Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 4 (57)
Сайт «Разум или вера?», 03.04.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/57/ivannikova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2010 № 4 (57)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Будущее
НАМИ!

за

Татьяна Владимировна Иванникова
Заместитель директора по УВР
ГОУ СОШ № 1100 г. Москвы

С чего начать? С элементарного!

А давайте зададим себе вопрос: откуда, из каких источников мы с вами знаем о нормах и правилах поведения за столом, на улице, в общественных местах и т. д.? Наверное, каждый из нас вспомнит, что мы получили в семье в процессе воспитания, в школе, что узнали из книжки, что нажили в процессе своей жизни. А если тот же самый вопрос мы зададим нашим воспитанникам, что же мы получим в ответ?

В наше время, время новых информационных технологий, которые не стоят на месте, семья как социальный институт не даёт полного и систематического объёма знаний о нравственных понятиях. Зачастую родители имеют полную занятость на работе, и ребёнок большую часть времени проводит в школе. Значит, вся ответственность за воспитание нравственной осведомлённости детей ложится на плечи педагогов и воспитателей. И именно здесь мы с вами должны дать детям те знания, те нравственные понятия, с которыми ребёнок пойдёт по жизни.

Задача школы – заложить знания и навыки, помогающие учащемуся сформировать нравственную сторону своего характера, чтобы его жизнь в социуме была полноценной. Для этого учителя и проводят, начиная с начальной школы, такие уроки, как «Азбука нравственности». Ведь ребёнок именно в возрасте от 7 до 10 лет должен знать «Азбуку поведения», и запомнить в ней те «буквы» нравственности, с помощью которых впоследствии он будет читать книгу жизни и искать достойных путей самореализации. Курсы в средней и старшей школе «Основы морали» и «Грамматика нравственности» преподаются далее для того, чтобы дополнить и расширить кругозор школьников этическими знаниями и моральными понятиями.

Из опыта работы учителей, которые не первый год преподают эти предметы можно сделать вывод, что такие мероприятия (беседы, уроки, классные часы, викторины, конкурсы, создание и защита проектов) благотворно и эффективно влияют на нравственное образование детей. Молодые учителя, которые впервые преподают предметы по нравственности, вместе с детьми создают новый «климат» в классе, в душах детей, тем самым создавая атмосферу, когда просыпаются лучшие задатки чувств, когда пробуждаются и готовы проявиться нравственные качества детей, когда закладываются надёжные основы морали и нормы добродетельного и ответственного поведения.

 

А что мотивирует учителей, воспитателей преподавать эти предметы, передавать знания о нравственности? В первую очередь возможность подлинного творчества, перспективы овладения мастерством как этического образования, так и научения правилам нравственного поведения. Здесь – широкий простор для таланта педагога, для глубокого осознания им того, что общество получит нравственно здоровое поколение.

Если вернуться в начало, и повторить наш вопрос, который мы задаём детям, то ответ не может не порадовать нас. Видя плоды своего труда, мы понимаем, что время, отведённое на программу «Нравственное образование», не пропадает даром. И думая о судьбе этого важного учебного предмета, мы считаем, что результаты труда педагогов-экспериментаторов не должны уйти в «никуда», что эксперимент должен перерастать в превращение этой дисциплины в обязательную в всеобщую для российской школы. И тогда у нас будет больше уверенности в том, что современные дети вырастут грамотными, морально зрелыми, воспитанными, свободными и ответственными личностями.

Дети – это залог будущего. А будущего без нравственного воспитания просто не существует.

 

Яндекс.Метрика