Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 1 (58)
Сайт «Разум или вера?», 30.05.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/58/leontev.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Январь – март 2011 № 1 (58)

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ

 

ИНСТИТУТ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
И ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА

Д. Леонтьева

http://hpsy.ru/public/x2651.htm

С целью поддержки, пропаганды и развития, а также дальнейшей интеграции всех направлений экзистенциальной психологии и психологически ориентированной философской антропологии: европейской (Л. Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл, М. Бубер), американской (П. Тиллих, Р. Мэй, Дж. Бьюджентал, И. Ялом, С. Мадди), российской (М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн, М. К. Мамардашвили) в начале 2001 года Московское отделение Российского психологического общества, Российское гуманистическое общество, НПФ «Смысл» учредили Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества Д. Леонтьева (Москва). Директор Института – Д. Леонтьев, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, член Совета Международного общества экзистенциальной психологии и психотерапии (ISEPP), автор более 350 публикаций по вопросам психологии личности, в том числе книг «Очерк психологии личности», «Введение в психологию искусства», «Психология смысла», ряда популярных психодиагностических методик. Под его редакцией выходили издания на русском языке книг В. Франкла, Э. Фромма, А. Маслоу, К. Хорни, К. Левина, Г. Олпорта, Р. Мэя, X. Хекхаузена и других авторов. В совет Института входят В. Е. Каган, С. Л. Братченко, А. Ф. Копьев, А. И. Сосланд и другие сильные учёные и преподаватели, благодаря работе которых он становится одним из крупнейших центров активного распространения и утверждения экзистенциализма.

Распространение и развитие подходов.
Обучающие, издательские и контент-проекты

В 1998 году в России стартует первая программа обучения по авторской программе д-ра Дж. Бюдженталя «Искусство психотерапевта». Обучение происходит на базе Учебно-Консультативного Психологического Центра факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. С американской стороны организатором программы выступает Международный Институт Гуманистических Исследований (International Institute of Humanistic Studies). Эта программа появляется в России после длительной подготовки, начавшейся знакомством с концепцией экзистенциальной терапии Джеймса Бюдженталя, представленной докладом Дэборы Рэхилли на 2-й Международной конференции по гуманистической психологии в Москве. После этого Дэбора Рэхилли и её коллеги – Роберт Нэйдер, Ланир Кланси, Падма Кателл, и др., с 1993 по 1995 гг. проводят в Москве серию семинаров. Накануне открытия обучающей программы в России, в 1997 г. российские психологи и психотерапевты знакомятся с самим Джеймсом Бюдженталем и другими американскими коллегами на российско-американской конференции «Экзистенциально-гуманистическая психотерапия» в Сан-Франциско (6).

Впоследствии в различных институтах открывается ряд программ по экзистенциальной терапии, разработанных учениками Дж. Бюдженталя. Например, программа С. Павловой и М. Л. Юдиной в Московском Институте психотерапии и клинической психологии, программа Е. П. Кораблиной в Институте Практической Психологии. С 2005 года учебно-тренинговая программа «Искусство психотерапевта» (1987) д-ра Дж. Бюдженталя проводится на базе Агентства организационного развития в Киеве.

Из-за рубежа в Россию продолжают приходить новые подходы, открываются новые институты, такие как Российско-Австрийский Институт Экзистенциально-Аналитической Психологии и Психотерапии, созданный в 2002 году при участии Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-lnternational), Альфрида Лэнгле, австрийских и российских психологов и психотерапевтов. Впоследствии в Институте Практической психологии при ВШЭ, возглавляемом проф. А. Б. Орловым открывается программа, сертифицируемая GLE. Развивают практику и представители малознакомых российской аудитории экзистенциальных подходов, самостоятельно прошедшие обучение за рубежом. Так, например, В. В. Летуновский среди основных источников своего подхода называет фундаментальную онтологию М. Хайдеггера и идеологически близкую М. Боссу и В. Франклу экзистенциально-инициальную терапию Калфрида Дюркхайма (23).

Процессу развития и распространения подходов активно способствуют международные и всероссийские конференции. Среди них можно выделить самую известную и популярную «Ежегодную международную конференцию по разрешению конфликтов», регулярно организуемую Институтом психотерапии и консультирования «Гармония» (Санкт-Петербург) с начала 90-х годов. Среди прочих конференций стоит упомянуть «Всероссийскую конференцию по экзистенциальной психологии» (Смысл, Москва), конференции «Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии» (HEPI, Бирштонас), «Экзистенциальные вопросы в психиатрии и психотерапии» (ВЕАЭТ, Латвия), и, наконец, Международную научную конференцию «Проблема смысла в Науках о человеке», посвященную 100-летию Виктора Франкла (Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества, РГГУ, Москва).

Благодаря работе отечественных издательств, в частности, издательства «Смысл», открывшегося ещё в начале 90-х годов, лучшая профессиональная литература доступна широкому кругу наших соотечественников. Многим уже хорошо известны большинство зарубежных представителей гуманистической (Гордон Олпорт, Генри Мюррей, Джордж Келли, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс) и экзистенциальной психологии (Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Ролло Мэй, Ирвин Ялом, Томас Грининг, Виктор Франкл, Джеймс Бюджентал).

По мере роста числа представителей экзистенци­ального подхода, растёт необходимость в тематических изданиях, доступности основных работ, расширении возможностей самообразования и профессиональных контактов. В ответ на эту потребность возникает концепция создания независимого интерактивного пространства, где можно бы было найти максимум информации о жизни экзистенциального и гуманистического подхода на пространстве бывшего СССР. Воплощением этой концепции становится сайт HPSY RU, открывшийся в 2001 г. и лидирующий среди тематических сайтов по объёму опубликованных работ, охвату территории и популярности. На протяжении пяти лет на сайте формируется подробная подборка публикаций, содержащая более 1000 статей, книг, рефератов в открытом бесплатном доступе; обширная информация о мероприятиях и учебных программах. Отдельные проекты HPSYRU – страницы, посвященные основным понятиям и основоположникам экзистенциального и гуманистического подходов, таким как Жан-Поль Сартр, Абрахам Гарольд Маслоу, Эрих Фромм, Карл Рэнсом Роджерс, Виктор Франкл. Сайт формируется как вспомогательное средство для «факультативного самообразования» и формирования самостоятельного мышления. В связи с этим, редакция дополняет подборку публикациями по истории психологии, философской и христианской антропологии, гуманитарной проблематике; для полноты картины на сайте предоставляется слово оппонирующим авторам и критическим материалам. Главные участники этого проекта – авторы, издательства, практикующие психологи и психотерапевты, а также организаторы конференций, преподаватели ВУЗов и разработчики учебных программ, без поддержки которых он бы не состоялся.

Заключение

Экзистенциальная и гуманистическая психология успешно укореняется в российской среде, соединяясь с традициями психологической и философской мысли, она обогащается, развивается, встраивается в широкий культурно-исторический контекст. Активно развиваются интегративные подходы, характерные для российской психологической, консультативной и психотерапевтической практики. Среди них можно упомянуть триалогический подход (29, 31), возникший на основе классических разработок К. Роджерса в области клиентоцентрированной психотерапии (34, 30). Он развивается на базе Центра психологического консультирования Триалог (Москва), созданного в 2000 году по инициативе А. Б. Орлова. Формируется целый ряд отечественных школ гуманитарной направленности, развивающих идеи неклассической психологии (Л. С. Выготский, Б. Д. Эльконин; А. Г. Асмолов; Л. Я. Дорфман), органической психологии (В. П. Зинченко), иконической психологии (О. И. Генисаретский), христианской психологии (Т. А. Флоренская, Б. В. Ничипоров), а также гуманитарной парадигмы в психологии (Б. С. Братусь, Т. М. Буякас, Ф. Е. Василюк, Л. И. Воробьёва, В. М. Розин, А. А. Пузырей), феноменологической психологии (С. Е. Олишевский) и многих других (22, 23). Так, например, Ф. Е. Василюк известен своими исследованиями в области методологии психологии, психотерапии и христианской психологии (52). Активно развиваются экзистенциально-ориентированные подходы (Д. А. Леонтьев, В. В. Знаков, Л. Я. Дорфман, В. А. Лаврухин, О. В. Никифоров) (23). Психология мотивации расширяется проблематикой выбора, свободы, воли, жизненных целей, перспектив будущего, возможностей, автономии и самодетерминации (21). Все эти подходы используют широкий спектр научных, культурных и духовных знаний – от классической психологии и философии до православной аскетики и других религиозных практик.

Отечественная гуманистическая парадигма образования, рассматривающая человека, культуру и социум в качестве основных источников формирования процессов саморазвития детской индивидуальности, способствует развитию личностно-ориентированных образовательных моделей (18). Вслед за Роджерсом (30) из сферы индивидуальной психотерапии и психологического консультирования в сферу образования активно вовлекается ряд представителей отечественной психологии, использующих более широкую гуманитарную парадигму. В качестве одного из ярких представителей этого направления можно назвать С. Л. Братченко. Его стремление совместить психологические и педагогические интересы экзистенциально-гуманистической ориентации оформляется в идее гуманитарной экспертизы образования (5).

К 2005 году в Интернете формируется целый ряд сайтов, посвященных экзистенциальной и гуманистической тематике: сайты консультативных центров в Москве, Минске, Риге, Таллине, проекты LebensWelt, Phenomen.Ru, Акме, обновляется сайт Д. Леонтьева. Издаётся масса теоретической и методической литературы по гуманистической и экзистенциальной философии, психологии и психотерапии, большинство психологических кафедр включают экзистенциальную и гуманистическую психологию в базовые учебные курсы; появляется популярная литература, кратко излагающая основные философские идеи подходов.

На фоне роста востребованности экзистенциальных и гуманистичских специалистов, популярности экзистенциальной тематики расцветает множество весьма неоднозначных и откровенно сомнительных подходов. Среди них – «постмодернистские» попытки свести христианскую культуру к психотехнике «духовного развития», лишь отдаляющие нас от возможности понимания её существа; или провозглашение очередной так называемой «интегративной психотерапии», смешивающей экзистенциальную и гуманистическую риторику, например, с профанированной «каббалой». Рискованные и чаще всего необоснованные подмены, выдающие странную смесь технических приёмов за «экзистенциальную» арт-, телесноориентированную терапию, энергетическое целительство, шаманские практики, или «экзистенциальное» NLP – всё это издержки появившейся моды на экзистенциальность. К подобной моде можно отнести поиски в new-age литературе новых «техник экзистенциальной практики» – так называемых неуязвимости, перепросмотра и других. Здесь же можно упомянуть и искажение целей гуманистической психиатрии, развивающей альтернативные подходы к лечению и реабилитации больных, возникающее в саентологической антипсихиатрии, с её агрессивным движением против психиатров и традиционных методов лечения.

Несмотря на широкое распространение и популярность, экзистенциально-гуманистическая психология и психотерапия в России стоит в самом начале своего пути. Исходный корпус идей, обогащённый культурной, психологической, философской, теологической традициями и терапевтической практикой, несомненно, ещё не раз даст почву новым концепциям и подходам, как отечественным, так и зарубежным. Какими они окажутся и в рамках какой научной парадигмы получат наибольшее развитие, на сегодня определить сложно. Может быть и правда, что сегодня «под названием экзистенциальная психология идёт формирование нового философского праксиса»? (24)

Хочется закончить этот небольшой обзор словами Дж. Бюдженталя (42): «…меня волнует стремление многих выяснить то, в каких взаимоотношениях эти подходы пребывают по отношению друг к другу, в смысле попытки найти истину в последней инстанции. Каждый из нас смотрит на гору тайны с определённого положения, и описывает то, что он при этом видит. Иногда вы видите совершенно разные вещи, но, тем не менее, это всё та же гора. По мере того, как мы слушаем друг друга, мы приобретаем большее ощущение целого, при этом никогда не охватывая его полностью».

Литература

  1. Алексейчик А. Интенсивная терапевтическая жизнь. // Независимый психиатрический журнал. – 1999. – № 1, № 2.
  2. Баранников А. С. О формах интеграции экзистенциальной психотерапии в российскую психотерапию // А. С. Баранников: 50 лет назад… – СПб.: Академический проект, 1997.
  3. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Работы 1940-х – начала 1960-х годов. – т. 5. – М.: Русские словари, 1997.
  4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  5. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (Психологические аспекты). М.: Смысл, 1999.
  6. Братченко С. Л. Как это начиналось… Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. 10 лет в России; из Книги Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюдженталя. М.: Смысл, 2001. С. 6 – 13. Эта глава также опубликована в сборнике «Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. 10 лет в России».
  7. Бурно М. Клиническая психотерапия. М.: Академический Проект, 2000.
  8. Гаврилова Т. П., Снегирёва Т. В. К итогам работы в группах К. Роджерса и Р. Сэнфорд. Сообщение I. Принципы гуманистического общения и опыт освоения их в групповом взаимодействии // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1989, № 2, с. 4 – 8.
  9. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии. – Вопросы психологии, журнал, 1988.
  10. Есельсон С. Б. 5 лет Институту экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта в Ростове-на-Дону // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, № 4.
  11. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии , № 14, 1993.
  12. 3инченко В. П. Участность в бытии = Complicity in being: 1 междунар. конф. памяти А. Р. Лурии, 24 – 26 сент. – М.: Б. и., [Б. г. (1997)]. – Текст парал. рус, англ.
  13. Каган В. Е. Человек по имени Мнухин // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). – 2002, № 2.
  14. Консторум С. И. Опыт практической психотерапии. – М.: Минздрав РСФСР, 1959, 2-е изд. – 1962.
  15. Кремлев А. Е. Анализ феномена христианской психологии в контексте современной церковной истории и психологической науки и практики. Попытка критического обзора. Москва 2004 г. МГППУ, ф-т психологического консультирования. Кафедра индивидуальной и групповой психотерапии. Дипломная работа. Научный руководитель Ф. Е. Василюк.
  16. Криндач В. П. Ассоциация Гуманистической психологии. Начало разговора // Психологическая газета № 4, 1997.
  17. Кузнецова Е. Джеймс Бьюджентал. Интервью с Марией Сергеевной Павловой // Мой Психолог, № 1, 2002.
  18. Кульневич С. В., Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Под общей редакцией Е. В. Бондаревской. Москва – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.
  19. Леонтьев Д. А. Вступительная статья к русскоязычному изданию книги Виктора Франкла «Человек в поисках Смысла». (М.: Прогресс, 1990).
  20. Леонтьев Д. А. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра / Современная психология мотивации. Под ред. Д. А. Леонтьева. – Первое издание, 2002.
  21. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журнал. 2000. Т. 21, № 1. С 15 – 25.
  22. Леонтьев Д. А. Возвращение к человеку // Фундаментальная психология. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл. 1997.
  23. Летуновский В. В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики (материалы диссертации) МГУ. – Дисс… канд. психол. наук. Научный руководитель: д. п. н., проф. Леонтьев Д. А. М., 2001.
  24. Летуновский В. В., Есельсон С. Б. Экзистенциализм в психологии // Экзистенциальная традиция № 1 (http://existradi.com/)
  25. Лифинцева Т. П. Философия диалога Мартина Бубера. Рец.: д. ф. н. П. С. Гуревич, д. ф. н. Г. Я. Стрельцова.
  26. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. М., 1995.
  27. Миккин Г. Риск быть психотерапевтом – риск быть самим собой // Психологическая газета № 5 (32) 1998.
  28. Орлов А. Б. Неделя с Карлом Роджерсом / В кн.: Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М.: ИЦ «Академия», 2002. с. 204 – 208.
  29. Орлов А. Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход // Вопросы психологии, 2002, 3, 3 – 19.
  30. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике // Вопросы психологии, 2002, 2, 64 – 84.
  31. Орлов А. Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология – основа гуманизации образования. М.: РПО, 1998. С. 172 – 173.
  32. Поросёнков С. В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения. Пермь, Изд-во ПГУ, 2002.
  33. Роджерс К. В мире советского профессионала // Журнал практического психолога, 1997, 3, 92 – 111.
  34. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, 2, 48 – 58.
  35. Рожнов В. Е. Руководство по психотерапии. Ташкент, Медицина Уз. ССР, 1985.
  36. Свядощ A. M. Неврозы и их лечение. – М.: Медицина, 1982.
  37. Справка: Независимая Психиатрическая Ассоциация России // Психологическая газета № 6 (33), 1998.
  38. Степанов С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Эксмо, 2002.
  39. Умрихин В. В. «Идеогенез» и «социогенез» науки в творчестве Г. И. Челпанова. Вопросы психологии № 1 1994, с. 17 – 26.
  40. Шестов Л. Киргегаард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс, Гнозис, 1992.
  41. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX в. М., 1996 Глава VIII Развитие психологии в России.
  42. Эволюция психотерапии. Том 3. М.: НФ «Класс», 1998.

 

Яндекс.Метрика