Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 3 (60)
Сайт «Разум или вера?», 04.01.2012, http://razumru.ru/humanism/journal/60/senchikhina2.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Июль – сентябрь 2011 № 3 (60)

СОБЫТИЯ ЛЕТА

Юлия Сенчихина

Восьмая международная
летняя гуманистическая
школа

   

В Доме гуманизма (Коломенский район Московской обл.) с 27 июля по 6 августа 2011 г. проходила очередная, восьмая Международная летняя школа на тему «Экология и антропология гуманизма». Организаторы школы – философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Центр исследований Российского гуманистического общества при философском факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Коломенский институт (филиал) Московского государственного открытого университета.

 

Международная школа проходила под руководством директората: В. В. Миронов, чл.-корр. РАН, профессор, декан философского факультета МГУ; А. Ф. Маруков, д. ю. н., профессор, директор КИ (Ф) МГОУ; А. А. Костикова, к. ф. н., доцент, заместитель декана философского факультета МГУ.

Основные курсы лекций читались учёными из России, Нидерландов и Польши: профессор В. А. Кувакин (МГУ им. М. В. Ломоносова) «Персонология: от Ф. Достоевского до наших дней»; доктор Флорис ван ден Берг (Утрехтский университет, Нидерланды) «Европейский экогуманизм и секуляризм»; доктор Анджей Доминичак (Польская гуманистическая ассоциация) «Философско-правовые и психологические аспекты свободы совести». Приглашённым профессором школы был в этом году профессор психологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова А. Д. Леонтьев, который прочитал две лекции по актуальным проблемам психологии личности. Кроме того на обсуждение была вынесена его концепция дифференциальной антропологии.

Школа собрала 18 участников из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Орёл, Коломна, Нижний Новгород, Киров, Казань). В школе принимали участие граждане Казахстана, Узбекистана и Ирана. По мнению лекторов и слушателей, школа прошла успешно как в содержательном, так и в организационном отношениях. Лекции проходили в интерактивном режиме, в атмосфере высокого интереса к обсуждавшимся проблемам. С целью лучшего усвоения материала использовались современные технические средства и оргтехника. Основной темой курса проф. В. А. Кувакина была идея Ф. М. Достоевского о возможности переживания личностью себя в качестве «беспочвенной» («подпольный человек» как философский тип), т. е. обнаруживающей в своей основе то, что на философском языке называется ничто или небытие. Метафизический скептицизм Достоевского открывал дорогу поиску «человека без мировоззрения», «изначальному» человеку, что явилось своеобразным следствием пережитого писателем «перерождения убеждений». Было показано, что исследования Достоевским личности предвосхитило современные направления экзистенциальной и гуманистической психологии, рассматривающей человека в первую очередь как процесс, возможность, самодетерминацию и самосозидание, а не как фиксированную, заранее данную сущность.

Доктор Анджей Доминичак рассказал о проблемах свободы совести, дискуссиях о ней в европейских странах. Он показал сложность решения этого вопроса, специфике подхода к нему в различных странах Европы. По его мнению, центральным в решении этой проблемы является совершенствование общеевропейского законодательства, которое на основе демократии и уважения свободы совести и прав человека призвано обеспечить права как большинства, так и различных мировоззренческих меньшинств.

Профессор Флорис ван ден Берг первую часть своих лекций посвятил вопросу о способах изучения философии и её значении для личностного роста человека. Он познакомил слушателей с проблемами «энвайроменталистской философии», новой прикладной философской дисциплины «для лучшего мира», в рамках которой обсуждаются проблемы антропологии, окружающей среды, биологии, большой истории, эволюционной теории, этики «большого круга» и экогуманизма. Метод презентации Ф. ван ден Бергом отличался методическим своеобразием, наглядностью и вместе с тем глубоким содержанием. Слушатели были в восторге от лекций нидерландского учёного, не только умного и образованного, но и душевного, привлекательного человека, который, судя по всему, также остался в восторге от общения со слушателями.

В культурную программу школы входили ландшафтные экскурсии по окрестностям Дома гуманизма, игры на воздухе, купание в реке Осёнка, экскурсия в г. Коломна, просмотр и обсуждение фильмов. Условия проживания и питания были, по оценкам слушателей, хорошими. Дом гуманизма обеспечил безвозмездные условия проживания. РГО оплачивало услуги повара.

По итогам работы выездной Международной летней гуманистической школы было выдано 18 сертификатов.

Как показывают итоги мероприятия, проведение подобных школ вполне оправдано. Она проходила в отличных экологических условиях. Участники получили не только много пищи для ума, но и подружились, отдохнули, набрали много положительной эмоциональной энергии накануне нового учебного года.

Юлия Сенчихина,
к. ф. н., учёный секретарь
Летней гуманистической школы

 

 

Яндекс.Метрика