Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 3 (56)
Сайт «Разум или вера?», 20.12.2010, http://razumru.ru/humanism/journal/56/trofimova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2010 № 3 (56)

СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Этический

ГУМАНИЗМ

Феликса Адлера

 

Зарина Трофимова

С середины XIX века в США наряду с гуманистическими, рационалистическими, секулярными обществами начало оформляться этическое движение, которое до сих пор существует не только в США, но и в Европе, Индии, Новой Зеландии, Австралии.

История этического движения в США начинается с периода Гражданской войны Юга и Севера. После её окончания в стране наблюдается экономический подъём, прогресс в социальной и в культурной сферах, получают популярность идеи романтизма, либерализма, гуманизма 1. Рост иммиграции способствует увеличению численности городов, складывается средний класс.

Однако постепенно социальный подъём сходит на нет. Как отмечает американский историк Г. Рейдест, «коррупция, экономическая эксплуатация, попрания прав человека, использование детского труда на фермах – всё это показывает незрелость американского общества, что лишает американцев надежды на лучшую жизнь» 2.

Таким образом, в течение XIX – начале XX вв. Америка была ареной острого столкновения различных сил и интересов. Вопрос о судьбе человека и смысле его существования требовал нового ответа. Перед американскими мыслителями встали две задачи: с одной стороны, критический анализ складывающихся социальных и духовных явлений, с другой – поиск философии, адекватной новым историческим условиям.

Особенно ярко это отразилось в философии формирующегося этического движения в США. Его основателем является Феликс Адлер (1851 – 1933).

Ф. Адлер родился в Германии в городе Альцай в семье раввина. В возрасте пяти лет вместе с семьей иммигрирует в США. После окончания теологического факультета Колумбийского университета он возвращается в Германию и поступает в Берлинский университет, где знакомится с произведениями французских утопических социалистов, с философией И. Канта. В это время он находится под влиянием идей Моисея Маймонида 3, что предопределило его переход на позиции реформированного иудаизма.

В лекциях этого периода Ф. Адлер заявляет, что иудаизм – универсальная религия для всех, и на её основе можно строить единое солидарное государство. В 1873 г. Ф. Адлер защищает диссертацию и по возвращении в США начинает преподавать древнееврейский язык в Колумбийском университете. В 1876 г. он организует «Нью-Йоркское общество этической культуры» (New-York Society for Ethical Culture), которое стало основой для создания этических школ и обществ в других американских городах. Став в 1877 г. президентом свободной религиозной ассоциации, он уже в 1879 г. формирует «Общество этической культуры» (Society for Ethical Culture). На основе последнего в 1889 году был создан «Американский этический союз» (American Ethical Society). В 1890 г. был сформирован «Международный этический союз» (International Ethical Union), куда вошли этические организации Европы. Его президентом был избран Ф. Адлер. Союз стал выпускать «Международный этический журнал» (International Journal of Ethics) (его сегодняшнее название «Этика»). После Второй мировой войны произошло слияние гуманистических и этических союзов, и с 1952 г. до сих пор действует «Международный Гуманистический и Этический Союз» (МГЭС) (International Humanist and Ethical Union).

Возвращаясь к творчеству Ф. Адлера, отметим, что в 70 – 80-х гг. XIX века происходит постепенный переход мыслителя от ортодоксального иудаизма к реформированному, а от него – к светской философии, хотя сам он чаще всего называет себя «религиозным реформатором». Американский историк Д. Хэмстрит считает его «религиозным лидером любого движения».

На формирование мировоззрения мыслителя оказала влияние прежде всего философия английских унитариев: Джон Биддл (J. Biddle), Тиофилес Линдсей (Т. Lindsney), Джозеф Пристли (J. Priestley). Последний – естествоиспытатель, один из основателей английского унитарианского общества 4. Из Великобритании унитарианские идеи перешли в США. Здесь их последователями стали Дж. Уайз, Ч. Чаунсон, Дж. Мейтхью. Они выступили с критикой кальвинизма, за самосовершенствование человека; особое значение ими придавалось вопросу о сущности свободы воли и всеобщему спасению. «Унитарианство, – пишет известный американский историк В. Л. Паррингтон, – стал источником духовного возрождения с его трансценденталистскими философскими взглядами, социальными реформами, широкой концепцией демократии и утопическими мечтами» 5.

Под влиянием унитарианства Ф. Адлер все более и более отходит от иудаизма, заявляя, что «смерть религии возможна, как и существование религии без Бога» 6. Сквозь его лекции постоянно проходят идеи о том, что религия и божественные принципы созданы людьми, их вера ограничена национальным характером, географической и социальной средой, а также зависит от индивидуальной психики.

В 1877 г. была опубликована книга Адлера «Убеждение и действие», в которой он отрицает божественность Ветхого Завета, подвергает сомнению все основные догматические положения иудаизма, отрицает богоизбранность еврейского народа и его особую миссию. Одновременно он отдаёт предпочтение христианской этике: «…Согласно христианству духовная природа Христа находится во всех человеческих существах. В каждом человеке имеется луч света, идущий от вечной гуманности. Христианство предлагает человеку глубоко моральные и духовные начала» 7. Большое влияние на формирование взглядов Ф. Адлера имела философия «социального христианства», идеи которого были близки унитарианству.

Основателем «социального христианства» был унитарианский священник и социальный реформатор Уильям Эллери Чаннинг (W. Е. Channing) (1780 – 1842). Отказавшись от кафедры в Цинциннати (штат Огайо) Чаннинг высказал критические замечания в отношении кальвинизма, ставя под сомнение догмат о троице. «Существует один бог и только один» 8, – утверждал Чаннинг.

Общая, стратегическая задача, которую ставят перед собой представители и ныне существующего этического движения («этической философии жизни», «этического гуманизма») состоит в этизации всех сторон жизни, в создании новой религии человечества.

***

Задачи новой религии – найти адекватные и эффективные методы и средства самосовершенствования человека, моральной реконструкции общества.

Основные положения социального христианства были изложены им в так называемой «Балтиморской проповеди», опубликованной под названием «Унитарианское христианство». Ключевые идеи Чаннинга сводятся к следующим: сущность Бога – любовь, религия – поклонение добру, человек – по своей природе добр. В этом контексте идея благости Бога противопоставляется кальвинистскому учению о предопределении и спасении. Чаннинг признавал свободу воли человека и свободу познания Бога. В своей работе «О самовоспитании» он придаёт особое значение моральной природе человека, заявляя, что цель христианской религии состоит в том, чтобы «осуществить нравственное или духовное освобождение человечества, т. е. избавить людей от греха и его последствий и привести их к состоянию вечной чистоты и счастья» 9. При этом Чаннинг критиковал современную ему социально-политическую систему США и в первую очередь государство. Его глубоко волновали вопросы отношений между обществом и личностью, моралью и религией. Именно эти проблемы, не без явного влияния Чаннинга, развивает в своих работах Адлер.

Влияние на взгляды Адлера оказала философия американского трансцендентализма. В 1836 г. в Бостоне был создан Трансцендентальный клуб, большинство членов которого были студентами теологического факультета Гарвардского университета. Вместе с тем они активно занимались литературной и общественной деятельностью. Последняя была связана с поддержкой ими аболиционистского движения 10 и пропагандой идей утопического социализма. Источниками их взглядов были, в частности, немецкая классическая философия, социально-политические воззрения Т. Карлейля (Th. Carlyle), С. Колриджа (S. Coleridge). Лидером этого интеллектуального движения был Ральф Уолдо Эмерсон (Ralph Waldo Emerson) (1803 – 1882), произведение которого «Природа» стало манифестом трансцендентализма.

Несмотря на разнородность взглядов, их объединяла критика современного состояния христианства, которое, по словам Эмерсона, утратило веру в безграничные возможности человека. В своих лекциях и публикациях Эмерсон постулирует приоритет этики в вопросах совершенствования человека. Само понятие «трансцендентного» понимается представителями этого философского направления как признание бытия сверхчувственной идеальной субстанции, или Бога, и возможность «схватывания» его человеческой душой. Исходя из тождества бытия и мышления, трансценденталисты утверждали, что в душе каждого человека заключено всё богатство бытия. Отсюда, коль скоро у всех есть душа, делался вывод о равенстве людей и их бесконечных возможностях.

В 1875 г. Ф. Адлер встречается с Р. Эмерсоном и под его влиянием вступает в «Свободную религиозную ассоциацию». Адлеру импонировало положение философии Эмерсона о том, что внутренняя сущность человека проявляется через социальное служение. Он пишет: «Социальные реформы суть реформы всех социальных институтов, в процессе чего все человеческие достижения включаются в этическую систему и действуют в соответствии с ней» 11. Кроме Р. Эмерсона на взгляды Ф. Адлера повлияли трансценденталисты Т. Паркер (Th. Parker) и Дж. Рипли (J. Ripley). Однако наибольшее влияние на мировоззрение Ф. Адлера оказала философия И. Канта. До конца своей жизни Ф. Адлер называл себя кантианцем. Он подчеркивал, что для него своего рода каноном всегда были знаменитые кантовские этические императивы. Именно в философии Канта он находит обоснование своей идеи о христианстве как о моральном кодексе, постигаемом человеком. Адлер отстаивал свободу этики от сверхъестественного. В своей работе «Этическая философия жизни» он подчеркивает, что не нравственность должна основываться на религии, а религия на нравственности. «Цель духовного и морального роста – абсолютно моральный закон (этический идеал), [цель] в постоянном трансцендентальном духовном многообразии, которое охватывает мировое существование» 12.

Основными работами Адлера являются: «Убеждение и действие», «Моральное наставление для ребёнка», «Жизнь и судьба», «Сущность морального объединения и разъединения», «Мировой кризис и его значение», «Этическая философия жизни», «Религия и наслаждение жизнью».

В своих трудах Адлер ставит вопрос о сущности Бога. В процессе завершения своей творческой эволюции он приходит к выводу, что Бога, как его понимают в ортодоксальном иудаизме, нет, но «существует некая реальность, которая пребывает в природе, и от которой исходит гармония мира» 13. При этом Бог не может быть познан. Он – «духовное этическое солнце, и каждый человек – луч этого солнца» 14. Отсюда, по его словам, суть всякой религии – помочь человеку реализовать своё страстное желание быть морально совершенным. «Религия – это эхо человеческих желаний» 15.

Критикуя традиционные христианские догматы и культы, Ф. Адлер отмечает, что они мало связаны с моральными нормами и тем самым ничего не дают для достижения благополучия человека в этом, посюстороннем мире. По мнению мыслителя, настало время «перенести нравственный закон туда, где он не может быть оспариваем – в практику» 16.

В связи с этим он вводит понятие «практическая этика». В работе «Моральное наставление для ребёнка» он пишет: «…Практическая этика независима от метафизических и теологических идей. Её цель – достичь лучшего для других и, тем самым, для самого себя» 17. Он называет «практическую этику» этикой человеческих взаимоотношений, которые сами находятся в процессе постоянных изменений, поскольку моральные нормы, действия и отношения беспрестанно развиваются и эволюционируют.

Одна из центральных проблем, стоящих перед человечеством, – смысл его существования. По Ф. Адлеру, человек всей своей природой предназначен для поиска социального и нравственного идеала. Однако ни социализм, ни капитализм не являются идеалами ввиду того, что они «морально ошибочные системы, так как полагаются только на технический индустриальный труд» 18.

Рассматривая современное ему индустриальное общество, Адлер отмечает, что оно не столько решает, сколько порождает новые моральные трудности и вместе с тем новые моральные возможности. С одной стороны, достижения общества приводят к тому, что люди наслаждаются продуктами своего труда, с другой – эти же продукты мешают достижению высших моральных ценностей. К препятствиям на пути этического прогресса мыслитель относит также консервативные устои общества и его институциональных структур.

Общая, стратегическая задача, которую ставят перед собой представители и ныне существующего этического движения («этической философии жизни», «этического гуманизма») состоит в этизации всех сторон жизни, в создании новой религии человечества. Иногда они называют её «новой свободной религией». С их точки зрения данная религиозная система пригодна для всех обществ и культур и способна быть альтернативой традиционным религиям.

Задачи новой религии – найти адекватные и эффективные методы и средства самосовершенствования человека, моральной реконструкции общества. С точки зрения Ф. Адлера старые христианские категории должны быть отвергнуты как несоответствующие современным нуждам человека.

Этические гуманисты выступают за решительную модернизацию церковной жизни. Одно из их основных требований к новой религии – «полное исключение священников и всех ритуалов. Надо положить конец соперничеству религий и создать основу, на которой встретятся верующий и неверующий, и они не будут разделены в практической сфере» 19. Отсюда ещё одно важное положение новой религии – свобода мысли и совести. Ф. Адлер пишет: «Свобода мысли есть священное право каждого человека. Вера и безверие вызывают уважение как частное убеждение» 20. Этот принцип дополняется им идеей безусловного нравственного достоинства и ценности каждой отдельной личности.

Ф. Адлер и его соратники – Н. С. Адамс (N. S. Adams), Д. Ройс (D. Royce) и др., – заложили не только теоретические основы новой религии человечества, которую иногда называют «практической верой будущего», но и положили начало соответствующим социальным движениям.

С 1904 по 1921 г. Ф. Адлер – председатель Национального молодёжного рабочего комитета в штате Миссисипи. Им открыта воскресная школа для детей рабочих, где преподавались история религий и основы этической культуры. В 1905 г. в Массачусетсе была открыта «Этическая школа». Подобные заведения открылись в других крупных городах США, а также в Европе.

В 1899 г. была сформулирована программа «Этического союза», в основу которой были положены четыре принципа.

1. Полная независимость морали от теологии. Моральный закон должен основываться на рациональном осмыслении природы.

2. Нравственные положения необходимо привести в соответствие с социальными, техническими и духовными изменениями, происходящими в обществе.

3. Задача совершенствования человека идёт рука об руку с попытками переделать современное общество.

4. Основная задача, стоящая перед сторонниками этического движения, – постоянная работа с молодежью 21.

 

Эти принципы указывали на дальнейшее движение мысли Ф. Адлера к секуляризму и светской этике, тесно связанной с практикой повседневности её приверженцев.

После Первой мировой войны внутри «Этического общества» происходит размежевание, в значительной мере вызванное экономическим спадом в Америке. Многие его члены выступили за необходимость более решительного проведения в жизнь социальных и образовательных реформ; другие, в частности Ф. Адлер, отстаивали приоритет морального фактора при решении общественных вопросов. Уже после Второй мировой войны «Этический союз», пережив серьёзный внутренний кризис, вновь выступил как определенная общественная сила. Эта организация инициировала проведение международных конференций «Религии в будущем», «Наука и мораль», «Наука и национальная экономика». На них широко обсуждались вопросы о роли религии, о назначении и ответственности учёного в современном мире, о спасении человечества ввиду угрозы экстремизма, в частности, религиозного.

Этические союзы совместно с Гуманистическими и Рационалистическими союзами были инициаторами написания и опубликования программных документов светских гуманистов: «Гуманистический Манифест I» («Humanist Manifesto I») (1933 г.), «Гуманистический Манифест II» («Humanist Manifesto II») (1973 г.), «Декларация светского гуманизма» («А Secular Humanist Declaration») (1980 г.), «Декларация Независимости. Новая глобальная этика» («А Declaration of Independence: A New Global Ethics» 22) (1988 г.).

Теоретическая и общественная деятельность Ф. Адлера и многогранна, и извилиста с мировоззренческой точки зрения. Он искал ответов на свои потребности улучшить условия человеческого существования, обращаясь ко многим религиозным, философским и социально-политическим традициям. Он был моральным реформатором и неутомимым социальным активистом, учёным и лидером одновременно. «С невероятным трудом, – отмечает его биограф Говард Фрайс, – удалось Адлеру порвать с глубоко укоренившейся рутиной Европы и Америки. Его подъёмы чередовались с падениями. Долгие годы он не мог сделать окончательного выбора между свободомыслием и верностью иудейским догматам» 23.

В замечательной плеяде свободомыслящих и гуманистов Ф. Адлер занимает выдающееся место. Такими мыслителями и общественными деятелями гордится не только прогрессивная Америка, но и современное международное гуманистическое движение. Труды и жизненный опыт гуманистов XIX – XX вв. составляют надёжный моральный и интеллектуальный фундамент современного человечества, всё ещё столь трудно ищущего планетарного мира и благополучия.


Американский историк Б. Краут называет такие черты интеллектуальной атмосферы того времени: «Волна научного познания, публикация труда Ч. Дарвина «Происхождение видов», изучение истории религии, восхищение материалистической философией, аналитический и критический анализ Библии и в связи с этим критика догматов христианства» (Kraut В. From Reformed Judaism to Ethical Culture: Religious Evolution of Felix Adler. N.Y 1979, p. 55).

Radest H. Forward Common Ground. N.Y, 1960, p. 75.

Маймонид Моисей (Моше бен Маймон; Maim on ides) (1135 – 1205) – иудейский мыслитель эпохи Средневековья, врач. См.: Религиоведение. Энциклопедический словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический Проект, 2006, с. 602.

Унитарии (от лат. unitas – единство) – течение в христианстве, отстаивающее идею единого Бога в противоположность догмату о троице. Они отрицают божественность Иисуса Христа, учение о грехопадении и искуплении, христианские таинства. Унитарии допускают свободное толкование Священного Писания, выступают за веротерпимость. С XIX в. их центром становятся США.

Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. М., 1962, т. 2, с. 214.

Adler F. From Reform Judaism to Ethical Culture // Religious Humanism, N.Y, 1986, №. 4, p. 184.

Adler F. Creed and Deal. N.Y, 1877, p. 58.

Цит. по: Кислова А. А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США. М., 1989., с. 22.

Там же, с. 22.

10 Аболиционизм (от англ. abolish – упразднить) – антирабовладельческое движение накануне гражданской войны 1861 – 1865 гг. в США.

11 Adler F. Creed and Deal. N.Y 1894, p. 43.

12 Adler F. An Ethical Philosophy of Life, N.Y, 1925. p. 74.

13 Ibid. P. 41.

14 Ibid. P. 105.

15 Ibid. P. 114.

16 Adler F. Religion and Joy of Life. N.Y, 1919, p. 24.

17 Adler F. The Moral Instruction of Chidren. N.Y 1909, p. 91.

18 Adler F. The Philosophy of Duty. N.Y, 1909, p. 38.

19 Adler F. An Ethical Philosophy of Life. N.Y 1925, p. 44.

20 Ibid. P. 73.

21 Adler F. Some Characteristics of the American Ethical Movement. N.Y, 1926, p. 85 – 86.

22 A Declaration of Independence: A New Global Ethics // Free Inquiry, 1988. № 4.

23 Friss H. Felix Adler and Ethical Culture N.Y, 1981, p. 127.

 

Яндекс.Метрика