Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 2 (59)
Сайт «Разум или вера?», 16.07.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/59/kudishina.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Апрель – июнь 2011 № 2 (59)

ВЕЛИКИЕ ГУМАНИСТЫ РОССИИ

Анна Кудишина

К 90-летию
со дня рождения

А. Д. САХАРОВА

 

В 2011 г. Андрею Дмитриевичу Сахарову (1921 – 1989) исполнилось бы 90 лет. По меркам нашего времени этот выдающийся учёный и правозащитник скончался рано, на 69 году жизни. Однако жизнь человеческая имеет не только временное измерение. Человек жив до тех пор, пока люди помнят о нём…

Лауреат Нобелевской премии мира 1975 года, известный физик, создатель водородной бомбы, сделавшей СССР сверхдержавой, член Академии наук СССР, Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве 21 мая 1921 года. Физиком Андрей Дмитриевич стал не случайно, а благодаря влиянию своего отца Дмитрия Ивановича Сахарова, преподавателя физики в МГПИ им. В. И. Ленина, автора многочисленных трудов по методике преподавания этой науки, человека высокой культуры, знатока литературы и музыки. Взгляды учёного сформировались в среде научной и научно-технической интеллигенции, проявлявшей большую озабоченность вопросами внешней и внутренней политики СССР. Уже с конца 50-х гг. XX в. он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия и добился запрета наземных ядерных испытаний, а с конца 60-х стал одним из лидеров правозащитного движения в СССР. В конце 1979 – начале 1980 гг. Сахаров осудил ввод советских войск в Афганистан как бессмысленный и не правовой. Его мнение получило отражение в некоторых западных газетах, и он был сослан в Горький, фактически в заключение, поскольку его свобода была резко ограничена. В знак протеста он объявил голодовку, пережил унизительные процедуры насильственного кормления, но его диссидентство только укрепилось. По указанию М. С. Горбачёва (точнее, по личному телефонному звонку) А. Д. Сахаров смог вернуться в Москву только в конце 1986 г.

Будучи человеком предельно честным и поразительно мужественным, невзирая на обвинения в политической неблагонадёжности и угрозы репрессий в отношении себя и своих близких, А. Д. Сахаров продолжал настаивать на необходимости моральной и политической реконструкции советского общества. Во времена тотального восхваления советского образа жизни он осмеливался писать о том, что наше «общество заражено апатией, лицемерием, мещанским эгоизмом, скрытой жестокостью» 1. В 1968 г. он убедительно и откровенно изложил свои два основополагающих мировоззренческих тезиса, которые фактически разделялись к тому времени многими из тех, кто искренне и всерьёз думал о сохранении человеческой цивилизации в условиях «холодной войны»: разобщённость человечества достигла такой степени, что она угрожает ему гибелью; человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода.

Больше всего А. Д. Сахаров был озабочен судьбами своей Родины. Как человек мира, он не мог не понимать, что большую роль в обеспечении высокого уровня качества жизни на Западе играли идеи социальной справедливости, прав человека, демократии, проникшие в общественное сознание первоначально из христианства и других религиозных учений, а в последние 100 – 150 лет – из социалистических учений, в том числе, из марксизма. Поэтому спасение страны от пут тоталитаризма, по его мнению, абсолютно невозможно без взаимодействия со всем миром: «Необходимы демократические реформы, затрагивающие все стороны жизни; будущее страны – в ориентации на прогресс, науку, личное и общественное нравственное возрождение. Нельзя ограничить пути этого возрождения только религиозной или национальной идеологией или какими-либо патриархальными устремлениями в духе Руссо» 2.

Ещё в 1975 г., задолго до перестройки и первых демократических веяний в стране, он писал о необходимости демократических и социальных реформ в Советском Союзе, которые он рассматривал «как необходимую предпосылку постепенного улучшения социальной обстановки в стране, улучшения материального положения большинства трудящихся, создания нравственной обстановки свободы, счастья и доброжелательности, восстановления утраченных общечеловеческих ценностей…» 3.

В книге «Тревога и надежда» (1977) А. Д. Сахаров дал трезвую, искреннюю и вместе с тем взвешенную оценку морального и психологического состояний СССР: «Наиболее рафинированная, развитая форма тоталитарно-социалистического общества сформировалась в СССР. 60-летняя история нашей страны полна ужасного насилия, чудовищных внутренних и международных преступлений, гибели, страданий, унижения и развращения миллионов людей. Но в ней были также, особенно в первые десятилетия, большие надежды, трудовые и нравственные усилия, дух воодушевления и самопожертвования. Сейчас всё это – безобразное и жестокое, трагическое и героическое – ушло под поверхность относительного материального благополучия и массового безразличия… Под этой застывшей поверхностью скрывается массовая жестокость, беззаконие, бесправие рядового гражданина перед властями и полная бесконтрольность власти – как по отношению к собственному народу, так и по отношению ко всему миру, что взаимосвязано. И пока всё это существует, ни в нашей стране, ни во всем мире никто не должен предаваться самоуспокоенности» 4.

 

В заметке «Послесловие к памятной записке» (1972) он отметил, что «единственной истинной гарантией сохранения человеческих ценностей в хаосе неуправляемых изменений и трагических потрясений является свобода убеждений человека, его нравственная устремленность к добру» 5. В своей Нобелевской лекции «Мир, прогресс, права человека» (1975) А. Д. Сахаров выдвинул тезис о «первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества» 6 и предположил, что прогресс возможен и безопасен лишь под контролем разума. Он также обратил внимание на важнейшую проблему XX столетия, о которой в 70-х гг. в СССР не принято было говорить, – проблему охраны окружающей среды. По мнению учёного, защита окружающей среды – «один из примеров, где особенно ясна роль гласности, открытости общества, свободы убеждений» 7.

А. Д. Сахаров обращал большое внимание на глобальные проблемы, связанные с развитием техники. Вслед за А. Эйнштейном он выступал против идеи моральной нейтральности научной и технической деятельности учёного. Он был уверен в том, что сам по себе научно-технический прогресс не может принести счастья, если не будет дополняться глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества 8. В 1981 г. в открытом письме «Ответственность учёных», размышляя о международной интегрированности научного сообщества, он писал о том, что наука в наше время «должна выходить в ещё большей степени за узко профессиональные рамки, охватывая широкий круг нравственных и общечеловеческих проблем» 9.

Идеи А. Д. Сахарова остаются современными и сегодня. Его мысли – мысли настоящего гуманиста, просветителя и интернационалиста. В работе «Мир через полвека» (1974), в которой, по его признанию, он дал себе волю оптимистически поразмышлять о желаемом будущем человечества, он высказал мысль, что «сверхзадачей» человеческих институтов является стремление «не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве всё человеческое – радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства» 10. Он внёс существенный вклад в развитие принципов гуманистической этики, в осознание глубокой связи науки, нравственности, демократии и свободы. Гуманистический оптимизм А. Д. Сахарова, которого так не хватает сегодня россиянам, нашёл своё выражение в его замечательных словах: «Я верю, что человечество найдёт разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе» 11.

Для воплощения желаемого будущего необходимо действовать, действовать решительно и разумно. В связи с этим А. Д. Сахаров говорил о настоятельной необходимости демилитаризации мира, национальном альтруизме и интернационализме, свободе обмена информацией и перемещения людей, гласности, международной защите социальных и гражданских прав человека. Всё это, по его мнению, – «непременные условия преодоления разобщенности человечества, спасения его от опасности термоядерной гибели, голода, экологической катастрофы, дегуманизации…» 12.

А. Д. Сахаров сыграл выдающуюся роль в продвижении СССР по демократическому пути развития и распространении в стране идей современного светского гуманизма. Его заслуги перед страной и миром позволяют отнести учёного к ряду выдающихся свободомыслящих, мыслителей-гуманистов современности. Примечательно, что в 1988 г. президент Международной академии гуманизма Пол Куртц в знак признания заслуг российского учёного в защите и развитии гуманистических идей вручил Андрею Дмитриевичу Сахарову Международную гуманистическую премию 13.

Дело учёного, его жизнь не забыты в нашей стране (хотя и старательно обходятся молчанием «первыми кнопками» российского телевидения, ставшими сегодня официозными). Отрадным является тот факт, что в студенческой молодёжной среде в настоящее время получило поддержку Сахаровское движение 14, в котором объединились все, кому интересно наследие Андрея Сахарова, кто помнит об этом человеке и убеждён в том, что его идеи как никогда актуальны и необходимы обществу, уставшему от лжи и возрождаемого двоемыслия.

 

Инициаторами создания движения стали Музей и общественный центр имени А. Д. Сахарова, информационное агентство «МЕМО.РУ» и студенты московских вузов (МГУ им. М. В. Ломоносова, Высшая школа экономики, МГИМО и др.). Директор агентства «МЕМО.РУ», Григорий Шведов, считая главной миссией агентства повышение мотивации людей к активному участию в общественной жизни, выразил уверенность в том, что «гражданские инициативы могут быть не только протестными, но и созидательными, а Сахаровское движение поможет преодолевать апатию и равнодушие общества». Эта цель, которой всей своей жизнью служил и А. Д. Сахаров, конечно, не перекрывает своим значением задачу сохранить живыми память об учёном и его наследии для последующих поколений. Целью Сахаровского движения является не политика, а просвещение. «Мы хотим напомнить о фигуре Сахарова нашим соотечественникам, актуализировать её в общественном сознании. Если вы тоже считаете это интересным и важным, то можете присоединиться к нам», – говорится на сайте Сахаровского движения.

Основным направлением деятельности Сахаровского движения является инициатива создания интерактивного музея А. Д. Сахарова на Земляном валу в Москве. Инициаторы Сахаровского движения хотят, чтобы в Москве появилось такое место, где наследие Андрея Сахарова стало бы доступно для всех и обрело новую жизнь. С этой целью объявлен сбор добровольных пожертвований под девизом, в котором, как кажется, вполне отражается суть мировоззрения Андрея Дмитриевича Сахарова: «Хороших людей много!».


Сахаров А. Д. Автобиография. – В кн.: Сахаров А. Д. Тревога и надежда. – М.: «Интер-Версо», 1991, с. 155.

Сахаров А. Д. О стране и мире. – Там же, с. 89 – 90.

Там же, с. 145.

Сахаров А. Д. Тревога и надежда. – Там же, с. 174 – 175.

Сахаров А. Д. Послесловие к «Памятной записке». – Там же, с. 59.

Сахаров А. Д. Нобелевская лекция «Мир, прогресс, права человека». – Там же, с. 151.

Там же, с. 155.

Сахаров А. Д. Мир через полвека. – Там же, с. 74.

Сахаров А. Д. Ответственность учёных. – Там же, с. 202.

10 Сахаров А. Д. Мир через полвека. – Там же, с. 85.

11 Там же, с. 85.

12 Сахаров А. Д. О стране и мире. – Там же, с. 89 – 90.

13 Этот факт нашёл своё отражение в сборнике материалов под редакцией Берта Гейзенбека и Бабу Гогинени «Международный гуманистический и этический союз 1952 – 2002: Прошлое, настоящее, будущее» (Утрехт – 2002). См. Здравый смысл. 2004. № 4 (33), с. 9.

14 http://sakharov-today.ru/sd

   

Марина Литвинович, редактор

 

Евгения Чирикова, эколог

 

Захар Прилепин, писатель

 

Яндекс.Метрика