Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 4 (61) – 2012, № 1 (62)
Сайт «Разум или вера?», 12.06.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/61_62/kostromina.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)

ЭТИКУ – В ШКОЛУ!

 

М. В. Костромина,
психолог
факультет психологии
ГУ ВШЭ г. Москвы

 

Актуальность
нравственного образования
и воспитания в школе

 

В последнее время вопрос о нравственности молодёжи стоит особенно остро. Стала уже привычной картина: бабушка заходит в вагон, как по команде юноши тотчас же «засыпают». Или тоже вполне привычная ситуация: молодой человек, заходя в магазин, практически сшибает дверью девушку вместо того, чтобы пропустить её вперед и придержать дверь. Если же говорить о более серьёзных нравственных проблемах, то приходится признать, что для некоторой части молодёжи праздник 9 Мая стал просто «очередным поводом выпить». И уж совсем серьёзным показателем нравственного неблагополучия в стране является создание и деятельность фашистских или ультранационалистических молодёжных группировок и организаций.

Безусловно, такое поведение не может не вызывать протеста старших поколений, которые практически мало что могут сделать для изменения ситуации и эффективно повлиять на подрастающее поколение.

Именно поэтому школа – один из первых социальных институтов в жизни каждого человека – должна ввести в свою учебную программу такой предмет, как «Нравственность». Ведь научить человека правописанию и математике и не научить его быть порядочным человеком, личностью – поистине моральное преступление.

Программа нравственного образования, разработанная в лаборатории нравственного образования РАО, предназначена для детей с первого по одиннадцатый классы и учитывает возрастные особенности каждой учебной группы, то она даёт прекрасную возможность заложить фундамент, на который будет опираться надёжный нравственный дом личности, её моральное сознание и самосознание, её нравственная мотивация. Если с первого класса ребёнку предлагать информацию нравственного содержания и методы её освоения, то в дальнейшем, он будет более сенситивен и открыт для дальнейшего восприятия такой информации, полезной и нужной человеку на протяжении всей его жизни. Опыт проектирования ситуаций сотрудничества и анализа нравственных отношений, полученный в школе, в дальнейшем поможет ребёнку «не упасть в грязь лицом» в разных жизненных ситуациях – от собеседования при приёме на работу или в институт до создания здоровой и счастливой семьи.

В качестве конкретного примера приведу своего младшего брата, ученика 11-го класса. Нравственное образование у них в школе появилось два года назад, и эти два года преобразили его до неузнаваемости. В конце 9-го класса его вряд ли можно было бы назвать «пай-мальчиком», или хотя бы прилежным учеником. Родителей часто вызывали в школу, поведение явно оставляло желать лучшего, а о каких-то нравственных ценностях: сознательности, чувствах долга, патриотизме – он и не задумывался.

Сначала, когда у них в школе ввели такой предмет как нравственное обучение, мой брат приходил домой и откровенно посмеивался как над предметом, так и над самой идеей в частности. Так продолжалось месяца два. А затем он действительно по-настоящему заинтересовался этим предметом, проникся идеей и даже стал самостоятельно развивать в себе качества, пробуждённые в нём преподавателями по нравственному обучению, которые оказались настоящими профессионалами, прекрасными людьми – невозможно преподавать нравственное воспитание, не являясь нравственным человеком.

Сейчас мой брат стал намного серьёзнее, считает своим долгом помогать мне и матери. В школе учителя начали отмечать такие его качества как идейность, сознательность, инициативность, настойчивость и упорство в достижении своих целей. Нельзя не отметить, что нравственное обучение помогло брату по-новому взглянуть на такие вещи, как, например, патриотизм. В 2011 году во время празднования Победы 9 Мая он с друзьями записался в патриотическую организацию «Студенческий десант». В эти дни они встречались с ветеранами войны, поздравляли их, готовили полевую кухню. Вернулся брат очень довольный, счастливый и радостный.

Иногда я задумываюсь: а если бы в их школе так и не было предмета «Нравственное обучение», всё было бы так же? Сомневаюсь. Но я знаю, что у моего брата в школе есть такой предмет, и что он его изменил, и что он сделался настоящим человеком!

Подводя итог, хотелось бы сказать, что было бы разумно ввести нравственное образование во все школы России, ведь каждому человеку нужно дать шанс стать хоть немного этически грамотнее, а возможно и кардинально изменить свою жизнь к лучшему.

 

Яндекс.Метрика