Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 3 (56)
Сайт «Разум или вера?», 16.12.2010, http://razumru.ru/humanism/journal/56/bogoyavlensky.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2010 № 3 (56)

ПИСЬМА О ГУМАНИЗМЕ

Владимир Богоявленский

Для чего РГО?

 
 

Уважаемый Валерий Александрович!

Посылаю Вам это письмо, которое в основе своей было написано давно, ещё в начале 2009 г. С того времени мои мысли только укрепились, что я и выразил в обновлённом варианте текста, который теперь посылаю с просьбой о публикации в нашем журнале.

***

Мы просто обязаны продолжить на страницах ЗС дискуссию о гуманизме, начатую в № 3 газеты «За гуманизм» (декабрь 2008 г.), издаваемой Кировским отделением РГО. Авторы статей этого номера газеты, А. С. Шутов, Р. А. Медведев, А. А. Котов совершенно верно охарактеризовали состояние гуманистического движения в мире и России и его противоречивое восприятие со стороны: признание значимости гуманистической деятельности и её непонимание даже образованными людьми, её острой злободневности, стойкость в выживании «организованных» гуманистов и малый объём их конкретных практических дел, реальные достижения в издании гуманистической литературы и слабая финансовая база РГО.

Я бы ещё добавил, что подавляющее большинство российских гуманистов, как, похоже, и гуманистов мира, сами не всегда понимают миссию гуманизма, его пользу для человечества, величие и благородство гуманистического дела. Гуманисты говорят и пишут правильные и полезные вещи, люди слушают и читают написанное, и, по-видимому, соглашаются, но и не торопятся «задрав штаны» бежать за гуманистами, как и поддержать их финансово. В чём же дело? Постараюсь ещё раз прокричать и докричаться до гуманистов, до руководителей гуманистического движения, а также до тех, кто мог бы нам помочь.

Да, всё что мы делаем, важно и нужно, но не в этом вся суть дела и призвание светского гуманизма, нашего гуманистического сообщества. Мы, гуманисты, сегодня и теоретически, и практически молоды и похожи на тех подростков, каждый из которых развивает ум – самопроизвольно и хаотично – во всех направлениях. Но такой «гуманистический подросток» никогда не даст обществу, да и себе, ничего значимого, если не будет заниматься тем, на что он более всего способен, в чём его призвание и в чём состоит то общее, что делает всех начинающих гуманистов солидарным сообществом, имеющим твёрдый теоретический фундамент, кодекс принципов, который соединяет разные усилия каждого в общее дело.

Гуманисты говорят и пишут правильные и полезные вещи, люди слушают и читают написанное, и, по-видимому, соглашаются, но и не торопятся «задрав штаны» бежать за гуманистами, как и поддержать их финансово. В чём же дело?

Чем же должно заниматься РГО и гуманисты мира, какую главную задачу они должны решить? Чтобы ответить на этот вопрос, напомню нашим читателям, что же такое современный светский гуманизм, так как прежде всего и главным образом светских, а не каких-либо других гуманистов, объединяет РГО.

Современный светский гуманизм – это этическое, научное и философское мировоззрение. Как система нравственных и гражданских ценностей он тесно связан с наукой, разумом, представлениями о демократии, гражданском обществе, социальной справедливости.

Современный светский гуманизм – это самое молодое из всех мировоззрений, хотя истоки его уходят в глубь тысячелетий и связаны с правилами поведения тех наших древних сородичей, которые не искали лёгких ответов на вызовы и угрозы окружающего их мира. Идеи гуманизма связаны с теми, кто сознавал, что решение каких-либо проблем тесно связано с правильным, всесторонним пониманием окружающего мира и человека, и они одни из первых стали сомневаться, что можно найти раз и навсегда истинные догматические ответы на вопросы жизни. Они были реалистами, они были с теми, кто ценил реальную жизнь здесь на Земле и сейчас – в реальном времени человеческого существования. Они были с теми, кто был уверен, что человеку и человечеству под силу познавать мир и самому решать вопросы выживания, не ожидая ни чуда, ни посторонней помощи от богов, стихий или пришельцев.

Каждый человек, благодаря своей внутренней природе, неотвратимо пытается осмыслить окружающий его мир, составить своё представление о цели и смысле жизни, а если это самостоятельный и свободный человек, – то и выстроить своё собственное мировоззрение, задавая вопросы себе и окружающим и самостоятельно отыскивая ответы на них. В конечном итоге весь комплекс мировоззренческих вопросов человека и человечества сводится к вопросам жизни, смерти и выживания, или, мягче говоря, достойного существования. Созревание мировоззрения отдельного человека происходит не в пустом пространстве, а в условиях, когда существует множество различных взглядов на мир и человека. В самой общей форме сознание наших современников можно отнести к одному из трёх «блоков» существующих воззрений: религиозному, светскому и обывательскому (т. е. обыденному, неосмысленному, неупорядоченному, некритично вмещающему в себя всё, что угодно из мира идей и представлений). Все они в той или иной мере содержат в себе человеколюбивую (гуманистическую) составляющую – ведь не враг же человек себе самому! (Исключения здесь, конечно, не в счёт.)

О людях, которые строго придерживаются определённой религии, мы говорим, что они имеют религиозное мировоззрение. О том, кто совершенно не религиозен (т. е. его система ценностей не включает того, что связано с религиозной верой), мы говорим, что он – светский человек. Те же, чьё мировоззрение есть хаотичная смесь из повседневных бытовых взглядов, религиозности, той или иной меры рассудка или практичности, может быть назван обывателем – не в обидном смысле, а в том, что человек живёт абы как, т. е. не задумываясь сколько-нибудь серьёзно о собственной жизни, особенно на заглядывая ни в прошлое, ни в будущее.

Для религиозного человека комплекс мировоззренческих вопросов ясен и не подвергается сомнению. Он решается во всех религиях примерно одинаково: есть догмы, которые нужно принимать безоговорочно, на то и есть религиозная вера; человек не властен над своим будущим – оно в руках высших сил, и если он желает обрести жизнь вечную, то должен строго соблюдать религиозный закон. Добросовестно верующий человек имеет больше оснований для оптимизма в отношении своего личного будущего и будущего всех тех, кто солидарен с ним (единоверцев). Ведь все они будут удостоены жизни вечной и райской.

Для светского человека вполне ясна конечность его собственной жизни. Он уверен, что никакого будущего для его личности после физической смерти не существует. Но вопрос о полноте и длительности его собственной жизни и жизни ему подобных имеет для него большое значение, т. е. его волнует выживание человечества, рода людского. Из понимания всего этого, он и строит настоящую жизнь. Это действительно жизнь в настоящем, которую он стремится по мере возможностей сделать настоящей жизнью. Какова она на деле, зависит от очень многого, в том числе и от того, как он понимает свою ответственность и как он ответственен на деле.

Гуманистическая работа несёт огромную пользу и даже надежду тем, кто хочет жить, тем, кто хочет верить, что его потомки выживут и будут благодарны нам, как и мы благодарны тем, кто оставил нам несметные богатства материальной и духовной культуры, науки и высоких технологических достижений в главных областях жизни. В этой миссии гуманисты впереди, и они должны, честно соблюдая правила «соревнования» в борьбе идей, быть впереди всегда!

Обыватель всю жизнь может колебаться в основных своих мировоззренческих вопросах, его мировоззрение не оформлено, и мысль постоянно колеблется между религиозным и светским и порою, в конце жизни, он становится или глубоко религиозным человеком или нигилистом-пессимистом, прожигающим свою жизнь. Чаще же всего он остаётся хотя и пессимистом относительно будущего человечества, но человеком, заботящимся о себе и своих ближайших родственниках.

Основная масса людей на Земле суть в большей или меньшей степени обыватели. Это факт, который нужно принять как объективность, как что-то естественное и объяснимое. И как бы там ни было, но вопросы выживания человека и человечества, волнуют, хотя и по-разному, и светских людей, и обывателей. Для последовательно и серьёзно верующего религиозного человека этот вопрос жизни ясен: Бог решит его как надо, нужно лишь жить по законам Бога.

Но одно дело озаботиться вопросом о выживании, другое дело строить свою жизнь и фактически жизнь человечества в зависимости от решения этого вопроса. Потенциально лишь небольшая часть светских людей уверены, что именно от деятельности человека и человечества зависит их жизнь и всё их будущее, что они творцы своей истории, истории человечества, и что необходимо убеждать в этом других, всех, кого волнует будущее человечества. Эта часть светских людей и называет себя сегодня светскими гуманистами. Они объединяются в гуманистические общества. Единого формального мирового сообщества светских гуманистов не существует, но есть несколько заметных международных движений гуманистов. Самое крупное и активное существует в США. Морально и теоретически его возглавляет доктор Пол Куртц. Среди основателей этой ветви светского гуманизма немало нобелевских лауреатов, видных общественных деятелей, защитников свободы совести и свободы мысли. В России же в середине 90-х гг. XX в. организовалось Российское гуманистическое общество (РГО); вдохновителем его являлся Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, а возглавляет его с самого начала Валерий Кувакин – учёный-гуманитарий, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. РГО находится в тесной связи с международными организациями гуманистов, Международным этическим и гуманистическим союзом, с гуманистическими центрами исследований в США, Польше, Румынии, Хорватии и др. Официально сегодня в РГО около 130 человек. Во всём мире насчитывается по некоторым данным около 5 миллионов активных светских гуманистов, т. е. людей, входящих в ту или иную гуманистическую организацию и ведущих в её составе безвозмездную работу. Ведётся работа по созданию обществ светских гуманистов в Украине, Румынии, Грузии, Китае.

В названии РГО слово «светское» опущено, хотя ему даётся определение в Уставе. Некоторые светские гуманисты считают, что гуманистами могут называться лишь светские гуманисты. Возможно, они правы, но словари толкуют гуманизм как любовь к человеку, поэтому едва ли такой зауженный подход оправдан, он выглядит слишком амбициозно или даже высокомерно.

Я верю, что со временем всё больше богатых людей в России будут понимать и чувствовать важность гуманизма. К этому их будет подталкивать и само финансовое благополучие, которое для нормального человека всегда средство, а не цель, – каковой является и забота о своих близких, о тех, кого он любит и кто любит его. Во всё большей мере они будут помощниками в финансовом обеспечении дальнейшей и всё более широкой гуманизации российской жизни и укреплении гарантий благополучного будущего человечества.

Итак, цель добровольного сообщества гуманистов России убеждать всех в том, что, идя по пути светского гуманизма, человечество повышает свой шанс выжить, улучшить условия своего существования. Светские гуманисты уверены, что в деле выживания человечества нельзя надеяться на «авось», а нужно опираться на разум, на науку, на разумную и благотворную деятельность.

Вопрос вопросов: сколько ещё просуществует человечество? Правильным ли путём оно движется, развивается? Не является ли сегодняшний путь стихийным и тупиковым или даже опасным ввиду множества ранее не существовавших глобальных угроз? Если человека не волнуют эти вопросы, то он, возможно, и гуманен как обыватель, но он не гуманист, его любовь к людям куцая, как заячий хвост, а кругозор – узкий, как у крота. Обывателю нет дела до того, что в этой жизни человеку мало что гарантировано, что каждый свой шаг в истории он завоевывает в борьбе, далеко не всегда достойной человека. Он упрощает жизнь до примитива и убивает в себе несметные творческие богатства.

Гуманист живёт на земле. Он реалист, оставляющий позади себя прежние религиозные (теократия) и светские (коммунизм) утопии осчастливливания человечества. Он понимает, что он живёт в мире рынка, в мире конкуренции и соперничества. И организации гуманистов по необходимости должны считаться с этим. Российские гуманисты, хотя и с трудом, начинают понимать, что для просвещения и укрепления себя как организации нужны не только правильные слова и добровольцы, но и деньги.

Откуда взять деньги?

Деньги платят за полезную деятельность, платит тот, для кого она, эта деятельность нужна. Какова полезная деятельность светских гуманистов мира, РГО? Есть ли она вообще? Если мы исходим из того, что светский гуманизм – это лишь только мировоззрение, укрепляющее достоинство человека, помогающее ему обрести смысл жизни и её понимание, мировоззрение, которое помогает человеку жить более полной и даже счастливой жизнью, то этого мало. Гуманизму нужно, говоря рыночным языком, завоевать себе место на рынке идей, мировоззрений, верований, убеждений, человеческих надежд и упований. Сегодня на этом «рынке» в основном господствуют два типа сознания. Во-первых, это обывательские идеи. Их скрытый смысл прост – живи одним днём, не думай ни о чём серьёзном, это слишком трудно, скучно, страшно и непонятно. Тем более, жизнь так трудна, что нужно всё время думать о куске хлеба, пиве и телевизоре. Во-вторых, – религиозные. Их смысл, в конечном счёте, тоже прост: всё в воле Божьей, береги свою душу от греха и делай то, что говорит вероучение. И на том свете ты – уже бессмертный – будешь жить чистой, счастливой, безмятежной и безопасной жизнью. Гуманизму нелегко утверждать свои преимущества перед этими мировоззрениями. И в этом члены РГО убеждаются каждый день, об этом говорят и скромные результаты деятельности гуманистов в России и в мире. Об этом же свидетельствует и крайне скромное финансовое положение гуманистических организаций. Вопрос об укреплении материальной базы гуманизма в близкой перспективе кажется неразрешимым.

Но всё-таки светские гуманисты (сколь нескромно это ни звучало бы) – авангард человечества. Они, живя в настоящем, являются в то же самое настоящее время зачатками будущего. Уже поэтому их и не может быть много. Далеко не всем хочется брать на себя духовную и моральную ответственность за разработку оптимального пути выживания человечества. Это очень сложная и психологически рискованная работа (легко впасть в высокомерие, вознестись, а то и превратиться в фанатиков или параноиков). Но эта работа необходима, и она нам по силам, потому что гуманисты, в основной массе учёные, неплохо просвещённые люди с широким научным кругозором. В этом есть и будет явное преимущество нашего движения.

Гуманистическая работа несёт огромную пользу и даже надежду тем, кто хочет жить, тем, кто хочет верить, что его потомки выживут и будут благодарны нам, как и мы благодарны тем, кто оставил нам несметные богатства материальной и духовной культуры, науки и высоких технологических достижений в главных областях жизни. В этой миссии гуманисты впереди, и они должны, честно соблюдая правила «соревнования» в борьбе идей, быть впереди всегда!

Иногда говорят, что гуманизм – это мировоззрение «успешных» или «состоявшихся» людей. Но можно сказать и обратное: выбери гуманизм, будь мужественным в овладении этим мировоззрением – и ты будешь «успешным» и «состоявшимся», а точнее уверенным в себе и счастливым человеком. Счастливым не по-детски наивно и не по-халявному, как человек, нашедший тугой кошелёк, а счастливым высоким и трудным счастьем быть человеком. С прагматической точки зрения работа гуманистических организаций рано или поздно будет полезной и нужной многим из тех, у кого есть деньги, тем, кому по этим формальным соображениям не земле живётся неплохо. И это дело их чести и «спасения» здесь, не земле финансировать эту работу. (На небе ведь деньги не в ходу, а гарантии спасения в будущем за стодолларовую купюру, отнесённую в церковь, никогда не являются стопроцентными.)

Я верю, что со временем всё больше богатых людей в России будут понимать и чувствовать важность гуманизма. К этому их будет подталкивать и само финансовое благополучие, которое для нормального человека всегда средство, а не цель, – каковой является и забота о своих близких, о тех, кого он любит и кто любит его. Во всё большей мере они будут помощниками в финансовом обеспечении дальнейшей и всё более широкой гуманизации российской жизни и укреплении гарантий благополучного будущего человечества.

Если, прочитав эти строки, кто-то подумает что сегодня вопрос выживания человечества и так достаточно хорошо продуман и обеспечен, то он очень и очень ошибается. Этот вопрос не только не продуман, но мало кто понимает, насколько он сложен даже на самих подступах к нему. Но, тем не менее, он по силам именно гуманистам мира, среди которых так много учёных, экологов, правозащитников, педагогов, писателей, художников и артистов. На стороне гуманизма разум и творчество. У него огромные реальные и потенциальные интеллектуальные силы. Но этот интеллектуальный потенциал нуждается в финансовом запуске.

Разве мы не «обречены» на гуманизм, если хотим выжить и жить?!

 

Яндекс.Метрика