Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 1 (58)
Сайт «Разум или вера?», 10.06.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/58/selivanovskaya.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Январь – март 2011 № 1 (58)

РЕЦЕНЗИИ

Анна Селивановская

 

О книге
Леонарда И. Браева

«ВОРОТА ФИЛОСОФИИ» 1

Этот отзыв пишет не философ, а обычный читатель, детский врач, психоневролог. Пишу вообще-то с простой целью – выразить автору свою огромную благодарность за его книгу «Ворота философии». Я нисколько не преувеличу, если скажу, что это одна из моих самых любимых и практически используемых книг, хотя тружусь я не в гуманитарной и не в педагогической области.

Читаешь его мысли, изложенные в несвойственных тебе словах и фразах, – и, тем не менее, понимаешь, что это – о тебе. Автор вводит в философию настолько легко и честно, что с первых страниц возникает ощущение – читаешь о своих раздумьях. Хотя как философ он оперирует огромными массивами абстрактной информации и требует для понимания личного жизненного опыта, но, как убеждаешься, его вопросы и мысли, возникают ежедневно и в голове обычного человека, хотя в книге они рассматриваются в особом ключе, проясняющем и систематизирующем.

Л. И. Браев не низводит философию до простого обыденного мышления, но, напротив, поднимает любого желающего и думающего человека до высот философского мира, помогая обозреть его и лучше уяснить. Понимаешь, как верно его сравнение философии с поэзией: «…когда человек охвачен вопросами о самых началах мира и жизни, он застывает наедине с собой, в отрешённости от суеты, как говорят, житейской текучки, её угождений и отвержений, объятый думой иной, не о своих делах, в состоянии, родственном поэтическому».

Особенно заинтересовала меня его оригинальная теория колейнов и досознательного знания, важная мне по специальности. В отличие от генетических программ Войта и Бельтюкова, его колейны не только врождённы, а создаются практикой, в конечном счёте, даже те, что ныне являются врождёнными. Да и вообще всё, что Л. И. Браев пишет о сознании и подсознании, понимании и мышлении, крайне ценно для психологии, физиологии и прочих медицинских наук. Не думаю льстить, но я немного встречаю людей, способных так свободно и глубоко рассматривать самые разные области – от физики до нейрофизиологии.

Увлекательна его нецеситная теория – теория необходимости как объективных отношений, определяющих наши идеалы, оценки и все ценности, объективность добра и зла и решение вопроса о смысле жизни.

До недавнего времени я была заведующей консультативно-диагностической поликлиникой Ижевска, а до того мне довелось работать также в реабилитации с алкоголиками и наркоманами. Так я остро ощутила нехватку систематизирующих идей, какие, мне кажется, должны быть в философии. В настоящее время в медицине назрела большая потребность в системном подходе к человеку и его психике. Этот разрыв между потребностями больного, да и любого человека, и тем, что мы, врачи, можем ему предложить, отражается крайне негативно и на нас, тех, от кого ждут помощи, и на тех, кто в этой помощи нуждается. Думаю, и на всём обществе в целом.

Когда, едва купив книгу, я проглотила её первые главы, я стала смотреть, кто же отваживается на издания, явно не прибыльные, то испытала двойственное чувство: благодарности к просвещённым спонсорам и грусти, что общество недооценивает роль философии. Мне кажется, что философия, которая исходит от умного и доброго человека, способна хорошо объяснить и осветить нашу нынешнюю действительность.

Эта боль у меня каждый день. Возможно, пишу сумбурно. Сейчас занята на трёх работах, прихожу поздно, но, честное слово, когда очень устаю или чувствую эмоциональную тягость, беру эту книгу и поднимаюсь над всем этим. Не знаю, как бы иначе отключала мозги от пациентов и всего прочего.

Не могу не согласиться с автором, когда он называет философию освободителем, показывая, что приобщение к философской культуре награждает нас способностью критически относиться к любой новой информации, мыслить самостоятельно и жить согласно своим убеждениям. «Выявляя и анализируя начала нашего миропонимания, философия тем самым несёт нам свободу и мужество». «…Кто не пережил хотя б моменты философской отрешённости и самопогружённости, тот не может быть духовно, а потому и реально свободным человеком в европейском смысле». Повышение уровня философской культуры, несомненно, является необходимым условием для формирования как свободного сознания и свободного общества, так и для профилактики тоталитарных режимов.

Как-то в прошлом году мне надо было придумать подарок одному хорошему человеку. Мы с ним познакомились на совместных научных конференциях, много общались и там, и потом в Инете (он живёт очень далеко). Он из тех, у кого много денег, всё есть и кому, поэтому, подарок найти трудно. Я ему и раньше много говорила и писала о Л. Браеве и его книге, и в подарок сделала для него индивидуальный календарь – выдержки из этой книги – целыми страницами, и рядом – Эрих Фромм, Бахтин, Фрейд, Шопенгауэр, Лосев, Салтыков-Щедрин и т. д. Надеюсь, за такую компанию автор не в обиде.

Конечно, как обычно и бывает, я не во всём согласна с автором. Как я поняла, он атеист, я же, напротив, человек верующий, хотя в церкви среди прихожан – белая ворона: не понимаю массового мышления. Я – протестант, и моим самым любимым и самым красивым предметом в жизни считаю экзегетику. Поэтому меня особо заботило его решение о связи философии и религии. Оказалось, здесь не только дано общее и довольно чёткое различие философии и религии, как науки и мифологической мистики, основанной на догматизме, но также и демаркация идеизма (идеализма) и религии. Притом автор рассматривает эту тему деликатно и непредвзято, так что человеку верующему систематизация его собственного миропонимания только проясняет его веру, если он не пытается верить силой доказательств с использованием научных методов. Не разделяя притязаний теологии и религии на научность, Л. И. Браев, тем не менее, с его толерантностью к инакомыслию не унижает эти мистические течения, а просто показывает их место в человеческой деятельности. Беспристрастен и его исторический обзор атеизма.

По-моему, его книга является не только «воротами» философии, но и «воротами» внутреннего мира самого читателя, тем, посредством чего происходит его взаимодействие с миром. Жаль, что книги Л. И. Браева среди моих, например, знакомых известны не так широко, как должны бы. Спасибо автору. Лично мне его книга помогает и в работе, и в жизни.


Браев Л. И. Ворота философии. – Йошкар-Ола: MapПИК. 2004. – 256 с.

 

Яндекс.Метрика