, казалось бы, образованных людей достаточно трудно.

Этика – необходимая образовательная дисциплина, она столь же естественна в школе, как математика или физика, поскольку давно уже стала научной, рационально обоснованной и экспериментально изучаемой областью знания. Глубоко неправы те, кто думает, что даже простое сообщение учащимся основ этических знаний в лучшем случае может обернуться сюсюканьем или жалким морализаторством глубоко безразличным детям. Да, информация об истории и теории морали может показаться далёкой, не имеющей к ученику никакого отношения. Но разве разговоры о прямой, точке или конгруэнтности ближе уму (не говоря уж о чувствах) ребенка?! Между тем мы не без оснований считаем, что это нужно школьнику, поскольку он не поймёт многого в этом мире без даже элементарных знаний математики, физики или биологии. А много ли поймёт школьник или подросток, если не будет иметь хотя бы общего предоставления о человеке (т. е. о самом себе) как существе, наделённом способностью различать добро и зло, быть порядочным или подонком, творить зло или противодействовать ему? Семья? Улица? Телеящик? Да, они, конечно, учат. Но как?.. Или скажем иначе, почему бы тогда семье не учить ребёнка основам биологии, генетики, физики или математики? Здесь те, кто с невежественным высокомерием относятся к изучению морали, могут захлебнуться от возмущения либо просто иронически поморщиться. Но это значит всего лишь то, что они имеют слабое представление о современном состоянии исследований и достижений в области этики, когнитивных и поведенческих наук. Современные технократы, менеджеры, экономисты, финансисты, управленцы и иже с ними – огромная армия людей – в большинстве своём не могут понять многие простые истины этического образования. Так, они не понимают, что учителя давно уже освоили игровые, ролевые и другие адекватные возрасту школьника методы обучения, они не понимают, что когда учитель говорит о различных этических понятиях, то ребёнок, как и взрослый человек, невольно, почти автоматически примеряет их к себе, что неизбежно порождает этическое самосознание, ведёт к этическому росту, моральной осведомлённости и взрослению. Мы боимся разговоров о морали. Максимум, что мы можем допустить, – это разбавленное искусством и литературой представление о хороших и плохих людях. Какая нежная забота о детских душах! А быть может – это просто лицемерие и глубокое неверие в силу моральных императивов? И давайте тогда спросим себя: почему мы так легко верим в силу зла (этическая категория!), но почти брезгуем (хорошо, если стесняемся) говорить о добре и борьбе за него, за человеческое достоинство и порядочность?

Мы боимся разговоров о морали. Максимум, что мы можем допустить, – это разбавленное искусством и литературой представление о хороших и плохих людях. Какая нежная забота о детских душах! А быть может – это просто лицемерие и глубокое неверие в силу моральных императивов? И давайте тогда спросим себя: почему мы так легко верим в силу зла (этическая категория!), но почти брезгуем (хорошо, если стесняемся) говорить о добре и борьбе за него, за человеческое достоинство и порядочность?

Несерьёзное, безразличное отношение общества к изучению морали оборачивается вторжением в школы так называемых «традиционных религий», что происходит в нарушение Конституции РФ и ведёт Россию в средневековый тупик. Преследуя свои идеологические и материальные интересы, обуреваемые жаждой влияния и «духовной» власти, клерикалы не хотят даже подумать о среднесрочных, не говоря о долгосрочных, последствиях «оцерковления» светской общеобразовательной школы. В современных геополитических условиях, в условиях высоких наукоёмких технологий не может выжить общество, состоящее из людей, высшими добродетелями которых являются богобоязненность, послушание, почитание, покорность, жертвенность, аскеза, искупление, спасение, обретение вечного блаженства и т. п.* С этим набором пассивных, обращенных к потустороннему человеческих качеств ни о каком культурном и социальном прогрессе, о конкурентоспособности речи быть не может. С такой «духовной культурой» это будет уже не Россия, а лёгкая закуска для энергичных, жаждущих новейших знаний и технологий этносов, для динамично обновляющихся и модернизируемых обществ знания. Признавая право людей на веру в сверхъестественное, уважая их религиозные чувства, нельзя вместе с тем не понимать, что и частная, и общественная жизнь много богаче, сложнее и ответственнее, что без обладания научной картиной мира, включающей в себя и человека, и общество, мы обречены на деградацию и поражение.

Современная этика способна дать человеку реалистическую картину нравственных взаимосвязей людей, адекватно ориентировать их в сложной области человеческих отношений, норм и ценностей. Вот почему этика так необходима российской общеобразовательной школе.

Исходя из этих соображений, мы помещаем отклики директоров московских школ вот уже более пяти лет участвующих в эксперименте по преподаванию этики в школе с 1 по 11 классы (см. на стр. 29 – 31). Это обучение опирается на программу, разработанную лабораторией нравственного образования РАО. Она доказала свою эффективность, что ставит вопрос о широком введении курса этики в институты народного образования в качестве обязательной учебной дисциплины.


Современному светскому человеку трудно поверить в сказанное. Но информационные технологии позволяют мгновенно проверить, так это или нет. Один клик в поисковике на «православная этика» и мы получаем, хотя и не канонический, но вполне типичный текст – в данном случае – от доцента Южного федерального университета, профессора РАЕ, председателя «Учебно-методической комиссии по противодействию фальсификации истории философии и методологии науки в ущерб интересам России»: «Православие подчёркивает положение о ничтожестве собственных нравственных сил человека и особенно культивирует настроения подавленности, смирения, долготерпения, покаянности и аскетизма, что сказывается и на мирской жизни человека, во многом смирившегося с тяготами и лишениями жизни и безропотно их принимающего. Православная этика пронизана призывами к добросердечию и душевности, незлобивости, к милосердию, любви и отзывчивости человека.

Моральные поучения православия включают, прежде всего, идеи покорности судьбе и смирения. Земная жизнь рассматривается как подготовление к жизни небесной, а её целью объявляется духовное спасение “от греха и зла”, которое невозможно без помощи Бога и церкви как его посредника…

Особенностью православной трактовки христианского нравственного учения является акцент на необходимость безропотного перенесения страданий, посланных Богом для испытания крепости веры и очищения от греха, на особое почитание страдальцев – блаженных, нищих, юродивых, пустынников и отшельников».

http://zhurnal.lib.ru/k/kondrashow_w_a/st67-1.shtml

 

Яндекс.Метрика