Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 2 (55)
Сайт «Разум или вера?», 04.09.2010, http://razumru.ru/humanism/journal/55/kuvakin1.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2010 № 2 (55)

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

 Невежество
относительно
ЭТИКИ

Валерий Кувакин

 

Существует стандартно безграмотное суждение: «Этика и мораль – как бы к ним ни относиться – не являются научными дисциплинами». Здесь смешаны понятия «этика» и «мораль». Последняя при всём желании не может быть научной дисциплиной, т. к. это определённая область внутреннего мира человека и общественных отношений. Этика же – это теория (учение о) морали (нравственности). Она, грубо говоря, может быть религиозной или научной, последнюю чаще всего связывают с рациональной этикой. Этика как наука родилась уже в Древней Греции, отцом-основателем её считают Аристотеля (а можно – и Сократа), так что наука этики столь же древняя, как и те многие науки, которые стали называть естественными. В Новое время революционный переворот в области этики совершил И. Кант, создав так называемую автономную этику, т. е. этику, независимую от религиозной веры.

В строгом смысле рациональная этика – тоже естественная наука, в силу того, что имеет дело с естественной способностью человека различать добро и зло, правду от неправды, справедливость от несправедливости, миролюбие от насилия и т. д.

Эта мысль с трудом втискивается в сознание россиян и даже образованных людей, тем не менее, это, так сказать, антропологический факт, такой же, как и то, что у людей есть разум. Он является главным инструментом, с помощью которого делается наука, и он же – главный инструмент достижения этической грамотности, способ формирования всякого этического суждения, правда, только сведущего в этой области человека.

Современная этика широко интегрирует в себя научные стили мышления, поскольку в области морали одним из решающих условий грамотного этического суждения является умелое использование научных методов исследования. В этике – это исследование этической ситуации, успех в решении которой в определяющей степени зависит от тщательности и всесторонности использования методов анализа, сравнения, просчитывания вариантов, выяснение причин и следствий предпроблемной, проблемной и постпроблемной моральной ситуации, умения видеть те нормы, которые вовлечены в моральную ситуацию, умение соизмерять их как по сути, так и по последствиям выбора той или иной моральной нормы. Моральный поступок человека – это результат сложнейших процессов, происходящих в его сознании, однако эффективность и адекватность его тем больше, чем большую роль в нём играет разум, действующий на основе достижений научных методов исследования.

Причины, по которым этика не включается в число естественных наук, связаны прежде всего с исторической монополией физики на понятие «природа» (natura), из которой был исключён человек как субъект морали. Кроме того науки о человеке всегда отставали от наук о природе в силу сложности объекта исследования. Наконец, на понимание человека издревле претендовала религия. В Россия аллергия к этике отчасти связана и с 70-летним периодом её жёсткой политизации в коммунистической идеологии. Но сегодня человека быстро возвращают в сферу изучения естественных процессов. Неслучайно бурными темпами развиваются когнитивные и поведенческие науки, нейронауки, генетика и др. 1.

Невежество относительно этики всё ещё огромно, даже «учёные» дяди говорят о «морально-нравственных» или «морально-этических» вопросах. По своей бессмыслице это примерно равно выражению «погодно-климатические явления» или «сердечно-кардиологические проблемы».

Сегодня школе крайне необходима этика как научно ориентированная «познавательно-воспитательная» дисциплина. Закавыченные слова, конечно, могут быть подвергнуты критике как некорректные, покушающиеся на свободу мышления и совести учащегося. Но здесь имеется в виду одна простая вещь: этическое образование, за которое ратуют специалисты в этой области, имеет своим побочным продуктом не только этическую грамотность (отсутствие которой мы сплошь и рядом демонстрируем), но и нравственный рост. В ходе нравственного образования происходит интенсивная работа моральной рефлексии, спонтанное вовлечение учащегося в самооценку, прежде всего ценностную, нравственную. Он почти автоматически соотносит те или иные моральные принципы, добродетели или этические коллизии, о которых говорится в классе, с собой, со своей нравственностью и моральным опытом. Поэтому воспитание в его лучшем виде – как самообразование – здесь неизбежно, так уж устроен человек. Поэтому этика как дисциплина, целью которой является нравственное образование (сообщение учащимся основных положений науки этики) имеет своим неизбежным следствием воспитательный эффект. Кроме того, как бы либерально ни подходить к вопросу о воспитании, есть такие этические и правовые нормы, которые заключены в Конституции РФ и обязательны к следованию им и потому предполагающие воспитание и закрепление их в сознании всеми традиционными педагогическими средствами. Что же касается этической грамотности, осведомлённости в вопросах морали, то это никому не повредит. Нравственность – и к счастью на бытовом и нормальном человеческом уровне общения с этим никто не спорит – крайне важна в любом более или менее правовом и демократическом обществе, являясь в то же время одной из его опор.

Но беда в том, что чиновничьей России такие опоры, похоже, не нужны, поэтому она и обращается к РПЦ, видя в ней идеологическую («духовную») подпорку своей политической и финансовой власти. А чего не сделает РПЦ, то добавит развлекуха СМИ и паранормальные верования. Ментально Россия продолжает оставаться «крепким» идеологическим обществом. Но именно в силу светского (нерелигиозного) содержания прежней, советской идеологии этот процесс будет проходить со скрипом и с возрастающим недовольством, если РПЦ будет ошибочно рассчитывать темпы клерикализации и форсировать её сверх всякой меры.

Характерным показателем неготовности общества стать тотально религиозным является реакция школ и родителей на сомнительное с конституционной точки зрения решение Правительства России о преподавании в школах «религиозно-нравственных» дисциплин. По сообщению РИА «Новости» (3 марта 2010 г.) 2, большинство школьников и их родителей выбрали светскую этику в рамках экспериментального предмета «Основы религиозных культур и светской этики», изучать который четвероклассники начали уже весной этого года. Учащимся предложили изучать на выбор православную, исламскую, буддийскую, иудейскую или сразу все мировые религиозные культуры, а также светскую этику. Если эксперимент в отобранных регионах пройдёт успешно, его распространят на всю Россию.

«Тираж составлялся по числу заявок из регионов. Больше всего заявок пришло на учебники по светской этике», – сказал [гендиректор Издательства “Просвещение”] Кондаков, добавив, что их тираж составит 125 тысяч экземпляров. Менее востребованы в регионах оказались учебники по основам православной культуры, они выйдут тиражом 80 тысяч экземпляров. Мировые религиозные культуры намерены изучать 60 тысяч школьников, исламскую культуру – 40 тысяч, буддистскую – 14 тысяч, а иудейскую – 12 тысяч. Гендиректор «Просвещения» сообщил также, что «часть уроков светской этики будет посвящена общечеловеческим ценностям и порокам… в апреле новый предмет начнут преподавать в школах Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечни, Чувашии, Камчатского, Красноярского, Ставропольского краёв, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областей и Еврейской автономной области».

Если провести небольшие арифметические действия, то получается, что если школы заказали 125 тысяч учебников по этике и 60 тысяч по истории мировых религий, то получается 185 тысяч этих учебников против 146 тысяч учебников по основам православия, ислама, буддизма и иудаизма. Таким образом, большинство учителей, родителей и школьников предпочитают изучать не религию, а этику или историю религий. Очевидное преимущество здравого смысла, несмотря на клерикальное давление РПЦ и всякого рода «административных ресурсов»!

Но не хотелось бы впадать в благодушие. Весь ход событий в современной России говорит о разложении культуры и сознания россиян. В целом мы пятимся назад. Зря некоторые думают, что «поезд ушёл» и что РПЦ вместе с властью не сможет ничего изменить в головах людей. Сможет! У православной церкви тысячелетняя традиция «духовного» господства и союза с государством. Для неё каких-то 70 лет атеизма и светского государства – это пустяк. Ей торопиться некуда, её бизнес-план достаточно грамотный: сначала нужно встать на ноги – сегодня она самый крупный собственник в России – а потом будем служить верой и правдой государю. За 40 – 60 лет этой «симфонии» мозги россиян будут существенно изменены. А тех, кто болеет за науку, просят не беспокоиться: Иран успешно демонстрирует единство теократии и атомных технологий. А то, что Россия страна чудес – это всем известно. В ней возможно самое невероятное. Как историк идей в России я говорю это вполне серьёзно. История пламенных идей и торжествующих идеологий в России – это история нашей крови, насилия, фанатизма и покорности.

О большой общественной значимости преподавания этики в школе важно помнить сегодня, когда эту дисциплину, пристегнув к «основам православной культуры», власти пытаются превратить в Золушку или использовать её в качестве троянского коня с целью клерикализации школы. Борьба за светский характер государства и образования с апреля 2010 г. переместилась в школьные классы. Что и кто победит в этой борьбе – в решающей степени зависит от гражданской зрелости и житейской мудрости учителей, как и от активной позиции научной общественности.


См., например, интервью О. Орловой с А. Марковым «Гормоны человечности» http://www.svobodanews.ru/content/article/1938285.html

http://www.rian.ru/edu_news/20100325/216381234.html

 

Яндекс.Метрика