Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 1 (58)
Сайт «Разум или вера?», 28.05.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/58/kon_kuv.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Январь – март 2011 № 1 (58)

ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ

Игорь Кондрашин,
Валерий Кувакин

РОССИЯ,

ВЫСТОЯТЬ И ДВИГАТЬСЯ

ВПЕРЁД!

В нашей стране в последние два десятилетия продолжается «прогрессирующий» рост негативных проблем. Это и коррупция, и технологическая отсталость, и сырьевая направленность экономики, и низкая энергоэффективность и производительность труда, отсутствие цивилизованного гражданского общества, запредельный уровень алкоголизма, наркомании и табакокурения. Это и демографическое убывание (вымирание) населения, и экологические кризисы, и проблемы Кавказа… Уже одно то, что почти половина продовольствия и лекарств поступает из-за рубежа, свидетельствует о неспособности государства даже прокормить и вылечить своё население. Москва в последнее время стала самым дорогим городом мира и самым перенаселённым в России при всё более пустеющих прочих территориях страны. Кто решает эти вопросы? Никто!

Промышленное оборудование страны устарело и изношено на 85 %. Кто занимается его коренным обновлением? Никто!

В стране безжалостно вырубают леса, выкачивают газ и нефть, обкрадывая наших потомков, и всё это вывозится за рубеж ради прибыли кучки олигархов и коррумпированных чиновников. Что останется последующим поколениям россиян? Ничего!

В стране всё интенсивнее идёт загрязнение, замусоривание окружающей среды. Кто решает вопрос её коренной очистки и предотвращения дальнейшего загаживания природы по всем правилам биоэтики? Никто!

В стране не работает практически ни один планетарий и целое поколение россиян не видело звёздного неба с научными пояснениями, становясь средневековыми невеждами, которые с помощью поясов шахидов пробивают себе дорогу в рай. Кто должен открывать им глаза, сообщая установленные наукой факты? Некому!

В то же время в России самая низкая в Европе культура общественного поведения, Кто занимается её повышением? Никто! Россия по вине лоббистов алкогольного бизнеса стала самой пьющей страной в мире. Кто кардинально решает этот вопрос? Никто!

Катастрофически ухудшилось знание русского, родного (!) языка. Сегодня даже обладатели учёных степеней не могут внятно выразить свои мысли, их словарный запас скуден. Кто их излечит от косноязычия? Никто!

Россия в мировых рейтингах продолжает скатываться вниз и по большинству показателей занимает последние строчки. И никто не несёт за это никакой персональной ответственности – ни уголовной, ни административной, ни материальной, ни даже моральной!

Нация россиян, исторически самая значительная в славянской цивилизации, оказалась нежизнеспособной и согласно законам природы, будучи бесперспективной, должна вскоре вымереть, как мамонты. Процесс вымирания россиян и восточных славян уже идёт полным ходом. России, видимо, придётся освободить своё жизненное пространство, уступить свою территорию более приспособленным и перспективным цивилизациям, скорее всего китайцам и исламскому миру.

Есть ли при таком положении дел другой исход событий? Ответ очевиден – нет!

С давних пор считалось, что в России две главные беды – дураки и дороги. Но, как показала история, у нас во все времена существовала ещё более серьёзная беда – неумение выбирать себе достойных правителей. Это началось, как известно, с приглашения варягов, а за ними последовали другие «гости»: татаро-монголы, поляки, немцы.

Сегодняшние итоги плачевны: нация деградирует и теряет смысл жизни, а с ним своё национальное Я и своё будущее. Идёт практически необратимый процесс самоуничтожения коренного населения. Далеко не случайно чиновники, олигархи и бомонд спешно всё доворовывают, «допиливают», уже давно обзавелись «запасными аэродромами» в виде замков, вилл и яхт в Европе, Америке, Израиле. Никто из них будущим России не озабочен.

Важность разумности, мудрости руководства страны, т. е. тех, кто на данный исторический момент возглавляет государство, весьма велика. Ведь государство, как и рыба, «гниёт с головы».

Общество или нация, не сознающая себя как особая целостность, участвующая в общецивилизационном процессе развития, равно как и общество или нация, в которой господствующая система мотиваций не направлена на успех в межнациональной конкуренции, обречена на поражение и в конечном счёте – на разрушение. Поэтому сегодня российское общество стоит перед необходимостью обретения новой самоидентификации, что, как показывает история, отнюдь не представляет собой принципиально неразрешимой задачи. Но восстановление самоидентичности российского общества, обретение им своей подлинности и достоинства может идти только путём глубоко эшелонированной реконструкции всей стратегии социального развития и нового просвещения населения.

Правильно сформулированная государственная стратегия и проводимая на её принципах государственная политика способны объединить жителей страны в единый коллектив, в единую нацию, сплочённо участвующую в соревновании за достойное существование во всемирной семье народов. Освоение новых идей, технологий и ресурсов – основа жизненной перспективы России. Они же – генератор энтузиазма, подъёма физических, интеллектуальных и управленческих сил общества.

Определенная и ясная, конституционно адекватная государственная политическая стратегия – неотъемлемый признак разумной государственности. Принципы, ценности, приоритеты и цели государственной политики разительно отличаются от догматических идей религии и национализма своей легитимностью, конституционностью, научностью, открытостью, позитивностью и созидательностью. В этой политике должны находить своё отражение прогрессивное мышление, стремление к консолидации общества и к обретению максимально возможного числа союзников в международных отношениях. Стратегия государственной политики призвана обеспечивать наиболее полное и эффективное использование человеческих ресурсов страны. Особое значение имеет следование России своей настоящей, уже хорошо изложенной «национальной идее» – Конституции Российской Федерации. Ведь именно её идеи, принципы и ценности составляют основу законности и перспективности государства – и как аппарата управления и руководства обществом, и как страны в целом. Одна из фундаментальных причин относительной стабильности США – исключительное внимание американского общества и государства к своему основному закону. Ещё в 1837 г. начинающий политик А. Линкольн выдвинул тезис о необходимости «политической религии», почитающей Конституцию и законы США как религиозную догму. Впоследствии, после гражданской войны, американское общество выработало такую «гражданскую религию», которая, будучи светской, играет огромную роль в укреплении гражданского, правового, психологического и морального единства населения страны. При этом «гражданская религия», объединяя людей разных вероисповеданий и атеистов на основе их верности Конституции США и интересам светского общества, по сути своей стала прототипом многих государственно-политических стратегии в разных странах.

В современной России все попытки восстановления целостности общества остаются неэффективными. После краха тотальной идеологии, ориентированной на создание «новой исторической общности людей – советского народа», была предпринята попытка заменить её заведомо недопустимой идеологией дикого и криминального капитализма. В итоге общественное самосознание россиян опустилось на архаичный, националистический уровень, что смертельно опасно для Российской Федерации как полиэтничного общества. Не в состоянии поднять уровень гражданственности и упорные усилия по клерикализации общественной жизни. Напротив, неизбежный в этой связке союз национализма и религиозности сеет межэтническую рознь и порождает религиозно-националистический экстремизм.

В прошлом использование государством религии как «духовного» идеологического оружия можно объяснить и оправдать необходимостью консолидации русских княжеств в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия. В наше время глобализации не только экономики, но и общественных связей, массовых миграций и коммуникаций строить государственную стратегию на идеях религии и национальной исключительности не только примитивно, но и антиисторично. Россия населена представителями практически всех религий мира и ещё большим числом неверующих, людей равнодушных ко всякой религии. Разделение населения на более чем сотню национальностей и на множество конфессий, неизбежно враждующих между собой, подобно приготовлению для России «коктейля Молотова». Итогом такой стратегии может быть только одно: мы погрузимся в пучину дремучего невежества и самоистребления.

На это обстоятельство некоторое время назад обратили внимание десять академиков РАН, включая двух нобелевских лауреатов, в письме на имя бывшего Президента РФ. Но их обращение, широко поддержанное в обществе, не было удостоено никакого ответа. Относительно недавно «Аргументы и факты» опубликовали статью известного учёного, популяризатора науки и просветителя С. П. Капицы «Россию превращают в страну дураков», в которой он прямо заявляет, что за последние пятнадцать лет у нас «воспитали страну идиотов».

Не требуется каких-то особых доказательств, что важнейшей чертой индивидуального и национального поведения граждан светского государства должна быть их светскость, соблюдение закона и общих моральных правил общежития. Это – тот мировоззренческий минимум, который служит фундаментом социального здоровья и благополучия страны. Однако в области общественного сознания зияет глубокий провал, заполненный всем чем угодно, но только не здравым смыслом, политической и правовой культурой, просвещённостью. Непросвещённость и лжепросвещённость – засилье лженауки, лжемедицины, паранормальных верований, оккультных практик, предрассудков и т. д., – становится чумой, поражающей разум и совесть населения. Люди не знают, в какой стране они живут и должны жить, не имеют элементарных и правдивых знаний по истории и географии своего отечества. Им ничего не говорит конституционное основоположение, что «Российская Федерация – светское государство» и что государственная политика в области культуры, образования и человеческих отношений основывается на его светском характере. Сами слова «светский», «светскость» практически выпали из обихода, либо изрядно извращены «гламурными элитами».

Государственная конституционная политическая стратегия, способная оздоровить и преобразить нашу страну, должна опираться на такие базовые ценности, как разум, патриотизм и светские морально-правовые (гражданские) ценности. Единство и действенность этих принципов обеспечивает гармоничное соединение лучших личных качеств человека, отражающих его интеллектуальное и моральное достоинство, и патриотизма как консолидирующей гражданской нормы, обеспечивающей энергию общественного развития в условиях геополитической конкуренции. Понимание необходимости переориентации на эти ценности становится всё более актуальным. Здесь нам нужно многое черпать из ценностей гражданского сознания советского человека. Но ещё большее значение имеет современное гражданское просвещение, опыт которого в мире поистине огромен.

Большая ответственность лежит на правящих государственных элитах. Учитывая особенности ментальности россиян, государство должно не только осознать исключительную значимость ценностей разума, светскости и патриотизма, но и выступить в качестве инициирующей силы нового гражданского просвещения. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, жизнеспособность любой нации напрямую зависит от глубины и развитости у населения разумности, патриотизма и гражданственности, т. е. конституционной просвещенности, грамотности.

И действительно, отсутствие всякой работы по воспитанию психологии творчества и созидания, по обучению гуманистическим ценностям и уважению их, по выработке активной гражданской позиции делает человека ущербным, а в широком смысле – неконкурентоспособным. Эта своего рода гражданская «профнепригодность» означает неспособность члена общества выполнять свои прямые гражданские и социальные функции, реализовывать свои права и обязанности в общественной, научной, производственной, культурной, образовательной, досуговой, бытовой и частной жизни. Такой человек – лишь номинальный гражданин России.

Тот, кто невежествен, невоспитан, лишён высокой культуры, в том числе и культуры мышления, не способен и на полноценную эмоциональную жизнь. Ему трудно любить и ценить природу, культуру, других людей, свою страну и даже своих близких. Вольно или невольно он наносит ущерб себе и окружающим.

Нравственность, разум и позитивная социализация, гражданственность являются естественными для каждого нормального человека характеристиками его внутреннего мира, его мировоззрения. Ими в той или иной мере должны обладать все граждане России, составляющие различные социальные слои и возрастные группы вне зависимости от их этничности, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Эти качества составляют суть того человеческого капитала, который является гарантией личного и общественного благополучия и безопасности. Именно этот капитал составляет духовную основу общества, основу его основ. Без него все другие виды капитала – обширность территории, обилие полезных ископаемых, леса и воды и т. д. – перестают быть благом и становятся ресурсами для разграбления и почвой для преступности.

Моральный, интеллектуальный и гражданский капитал – основа достойной государственной политики, способствующей консолидации общества в его стремлении обеспечить поступательное развитие своей страны. Это, в частности, означает, насколько важно наличие такого капитала в сознании государственных служащих, особенно высокого ранга. От реализации этого капитала государством в особой степени зависит единение россиян как «нации по гражданству», сохранение общественно-политической стабильности, восстановление научного потенциала и производственных секторов отечественной экономики, укрепление обороноспособности государства. В любом случае действенность этих ценностей, питаемых системой просвещения, гражданского образования и патриотического воспитания, может проверяться только реальными результатами – ростом показателей цивилизованности нации, а также каждодневными практическими проявлениями разумности, нравственности и чувства патриотизма всем населением страны и, в особенности, её руководства, его эффективной работой.

В истории развития человечества всё большее значение приобретает фактор глобализации. С ним ООН связывает переход мировых процессов развития на более высокий цивилизационный уровень, причём сами эти процессы протекают в более высоком темпе. Вместе с тем, блага глобализации распределяются пока очень неравномерно, а за издержки приходится расплачиваться практически всем, что и вызывает бурные протесты антиглобалистов. Сутью глобализации в итоге становится территориальная реорганизация мирового сообщества на вненациональной основе, характеризуемая ростом системных связей и информационных потоков, при которых возникают тенденции снижения роли национальных государств. Со временем они сольются в нечто большее – глобальную надгосударственную систему. Этот процесс уже находится в начале своего развития и будет осуществляться постепенно и поэтапно. Если вовремя не «оседлать» его, если не стать его активным субъектом, то можно оказаться на обочине, точнее на свалке истории.

Очевидно, что наступает завершающаяся часть цикла свободной, стихийно происходящей самоорганизации социально-экономических образований, основывающихся на достаточно спонтанных и национальных рыночных механизмах. На пороге – новая эпоха развития человечества, в основе экономических отношений которой лежит научно обоснованное прогнозирование событий, планирование и управление социально-экономическими и экологическими процессами. Эпоха демократии естественным образом переходит в своё более совершенное продолжение – ноократию – власть разума и здравого смысла.

Ноократия (от греч. νοῦς – разум, κράτος – власть) – это такая форма общественного правления, приоритетной ценностью для которой является разум, что означает и соответствующий подбор государственного аппарата, т. е. людей разума, реализующих и определяющих политику и функции государства на основе научного анализа политической, социально-экономической, культурной, морально-психологической и экологической ситуации в стране и мире, прогнозирующих ход дальнейшего развития государства как неотъемлемой части единой глобальной экосоциальной системы.

Ноократия формируется на основе позитивных достижений демократии и является высшей формой её развития. К ноократическому направлению можно отнести все те политические движения, которые осуществляют попытку разумного осмысления современных тенденций развития общечеловеческой цивилизации. Уже сегодня ноократическое движение де-факто проявляется в проведении международных симпозиумов, конференций, конгрессов по проблемам развития общечеловеческой цивилизации и разумных взаимоотношений общества и природы; в формировании общественно-политических организаций, деятельность которых направлена на раскрытие смысла природной целесообразности самого существования человеческой цивилизации. В этих мероприятиях явственно просматривается новая парадигма развития цивилизации и государственного устройства, рождаются новые фундаментальные принципы взаимоотношений общества и природы. Подобные общественно-политические течения начинают развиваться и в России.

Ноократия – это самореферентная и самокритичная власть, подотчётная закону и народу как верховному суверену. Она принимает формы соответствующих институтов и государственного аппарата, работники которого отбираются по признакам высокого профессионализма, развитого рационально-критического и рефлексивного мышления, признания норм светской нравственности, высокой культуры и глубокого уважения к своей стране и к человечеству в целом. Организованная на этих принципах власть призвана достойно осуществлять управление государством, должна уметь научно прогнозировать тенденции развития как своей страны, так и всего человечества, принимать рациональные и реалистические политические решения, чётко формулировать стратегию и ближайшие цели национального развития.

Таким образом, первостепенной задачей текущей государственной политики России становится выработка оптимальной стратегии прогресса, учитывающей национальные интересы страны, и объединение всех здравомыслящих сил общества во имя её реализации. В ней должна быть отражена взаимоприемлемая для различных политических групп и течений программа вывода России из системного кризиса, а также необходимая корректировка уже проводимых реформ. Только такой подход позволит осуществить столь необходимую сегодня реконструкцию нашего государства.

Разум, патриотизм и светская нравственность безусловно должны стать стержнем новой государственно-политической стратегии России, оказывая соответствующее влияние на всю систему воспитания и образования граждан. Эти ценности должны найти достойное отражение в её информационном пространстве, играющем ключевую роль в выработке населением политических, экономических и нравственных представлений и предпочтений. Ценностным параметрам новой стратегии должны отвечать, а также в совершенстве владеть ими прежде всего руководители российского государства, весь его чиновничий аппарат.

Однако все эти идеи будут оставаться благими теоретическими пожеланиями, пока в России не возникнет гражданское общество и россияне не выйдут из состояния гражданской депрессии. В нашей стране преобладают жители, а не реальные граждане, которым глубоко не безразлично состояние дел как на общегосударственном, так и на бытовом уровне. Причин тому множество. Но нужно искать не их, а пути изменения этой позорной для всех атмосферы апатии и безразличия. Здесь есть с чего начинать. Хотя бы с организации эффективной системы гражданского образования и светского воспитания. И не нужно для этого плодить новые дорогостоящие структуры. Можно начать с реанимации общероссийского общества «Знание» с привлечением к этой работе добровольцев различных некоммерческих организаций. И в этой области есть чему учить и есть от чего избавляться. Страна доведена до крайних степеней социального и морально-психологического равнодушия. Достаточно сказать, что, по данным социологов, сегодня полностью здоровых людей в стране осталось не более пяти процентов, 20 – 25 % лишь практически здоровы, а остальная часть – хроники, миллионы из которых просто инвалиды. Россия откровенно вымирает. В 2000 г. в стране было 21 млн. школьников, а в нынешнем учебном году их осталось менее 16 млн. Через пять лет их будет всего 13 млн. Сейчас восьмилетних уже вдвое меньше, чем восемнадцатилетних. Но население не просто уменьшается. Становится, как отмечают эксперты, всё больше и больше людей с отклоняющимся поведением, не говоря уже об алкоголиках, наркоманах и бездомных.

Основная беда жителей России – искажённое или неразвитое сознание, бедное и пассивное мировоззрение, невежество, предрассудки, фобии и отчуждённость, подозрительность и нередко состояние безысходности. Одна только эпидемия коррупции создала буквально другую Россию, по существу глубоко больную. Нам нужно возвращаться на позиции здравого смысла, на позицию простых и надёжных, выверенных тысячелетней практикой наших предков моральных и общественных норм. Здесь нечего выдумывать и экспериментировать. За нами стоят тысячелетия исторического опыта всего человечества.

В этой связи вспоминаются суждения великого немецкого философа Г. Гегеля из его «Философии права»: «В государстве не следует желать ничего, что не есть выражение разумности… Обычно, прежде всего, задают вопрос, какой строй является наилучшим. На это можно было бы дать множество ответов, самый общий такой: каждый строй хорош, при условии, что в нём существует хорошее управление. Так высказываются люди, которые хотят прослыть умными, но они лишь обходят вопрос, отодвигают его. По их словам, все государственные устройства хороши, нет среди них наилучшего… Второй ответ гласит: лучшим является тот строй, которым довольны люди, ведь что же требуется ещё, если люди счастливы, довольны… Удовлетворённость вообще не содержит объективного определения, человек может удовлетвориться наихудшим, свиньи довольны, пребывая в грязи, и люди довольны, находясь в самом низком, позорном состоянии… Наилучшее государственное устройство – разумное… Обычно заранее исходят из различных определений – государственный строй должен защищать свободу, служить препятствием произволу, способствовать благу целого, счастью и довольству людей. От всех этих соображений следует освободиться, заботиться надо только о разумности… тогда всё остальное придёт само собой, все эти второстепенные цели будут достигнуты попутно». Следуя совету этого мыслителя, мы должны признать, что забота и усилия государства и граждан должны концентрироваться на создании разумного государственного управления, разумной экономики и разумных отношений между человеком и государством, обществом и государством, личностью и обществом.

Всё более настораживает быстро растущая в России и характерная для самых отсталых стран мира пропасть между богатыми и бедными, препятствующая общественному согласию и грозящая не просто ослаблением государства, но социальным взрывом, который развалит всякую государственность. Необходимо принимать решительные меры против нищеты, ограничивать богатство как законодательными мерами, так и развитием программ просвещения и благотворительности. Большое значение имел бы контроль государства и общественных организаций за деятельностью крупных корпораций и финансовых институтов, стремящихся изобретать различные «бонусные» и другие произвольные системы поощрения, не соответствующие реальному трудовому вкладу работников. Аморализм, паразитизм и произвол монополий и особенно финансовых учреждений становится тяжким бременем для государства и каждого из его граждан.

Сегодня много говорят об инновациях, забывая о том, что во многих случаях нужно реализовать то эффективное в социальных (и не только в социальных) технологиях, что в других странах уже зарекомендовало себя как важный инструмент экономического, социального и культурного прогресса. Поэтому, если России сейчас и требуются какие-то инновации, то они должны быть прежде всего проверенными, хотя и новыми для нас технологиями и идеями. Это важно подчеркнуть потому, что в ряде случаев, гоняясь за новейшим, мы забываем, что существует логика и последовательность в историческом и социальном процессе. Пропустив один шаг, мы не можем делать последующие, поскольку нарушается логика наших действий и всё идет наперекосяк 1. В контексте нашего анализа к уже апробированным и надёжным социальным технологиям обретения и укрепления обществом политического, экономического, морально-правового и интеллектуального здоровья относятся программы гражданского образования и светского воспитания как молодежи, так и взрослых.

Современные информационные и коммуникационные возможности настолько мощны и совершенны, что не составляет больших затрат обеспечить население современными гражданскими знаниями, т. е. знанием о том, что такое гражданин, каковы его права и обязанности, каковы нормы его поведения в различных социальных сферах, каковы общегражданские ценности, как устроено современное общество, как оно работает и каково место индивида в социальной жизни. Осознание себя гражданином – одно из существенных измерений его личностного роста, способ осознания себя, общества и глобального человечества. Это способ возвышения человека на уровень гражданина мира, понимания контуров становления цивилизации будущего.

Гражданское сознание – великое общественное благо, поскольку оно укрепляет не только индивида, но и общество в целом, составляя разумную, моральную, правовую и психологическую энергию государственного строительства как процесса глубоко общенародного и демократического.

Подводя итог сказанному, хочется высказать одну вполне конкретную идею. Нашей стране нужна общенациональная Программа оздоровления России. Подчеркнём ещё раз: речь не идёт о выделении каких-то сумасшедших средств из бюджета страны (это сразу соберёт вокруг них стаю «пилильщиков» и ничего больше). Речь идёт о реальной заинтересованности государства в возрождении России, о его политической воле. Главное здесь – дать зелёный свет тем бескорыстным энтузиастам-общественникам, которые готовы делать большую работу по налаживанию широкой системы просвещения. Нужна серьёзная информационная поддержка процесса формирования добровольческого просветительского движения, вдохновляемого ценностью и возможностями разума, научного мировоззрения и гуманизма и чуждого всякого рода мистической, паранормальной и оккультной экзотики.

Одним из лозунгов нового просветительского движения может быть такой: «Вперед к здравому смыслу, научному мировоззрению и гуманизму!»


Нам спустя более 70 лет пришлось возвращаться к рынку в частности и потому, что капитализм в России был, так сказать, задушен в колыбели, так и не успев выполнить, если употреблять слова раннего В. И. Ленина, своей «прогрессивной миссии». Сторонник диктатуры пролетариата попытался сделать это в годы НЭПа, но получался госкапитализм, так как вождь боялся свободного и демократического рынка.

 

Яндекс.Метрика