Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 2 (59)
Сайт «Разум или вера?», 24.08.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/59/kuvakin3.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Апрель – июнь 2011 № 2 (59)

ГУМАНИЗМ И ПРАВО

От редакции. 13 – 14 мая 2011 г в Коломенском институте (филиал) Московского государственного открытого университета состоялась Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Правовая система современной России: Проблемы и перспективы их преодоления». В конференции участвовали профессора и преподаватели Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Высшей школы экономики, КИ (Ф) МГОУ, представители Аппарата по правам человека, Администрации г. Коломны и правоохранительных органов, а также аспиранты и студенты из многих вузов России. Активное участие в работе конференции приняло Российское гуманистическое общество. Участникам была роздана литература и журналы РГО, иногородние студенты проживали в Доме гуманизма, где они познакомились с работой Общества, заслушали лекции о современном гуманизме и критическом мышлении. В открытии конференции и в пленарном заседании принял участие д. ф. н., проф. В. А. Кувакин. Предлагаем читателям текст его выступления.

Валерий Кувакин

ЖИЗНЕННАЯ СИЛА

ЖИЗНЕННАЯ СИЛА

ЖИЗНЕННАЯ СИЛА

И ЦЕННОСТЬ ПРАВА

И ЦЕННОСТЬ ПРАВА

И ЦЕННОСТЬ ПРАВА

Что такое право с философской точки зрения? Право есть один из фундаментальных способов сохранения, укрепления и развития человеческого сообщества. Право естественно, поскольку является выражением врождённой потребности людей в мире, сотрудничестве, взаимопонимании и справедливости. Хотя не всё есть закон и право, сам закон охватывает почти всё, т. е. самые главные стороны жизни человека и общества: политику, экономику, повседневные отношения, гражданское общество, семью, поведение каждого гражданина, и даже его отношение к природе. В нём зафиксированы способы организации и функционирования всех социальных структур: государственных, частных и гражданских. Право – это тот этический минимум, на котором стоит общество. Закон – мощная консолидирующая сила. Общество или нация, не сознающая себя в свободе и правах, в ответственности и обязанностях как единая целостность обречена на деградацию и в конечном счёте – на разрушение. И это говорит о жизненном значении закона. Сегодня российское общество стоит перед необходимостью обретения максимально ясной правовой самоидентификации, развития конституционного сознания. В правовом обществе, которым призвана быть Россия, одинаково важными являются как минимум три формы бытования права: законодательство как таковое, правоприменение и правовая культура. И если в первом случае за последние два десятилетия сделано главное и основные кодексы РФ разработаны и приняты, то с практикой применения закона и правовым сознанием дело обстоит далеко не лучшим образом. И это существенно сдерживает не только экономический, но и социальный и культурный прогресс нашей страны.

 
 

Проф. О. М. Олейник (ГУ-ВШЭ),
проф. В. А. Кувакин (МГУ)

Большая роль в укреплении права как общей социальной ценности принадлежит государству, особенно если учитывать низкий уровень правовой культуры населения, т. е. то, что называют правовым нигилизмом и беспределом. Правильно сформулированная государственная правовая стратегия и проводимая на её принципах государственная политика способны объединить жителей страны в единый коллектив, в единую нацию, сплочённо участвующую в соревновании за достойное существование во всемирной семье народов. Эта политика может и должна быть ориентиром для гражданина и стать генератором энтузиазма, подъёма физических, интеллектуальных и управленческих сил общества.

 

Зам директора КИ (ф) МГОУ, проф. А. М. Липатов

 

Определённая и ясная, конституционно адекватная государственная политическая стратегия – неотъемлемый признак разумной государственности, потому что закон – одна из форм выражения социальной истины, общественного разума, его способности к согласию и солидарному действию. Правовой фундамент принципов, ценностей, приоритетов и целей государственной политики разительно отличается от оснований догматических религии и национализма. Он отличается своей легитимностью, правовой подкреплённостью, научностью, открытостью, позитивностью и общечеловеческим масштабом. В этой политике должны находить своё отражение прогрессивное мышление, стремление к консолидации общества и к обретению максимально возможного числа союзников в международных отношениях. Стратегия государственной правовой политики призвана обеспечивать наиболее полное и эффективное использование человеческих ресурсов страны. Особое значение имеет следование Россией своей настоящей, уже хорошо изложенной «национальной идее» – Конституции Россииской Федерации. Ведь именно её идеи, принципы и ценности составляют основу законности и перспективности государства – и как аппарата управления и руководства обществом, и как страны в целом.

Не требуется каких-то особых доказательств, чтобы понять, что важнейшей чертой индивидуального и национального поведения граждан светского государства, каковым является Российская Федерация, должна быть их светскость, соблюдение закона и общих моральных правил общежития. Это – тот мировоззренческий минимум, который служит фундаментом социального здоровья и благополучия страны.

 
 

Перед открытием конференции

Таким образом, государственная конституционная стратегия, способная оздоровить и преобразить нашу страну, опирается на такие базовые ценности, как высокое правосознание, патриотизм и светские морально-правовые (гражданские) ценности. Единство и действенность этих принципов обеспечивает гармоничное соединение лучших личных качеств человека, отражающих его интеллектуальное и моральное достоинство, и патриотизма как консолидирующей гражданской нормы, обеспечивающей энергию общественного развития в условиях геополитической конкуренции. Понимание необходимости переориентации на эти ценности становится всё более актуальным. Здесь нам нужно многое черпать из ценностей гражданского сознания советского человека. Но ещё большее значение имеет современное гражданское просвещение, особенно правовое просвещение, которого у нас в стране практически нет. Чаще всего здесь господствует стихия: бросая человека в правовое поле, мы как бы бросаем человека в воду, не научив его плавать.

Большая ответственность лежит на правящих государственных элитах. Учитывая особенности ментальности россиян, государство должно не только повышать престиж ценностей права, светскости и патриотизма, но и выступить в качестве инициирующей силы гражданского, морально-правового просвещения. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, жизнеспособность нации напрямую зависит от глубины и развитости у населения правовой осведомленности и опытности, патриотизма и гражданственности, а в конечном счёте – от конституционной просвещённости.

Как ни горько признавать, но в массе своей россияне скорее обыватели, население, а не граждане. Эта своего рода гражданская «профнепригодность» означает неспособность члена общества выполнять свои прямые гражданские и социальные функции, реализовывать свои права и обязанности в общественной, научной, производственной, культурной, образовательной, бытовой и частной жизни. Такой человек – лишь по паспорту гражданин России.

Тот, кто невежествен, невоспитан, лишён высокой правовой культуры и культуры мышления, тот, кто всё больше превращается в зомбированного телеобывателя, не способен и на полноценную интеллектуальную и эмоциональную жизнь. Ему трудно любить и ценить природу, культуру, других людей, свою страну, близких и даже самого себя.

 
 

«Мотор» оргкомитета конференции Роман Шмаков

Нравственно-правовая грамотность и позитивная социализация, гражданственность являются естественными для каждого нормального человека характеристиками его внутреннего мира, его мировоззрения. Ими в той или иной мере должны обладать все граждане России, составляющие различные социальные слои и возрастные группы вне зависимости от их этничности, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Эти качества составляют суть того человеческого капитала, который является гарантией личного и общественного благополучия и безопасности. Именно этот капитал составляет духовную основу общества, основу его основ. Без него все другие виды капитала – обширность территории, обилие полезных ископаемых, леса и воды и т. д. – перестают быть благом и становятся ресурсами для разграбления и почвой для преступности.

Однако все эти идеи будут оставаться благими теоретическими пожеланиями, пока в России не возникнет гражданское общество и россияне не выйдут из состояния гражданской депрессии. В нашей стране преобладают, повторю, жители, а не те реальные граждане, которым глубоко небезразлично состояние дел как на общегосударственном, так и на бытовом уровне. Причин тому много, и они известны. Главное, искать пути изменения этой позорной для всех атмосферы апатии и безразличия. Здесь есть с чего начинать. Хотя бы с организации эффективной системы гражданско-правового образования и светского воспитания.

Гражданское сознание – великое общественное благо, оно укрепляет не только индивида, но и общество в целом, составляя интеллектуальную, моральную, правовую и психологическую энергию государственного строительства как процесса глубоко общенародного и демократического.

Подводя итог, хочу высказать одну вполне конкретную идею. Нашей стране нужна общенациональная программа гражданского, морально-правового просвещения. Нужна реальная заинтересованность власти, государственная воля к возрождению России. Необходимо дать зелёный свет тем бескорыстным энтузиастам-общественникам, которые готовы делать большую работу по налаживанию широкой системы гражданского просвещения. Нужна серьёзная информационная поддержка процесса формирования добровольческого просветительского движения, вдохновляемого ценностями и возможностями права, научного мировоззрения и гуманизма. Роль юриста в России сегодня особенно важна и ответственна. Его гражданским долгом является не только выполнение им своих профессиональных обязанностей, но и культурная, социальная работа, его включенность в просвещение россиян, в укрепление их правосознания и правовой культуры.

 

Яндекс.Метрика