Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 4 (61) – 2012, № 1 (62)
Сайт «Разум или вера?», 12.06.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/61_62/dianova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)

ЭТИКУ – В ШКОЛУ!

И. В. Дианова,
заместитель директора по НМР
ЦО № 1420 ЮВАО г. Москвы

«Азбука
нравственности»

В СИСТЕМЕ ЭТИЧЕСКОГО

В СИСТЕМЕ ЭТИЧЕСКОГО

В СИСТЕМЕ ЭТИЧЕСКОГО

ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа на образование, говорится в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Современный молодой человек должен учиться жить по законам нравственности, строить окружающий мир по законам правды и красоты. Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без его знакомства с основами этики и его целенаправленного нравственного образования, которое должна обязательно обеспечивать ему общеобразовательная школа. Вхождение в программу «Непрерывное нравственное образование в средней школе» позволяет в процессе обучения систематически сообщать и разъяснять детям базовые нравственные знания, которые становятся основой для формирования у учащихся системы моральных представлений и понятий с учётом объективных требований общества, средством формирования нравственных мотивов поведения.

 

Цель программы – формирование у учащихся начальной школы основных нравственных правил и идеалов, прежде всего понимания смысла категорий добра и зла, общепринятых норм общения людей. В задачу этой программы входит помощь детям в формировании ими нравственного сознания и выработки ими таких качеств характера, как терпение, милосердие, доброжелательность и т. д.; психолого-педагогическое сопровождение школьников в ходе осмысления, развития и обогащения ими нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма); помощь в укреплении ими своей нравственной позиции, обучение пониманию нравственной ситуации, методам выработки правильной оценки и выбора, развитие способности различения добра и зла, справедливости и несправедливости и др.

Изменившиеся условия жизни общества требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания учащихся и разработке новых методов морального обучения в самой школе. Одним из таких подходов является систематическое нравственное образование в течение всего периода обучения в школе, т. е. с 1 по 11 класс.

Необходимость специальных занятий, на которых ребёнок сможет постигнуть важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в анализе нравственных и безнравственных поступков, получив для этого соответствующий минимум представлений и понятий, очевидна.

В рамках принятой программы преподавание курса «Азбука нравственности» ведётся во всех классах начальной школы в рамках дополнительного образования 1 час в неделю. Эта часть программы предусматривает усвоение младшими школьниками первоначальных нравственных знаний, представлений и понятий, а также получение опыта анализа нравственных ситуаций, что способствуют «тренировке» нравственных мотивов и эмоций, соединению смысла нравственного/безнравственного с чувственным переживанием этических знаний. Содержание программы интегративно раскрывается в курсах «Окружающий мир», литературное чтение, во внеурочной работе с детьми.

Учителя используют разнообразные методические формы и приёмы ведения занятий: диалог, игра, поиск, анализ и обыгрывание ситуаций, комментированное чтение, рисование, обсуждение отрывков из художественной литературы, создание ситуаций морального выбора, составление обязанностей, оценка поступков, этические беседы.

Программа включает шесть взаимосвязанных тем, материал которых углубляется и расширяется от класса к классу.

Исходя из данного распределения времени по темам и вышеуказанных задач курса, каждый учитель – с учётом особенностей класса, личных знаний, умений и навыков – составляет конкретный календарно-тематический план. При этом он ориентируется на дополнительную литературу, которая предназначена для творческого использования.

Усвоение детьми системы нравственных знаний сгруппировано во взаимосвязанные содержательные линии, каждая из которых находит своё воплощение в разных формах на соответствующих этапах школьного обучения. Работа над содержательными линиями курса представляет собой спиралеобразную схему.

Этапы реализации программы

ЭТАП ЗАДАЧИ ЭТАПА
I этап
(1 класс)
Формирование у обучающихся умения выделять нравственное явление из других, определять его существенные признаки, воспринимать нравственную норму как общественно необходимую.
II этап
(2 – 3 класс)
Понимание необходимости следования нравственному правилу в процессе расширения круга правил и усложнения ситуаций.
III этап
(4 класс)
Обучение переходу с уровня сознания на уровень самосознания, самоизучения и самовоспитания. Создание представлений, помогающих школьнику выявить и понять собственные нравственные представления.

 

В 1-м классе дети воспринимают правила поведения со слов учителя.

Во 2-м классе ребёнок усваивает правила школьной дисциплины, изучает правила вежливости, учится быть предупредительным.

В 3-м классе дети осознают, что поступки служат основанием для того, чтобы дать характеристику ученику: он добрый, справедливый, старательный или, наоборот, недобрый, несправедливый и т. д.

Дети постепенно приходят к пониманию, что поступки людей могут казаться хорошими или плохими, но их нравственная суть по-настоящему раскрывается, когда мы анализируем не только внешние факты, но и мотивы, обстоятельства, ближние или дальние последствия поступка и др.

Изучая под руководством учителя литературные произведения из «Книги для чтения», они открывают сложный внутренний мир человека, сопереживают героям, радуются добрым поступкам, негодуют по поводу безнравственных действий. Этот процесс пробуждает и развивает нравственные чувства детей, учит их соотносить своё поведение с поведением литературных героев.

В 4-м классе процесс нравственного образования предполагает преемственность определённых общих положений, которые проходят единой нитью через все классы, через все уроки. Важным методом в работе с детьми является процесс анализа и тренинга в ситуациях нравственного выбора. На занятиях учитель предлагает воображаемые ситуации, в которых дети принимают на себя роль их субъектов, которым предстоит сделать выбор поступка: уступить или не уступить товарищу, помочь или не помочь и т. д. Далее им предлагается объяснить мотивы и основания своего выбора.

Работа по программе «Азбука нравственности» интересна и полезна для детей, т. к. учит младших школьников решать нравственные проблемы, принимать правильные решения, контролировать своё поведение. Это становится начальным этапом накопления ими нравственного опыта.

Важную роль играет профессиональная компетентность преподавателей ЦО № 1420, особенно в вопросах адекватного выбора педагогических технологий.

Правильный выбор формы проведения учебного занятия в соответствии с целью образовательной программы существенно усиливает воспитательный эффект совместной с учащимися деятельности (урок-игра, урок-путешествие по стране этикета, театрализованные уроки, просмотр видеосюжетов, элементы диспута, беседы). Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник оказывается перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.

Занятия, на которых дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной работы, пробуждают самостоятельную мысль и вызывают совместные переживания учащихся, способствуют их нравственному воспитанию. Укреплению нравственных начал детей во многом способствует атмосфера коллективной моральной поддержки и одобрения, сочувствия, сопереживания и солидарности. Дети учатся понимать, что нравственность неотделима от человеческих отношений и общественной жизни, что мораль – это не только личная мораль, но и общественное явление.

Так на занятиях в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт.

Результаты освоения Программы:

Личностные результаты:

• сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

• сформированность основ этических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

• готовность выпускника начальной школы конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон.

Предметные результаты:

• сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать нравственную оценку поступков;

• сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире людей и природы.

 

Яндекс.Метрика