Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 2 (63)
Сайт «Разум или вера?», 07.12.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/63/golovin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)

ВЕК XXI: К НОВОМУ ГУМАНИЗМУ

От редакции. 23 – 24 января 2012 г. в Российском центре науки и культуры во Франции и в штаб-квартире ЮНЕСКО проходила международная конференция на тему «Век XXI: К Новому Гуманизму». В конференции от РГО участвовали: проф. В. Кувакин, проф. В. Разин, к. ф. н. Ю. Сенчихина, Я. Головин. На конференции выступили руководитель Федерального агентства «Россотрудничество» Ф. М. Мухаметшин, чл.-корр. РАН, зам. директора Института философии А. В. Смирнов, проф. МГУ Д. А. Леонтьев, член Общественной палаты при Президенте РФ, проф. А. В. Очирова, спец. представитель МИД К. В. Шувалов, ректор РГГУ, проф. Е. И. Пивовар, исполнительный директор фонда «За выживание и развитие человечества», к. ф. н. Р. И. Хаиров, Президент Международной академии гуманизма, проф. Пол Куртц, Директор Центра исследований гуманизма в странах Бенилюкса, проф. Флорис ван ден Берг, президент Международного гуманистического и этического союза Соня Эггерикс, эксперт Российского центра науки и культуры во Франции, доктор филологии И. Меркулова, представители Испании и Шри Ланка в ЮНЕСКО и др.

Семинар открыл зам. генерального директора ЮНЕСКО Ханс Д’Орвиль, который зачитал приветствие Ирины Боковой и выступил с кратким приветствием к участникам семинара.

На следующий день заседание продолжалось в штаб-квартире ЮНЕСКО в форме круглого стола. Кроме отмеченных выступили зам. директора Института науки и человеческих ценностей Тони ван Пелт (помощник П. Куртца), руководитель движения «Афроамериканцы за гуманизм» Норманн Аллен, высшие чиновники ЮНЕСКО.

Ниже мы публикуем выступления участников международной конференции.

 

СВЕТСКОСТЬ и ГУМАНИЗМ
в российском образовании

 

Ярослав Головин

 

Российское гуманистическое общество – это прежде всего просветительская и научно-исследовательская организация. Поэтому одним из её приоритетов является продвижение светских ценностей в общественное сознание и систему отечественного образования. В этом мы, к счастью, не одиноки, так как работаем в тесном контакте с Российской академией наук и Российской академией образования. При этом мы опираемся на Закон об образовании РФ, который является основой всей системы государственного и муниципального образования в России. «Государственная политика в области образования, – говорится в Законе, – основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье… Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства… светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях…».

Я остановлюсь только на одной проблеме – отношении современного гуманизма к защите светскости государства, образования и науки.

Россия вступила в новую эпоху своего развития в 1993 году с новой Конституцией, в которой декларируются принципы гуманизма, светскости, политического и идеологического плюрализма. Об этом говорит статья 13: «1. В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом». Статья 14. п. 1. определяет, что «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а пункт 2 этой статьи уточняет: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Большая часть этих статей имеют явно выраженную антиклерикальную направленность и имеют целью установление равноудалённых и равноправных отношений государства со всеми религиозными организациями.

К сожалению, в новой редакции закона о свободе совести выделено четыре религии как особые, а православие оказалось первым среди так называемых традиционных религий. Это дало основание Уполномоченному по правам человека в РФ указать на несоответствие ряда положений новой редакции международным правовые нормам.

Между тем, православие в России после ликвидации руководящей роли КПСС стало пытаться заменить её в области идеологии, что породило тенденции к проникновению православия, а затем и ислама в систему государственного образования. В некоторых областях России, например, в Смоленской (с 1991 г), Курской (с 1995 г.), Московской (с 2000 г.) в школах стал вводиться формально светский, но фактически вероисповедный конфессиональный предмет «Основы православной культуры». С 2006 г. он стал обязательным во всех школах Белгородской, Калужской, Брянской, и Смоленской областей. С 1992 г. был принят государственный стандарт высшего образования по теологии и в некоторых государственных университетах появились теологические факультеты или отделения. Сопротивление клерикализации оказывали и оказывают многие директора и учителя школ, учёные Российской академии наук, некоторые негосударственные общественные организации, в том числе и Российское гуманистическое общество.

Заметным событием в борьбе за светскость государства стало открытое письмо десяти академиков РАН президенту В. В. Путину от 23 июля 2007 г. Оно называлось «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?» 1. Академики, среди которых нобелевские лауреаты Виталий Гинзбург и Жорес Алфёров, указали на три направления, по которым клерикализация в России зашла слишком далеко:

1. Давление на Высшую Аттестационную комиссию с целью внесения специальности «теология» в перечень научных специальностей.

2. Требования православной общественности включить идеи креационизма в программу средней школы по биологии.

3. Требования православной церкви сделать обязательным курс «Основы православной культуры» во всех государственных средних школах.

Письмо десяти академиков вызвало широкую общественную дискуссию и привело к осознанию необходимости более взвешенного подхода к церковно-государственным отношениям. Специальность «теология» в перечне научных специальностей ВАКа до сих пор не появилась. Креационизм дорогу в школьные учебники по биологии так и не пробил. Более того, Россия в лице Российской академии наук официально поддержала решение Парламентской ассамблеи Совета Европы о недопустимости преподавания креационизма в школе, дисциплины, имеющей антинаучный характер. А вот курс «Основы православной культуры» остался, но он стал дисциплиной по выбору даже в тех регионах, где ранее он был обязателен. Да и содержание его постепенно трансформируется от православного, вероисповедного к научному, культурологическому, преподают его за редким исключением, светские учителя.

Важным в деле нормализации отношений между государством и религией стало заявлении Президента Д. А. Медведева 21 июля 2009 г. В нём было подчёркнуто, что в школах могут преподаваться «основы православной культуры, основы культуры мусульманской, основы иудаизма, буддизма… по этим вопросам и ученики, и их родители смогут принять решение. Если найдутся те, кто захочет изучать всё многообразие российской религиозной жизни, для таких учеников может быть разработан общий курс по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны… Наконец, третий вариант: тем, кто не имеет определённых религиозных убеждений, у кого они не сформировались, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики… Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным. Преподавать эти предметы будут светские педагоги…»

С 1 апреля 2010 года Министерство образования и науки РФ ввело в девятнадцати регионах образовательную гуманитарную программу «Основы религиозных культур и светской этики» 2. В её рамках ученики по своему выбору или выбору родителей изучают любой из шести предметов:

1) основы православной культуры;

2) основы исламской культуры;

3) основы буддийской культуры;

4) основы иудейской культуры;

5) основы мировых религиозных культур;

6) основы светской этики.

Последние два предмета вполне приемлемы и для верующих, и для неверующих родителей и детей, поскольку основаны на научной методологии и мировоззрении гуманизма. Дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитана на два полугодия: второе полугодие четвёртого класса и первое полугодие пятого класса. Предполагалось, что ученики каждого класса на этих уроках разделяются (в идеале) на шесть групп, а последние пять занятий проводятся совместно, на которых каждая группа перед другими учениками и родителями делает презентации «своей» религии. Таким образом школьники узнают о всех главных религиях современной России от своих товарищей и тем самым укрепляется межконфессиональный и межнациональный мир.

Действительность опровергла эти ожидания. В подавляющем большинстве школ ученики выбирали один или, максимум, два предмета. Часто распределение учеников между предметами «Основы светской этики», «Основы мировых религий» и «Основы православной культуры» трудно объяснить с точки зрения логики или демографии, поскольку пропорции оказываются весьма непохожими. Так, в Курганской области это 60 % – светская этика, 18 % – Основы мировых религий, 20 % – основы православной культуры, в Костромской соответственно 17 % – 8 % – 75 %, в Чувашской республике 31 % – 33 % – 35 %, а в соседней с Чувашией Пензенской области 62 % – светская этика, 38 % – основы мировых религии и 0 % – Основы православной культуры. Трудно объяснить, почему в этнически русской пензенской области никто из родителей и учеников, ни одна школа не выбрала «Основы православной культуры». Конечные цифры 3 по всем девятнадцати регионам выглядят так:

1. Основы светской этики – 42 %

2. Основы православной культуры – 30 %

3. Основы мировых религиозных культур – 18 %

4. Основы исламской культуры – 9 %.

5. Основы буддийской культуры – 1 %.

6. Основы иудейской культуры – менее 1 %.

То есть до 60 % учеников российских школ изучают не религиозные предметы, а светские. При этом в крупных городах число желающих изучать какую-то одну религию ещё меньше. Так по последним данным в Петербурге только 13 % учащихся выбрали дисциплину «Основы православной культуры», 61,5 % выбрали историю мировых религий, и 25,5 % – основы светской этики 4.

Таким образом, проведённый анализ показывает, что россияне подтвердили и фактически поддержали светский статус Российской Федерации, большинство населения нашей страны ориентированы на общечеловеческие ценности гуманизма и научный характер обучения. Всё это является позитивным стимулом для дальнейших шагов по укреплению гражданского согласия и консолидации общества, гуманизации культуры и сохранению светского характера государства и образовательной сферы.


Новая газета. Приложение «Кентавр» № 3 / 22 июля 2007 г. См. также http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000423

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402

Комсомольская правда / 11 ноября 2011 года. http://kp.ru/daily/25785/2768516/

http://www.fontanka.ru/2012/01/13/079/

 

Яндекс.Метрика