Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 4 (61) – 2012, № 1 (62)
Сайт «Разум или вера?», 12.06.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/61_62/ruchkina.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)

ЭТИКУ – В ШКОЛУ!

Формирование нравственности
на уроках физической культуры

Формирование нравственности
на уроках физической культуры

Формирование нравственности
на уроках физической культуры

 
 

С. П. Ручкина,
педагог ГОУ СОШ
№ 1100  г. Москвы

 

Наши предки говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», имея в виду, что человек это единство физического и нравственного в нём.

Российский физиолог И. П. Павлов писал: «Живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему, поддерживающую саму себя, восстанавливающуюся, корригирующуюся и даже самосовершенствующуюся».

Так, даже осанка – привычная, непринужденная манера держать своё тело является показателем не только физического развития человека, но и его духа, выражением его достоинства. Поясняю: при правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка лёгкой и упругой. И наоборот, часто у людей разного возраста, хорошо сложенных, фигуру портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Обращали ли вы внимание на то, как держатся в покое и движении различные люди? Человек, который на месте и в ходьбе постоянно держит голову и туловище прямо, а плечи – слегка отведёнными назад, обладает правильной осанкой. Ещё в древности почиталась красота человеческого тела, которая понималась как единство физического и духовного состояния. И, наоборот, человека физически уродливого зачастую воспринимали, как и нравственно-неполноценного, так как нередко бывало, что он не мог по состоянию здоровья отдать свой долг по защите своей Родины. Представьте себе обычную сутулость: идёт человек, втянувший голову в плечи, угрюмый. Невольно возникает мысль, что это, похоже, человек эмоционально и нравственно подавленный, угнетённый чем-то.

В нашей школе уже более шести лет ведётся экспериментальная программа по нравственному развитию учащихся. Она гармонично согласуется со многими учебными дисциплинами, в том числе физической культурой. Программа по физическому воспитанию ставит своей целью обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности учащихся. Разнообразные формы организации занятий особенно необходимы, когда в организме имеются болезненные отклонения или он ослаблен. Но я пришла к выводу, что всё это немыслимо без формирования «здорового духа», то есть нравственного здоровья учащихся.

Хочу продолжить мысль о связи осанки человека с его духовным и морально-психологическим состоянием. Осанка начинает формироваться с первого года жизни человека. В младенческом возрасте, как только ребёнок садится, встаёт на ножки, пытается ходить, у него постепенно вырабатывается навык сохранять определённое положение тела в покое и движении. Это формирует и его правильное поведение, так как, плюс ко всему, здесь огромное значение имеет установление для ребёнка режима, который обеспечивает хорошее развитие опорно-двигательного аппарата и особенно нервно-мышечной системы. Формирование гармоничного человека – сложная и комплексная задача, это составная часть того, что называют здоровым образом жизни, физической культурой человека. Опять-таки, воспитание осанки не должно сводиться только к призывам «стой прямо, не сутулься, расслабь плечи, не скрещивай ноги…». Мы не должны говорить детям только «не», «нет», «нельзя», «не делай того-то» и т. д. Это непедагогично. Мы должны воспитывать в школьнике общую культуру, что выражается и в его поведении, и в его правильном физическом развитии.

Целью образования в области физической культуры в начальной школе является развитие характера, позитивных черт личности в процессе овладения учащимися основами физической культуры. Решение многообразных двигательных задач предполагает развитие всесторонних физических качеств, а способность выполнять многообразные действия говорит о гармоничном развитии самого человека.

Можно подвести итог: нравственными людьми не рождаются, а становятся, стройными людьми тоже не рождаются, стройными становятся. Красивая, то есть правильная осанка – это не только привлекательный внешний вид, но и здоровье, нормальное функционирование важнейших внутренних органов. Это основа «здорового духа», показатель нравственного здоровья человека. Опыт показывает, что дети с хорошим мышечным тонусом, с правильной осанкой меньше устают, быстрее восстанавливают силы, успешнее учатся, они оптимистичны и позитивны.

Современный урок физической культуры – это прежде всего такой урок, в котором даются не просто уроки физического развития, или какой-либо комплекс упражнений, а реализуется единая система жизнедеятельности человека, в которой проявляется физическое и нравственное содержание, единство тела и духа, телесного и нравственно-психологического.

Для достижения требуемой результативности уроков физической культуры руководители и преподаватели физического воспитания обязаны использовать передовые методы организации учебного процесса: комплексные уроки, круговую тренировку, применять многопролётные гимнастические снаряды и тренажёры, технические средства обучения, музыкальное сопровождение и др.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовно-нравственных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Современная школа должна создавать благоприятные условия для обучения школьников. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, семью и образовательное учреждение. Необходимо совершенствовать процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать в условиях личностно-ориентированного обучения. Одной из задач российской педагогики, а также широкой общественности является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления нравственно-физического здоровья детей, которая должна стать нашим общим делом и объединить все слои общества.

 

Яндекс.Метрика