Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 2 (63)
Сайт «Разум или вера?», 08.12.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/63/mukhametshin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)

ВЕК XXI: К НОВОМУ ГУМАНИЗМУ

От редакции. 23 – 24 января 2012 г. в Российском центре науки и культуры во Франции и в штаб-квартире ЮНЕСКО проходила международная конференция на тему «Век XXI: К Новому Гуманизму». В конференции от РГО участвовали: проф. В. Кувакин, проф. В. Разин, к. ф. н. Ю. Сенчихина, Я. Головин. На конференции выступили руководитель Федерального агентства «Россотрудничество» Ф. М. Мухаметшин, чл.-корр. РАН, зам. директора Института философии А. В. Смирнов, проф. МГУ Д. А. Леонтьев, член Общественной палаты при Президенте РФ, проф. А. В. Очирова, спец. представитель МИД К. В. Шувалов, ректор РГГУ, проф. Е. И. Пивовар, исполнительный директор фонда «За выживание и развитие человечества», к. ф. н. Р. И. Хаиров, Президент Международной академии гуманизма, проф. Пол Куртц, Директор Центра исследований гуманизма в странах Бенилюкса, проф. Флорис ван ден Берг, президент Международного гуманистического и этического союза Соня Эггерикс, эксперт Российского центра науки и культуры во Франции, доктор филологии И. Меркулова, представители Испании и Шри Ланка в ЮНЕСКО и др.

Семинар открыл зам. генерального директора ЮНЕСКО Ханс Д’Орвиль, который зачитал приветствие Ирины Боковой и выступил с кратким приветствием к участникам семинара.

На следующий день заседание продолжалось в штаб-квартире ЮНЕСКО в форме круглого стола. Кроме отмеченных выступили зам. директора Института науки и человеческих ценностей Тони ван Пелт (помощник П. Куртца), руководитель движения «Афроамериканцы за гуманизм» Норманн Аллен, высшие чиновники ЮНЕСКО.

Ниже мы публикуем выступления участников международной конференции.

ГУМАНИЗМ КАК УНИВЕРСАЛИЯ
МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Тезисы выступления на конференции «Век XXI: к новому гуманизму»
г. Париж, 23 – 24 января 2012 г.

Дорогие друзья,

 

Фарит Мухаметшин

 

Позвольте приветствовать Вас от имени Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) на международной конференции «Век XXI: К новому гуманизму».

Признaюсь, к сегодняшнему выступлению я подхожу с особым чувством, ибо наше мероприятие имеет уникальный характер. Это ни много, ни мало, стремление внести коллективный вклад в процесс поиска и утверждения ценностной платформы и базовых культурных универсалий, направленных на преодоление цивилизационного кризиса. Сегодняшняя конференция – это первая в своём роде попытка синтезировать глубокое философское осмысление феномена современного гуманизма с практической имплементацией этих идей на высоком международном уровне. Это отклик России на призыв Ирины Боковой направлять развитие современного мира в гуманистическое русло.

И тем отраднее отмечать, что встреча эта проходит на площадке представительства Россотрудничества – Российского центра науки и культуры в Париже. В своей деятельности мы как раз и стремимся к тому, чтобы наши центры становились мостами между экспертным сообществом, научными и культурными элитами России и зарубежных стран.

Современная система международных отношений претерпевает структурные изменения. Наряду с её политической, военной и экономической составляющими всё большее значение начинает приобретать гуманитарный фактор.

Глобализирующийся мир XXI века характеризуется, с одной стороны, многополярностью в международных отношениях, а с другой – возрастающим уровнем противоречий между «старыми» и «новыми» центрами силы. Всё это требует, в свою очередь, новой глобальной системы гуманитарного сотрудничества, учитывающей и отражающей современную расстановку сил на международной арене.

Возвращаясь непосредственно к теме конференции, отмечу, что впервые термин «гуманизм» стал широко известен как литературное, художественное и философское движение эпохи Возрождения, пришедшее на смену схоластике Средневековья. В этой связи неизбежно возникает вопрос: почему же мы сегодня возрождаем это понятие, вновь к нему возвращаемся? И какими смыслами стремимся наделить?

Я скажу словами немецкого философа Мартина Хайдеггера. В своём философском эссе «Письмо о гуманизме» он задаётся вопросом: «Каким образом можно возвратить смысл слову “гуманизм”? <…> Люди давно уже не доверяют всяческим “измам”». И тут же отвечает: «Какой тут ещё другой смысл, кроме возвращения человеку человечности?.. Это раздумье и забота о том, как бы человек стал человечным, а не бесчеловечным, “негуманным”, то есть отпавшим от своей сущности». Полагал бы, что это и есть та квинтэссенция, составляющая суть и предмет нашей сегодняшней дискуссии.

Став в XV веке ответом на вызовы своего времени, феномен гуманизма претерпел ряд существенных трансформаций и вышел в наше время далеко за пределы своего первоначального содержания и смысла. И сегодня мы можем констатировать: в его основе лежит система фундаментальных ценностей, позволяющих говорить о единстве мировой культуры, о единых духовно-нравственных основаниях существования людей. Как раз эти ценности, выражающие суть позитивных ресурсов человека, его созидательной и благотворной деятельности и должны составлять ключ к пониманию нового гуманизма.

Нужно признать, что, несмотря на все надежды, мы сталкиваемся с суровой реальностью. Мы все прекрасно понимаем, что мировоззренческая палитра современного мира не только усложняется, но и становится более хрупкой, неустойчивой. Кризисные явления нашей цивилизации провоцируют лавинообразное распространение социальных пороков, глобализируют экстремизм и терроризм. Нет необходимости доказывать, что угрозы и вызовы XXI века должны парироваться в рамках международного сотрудничества. Действительно, «наведение мостов», стремление к согласованным коллективным действиям – это уже без преувеличения императивы нашего дальнейшего существования. Наша способность интегрировать принципы культурного разнообразия и межкультурного диалога напрямую определяет процесс достижения устойчивого развития мира.

Особенно актуальны проблемы достойного выживания человечества в связи с переживаемым сегодня многомерным глобальным кризисом, который затрагивает судьбы миллионов людей. Многие эксперты полагают, что сегодня следует говорить о первом системном кризисе эпохи глобализации. Политики ставят во главу угла его социально-политическую составляющую, экономисты – финансовую, а философы на первое место выдвигают вопрос о тектонических сдвигах духовно-нравственной основы современной цивилизации. Говорят даже о кризисе гуманизма, не устоявшего в XX веке против двух мировых войн и тоталитарных режимов. Это вызывает не только критику гуманизма как такового, но и широкое распространение антигуманизма и нередко сопровождается призывами вернуться к традиционалистским или даже архаическим практикам жизни. Всё это порождает тревожную ситуацию, экзистенциальную неопределённость и означает, по сути, потерю основных моральных и мировоззренческих опор человечества.

В этих условиях в мировом научном и политическом сообществе идут поиски такой ценностной платформы, которая стала бы мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом. Предпринимаются многочисленные попытки определения универсалии, способной стать подлинно общечеловеческой основой межкультурного и межцивилизационного диалога. В этом контексте в качестве одного из таких краеугольных камней культуры мира мы можем рассматривать новый гуманизм.

Надо сказать, что идеи гуманизма периодически «реанимировались» и обновлялись на протяжении длительного времени, продолжая развиваться, однако, в рамках философского, точнее, мировоззренческого понимания. И уж коль скоро мы начали с того, что гуманизм ассоциируется в первую очередь с эпохой Возрождения, то нельзя не упомянуть следующий факт. Несмотря на то, что главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о достоинстве и высоком предназначении человека, она имела свои границы – отличительными чертами гуманизма Возрождения были его элитаризм и европоцентризм.

Однако в наши дни гуманизм уже давно перестал быть привилегией элит. Уже к середине XX века он вошёл в жизнь вместе с возникновением ООН, Всеобщей декларацией прав человека и широким спектром национальных и международных гуманистических движений.

Конечно, нужно отметить, что важность и ценность неогуманистической парадигмы сегодня просто очевидна. Действительно своевременным шагом на пути ЮНЕСКО в осмыслении понятия нового гуманизма стало программное выступление Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой «Новый гуманизм в XXI веке». Одним из своих приоритетов Ирина Бокова видит принятие нового гуманизма в качестве руководящей концепции. Её особенностью будет обновление подходов к большинству традиционных направлений деятельности ЮНЕСКО.

Подчеркнём, что ЮНЕСКО в качестве ведущего мирового гуманитарного форума располагает очень серьёзным потенциалом в интегрировании гуманистических идей в свою повседневную деятельность.

В рамках концепции нового гуманизма сотрудничество России с ЮНЕСКО видится особенно продуктивным. Многовекторность российской внешней политики, уважение к разнообразию мира, бережное отношение к традиционным ценностям своей страны и других народов лежат в основе уважения к суверенитету, к праву нации на выбор своего пути, к международному праву в целом, без которых немыслимо развитие международного гуманитарного сотрудничества. Высокая степень открытости миру, «диалогичность» российской цивилизации особенно притягательны сегодня.

Важно отметить, что Россия, как демократическое государство, в своей социальной стратегии главной целью обозначила развитие человеческого потенциала, сообразно чему целью российской политики становятся «инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни…».

И главное: отечественный концептуальный гуманитарный потенциал (русский космизм, ноосферология, евразийство, равно как и ряд других достижений в области общественных наук и культуры) всецело соответствует морально-интеллектуальным исканиям человечества в условиях меняющегося мира, в том числе в русле стремления к преодолению межцивилизационного раскола.

Русская культура обладает давними и глубинными гуманистическими традициями. Достаточно назвать имена А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, А. Чехова и М. Горького. В рамках русской философии развивались мощные традиции религиозного и светского (научного) гуманизма. К ней принадлежат В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский и др. Эта традиция непрерывно развивалась и в XX веке. Концепция нового гуманизма получила своё выражение в трудах крупнейших философов и учёных, академиков И. Т. Фролова, Н. Н. Моисеева, А. Д. Сахарова, В. Л. Гинзбурга и других. Сегодня эти глубинные интеллектуальные поиски продолжаются современными российскими учёными и философами.

К слову, с 1995 года в России существует межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма – Российское гуманистическое общество (РГО), основной целью которого является разработка новых форм просвещения, морального и культурного влияния во имя гуманизации человеческих отношений.

Среди документов, принятых гуманистами в последние годы, наибольшую известность имеет «Гуманистический манифест-2000: Призыв к новому планетарному гуманизму», подписанный, в том числе, более тридцатью известными российскими учёными. Манифест представляет собой программу построения глобального сообщества, являясь, по сути, мировоззренческой теорией эпохи неомодернизма, основанной на принципах светского гуманизма.

Добавлю также и то, что российские представители принимают непосредственное участие в поиске новой платформы для развития и налаживания межкультурного диалога. Так, например, в рамках «Альянса цивилизаций», инициативы, предложенной Генсеком ООН Кофи Аннаном в 2005 году, МИД России активно подключился к её программному наполнению. Сформирована рабочая группа по вопросам межцивилизационного диалога и взаимодействия с «Альянсом цивилизаций». Сегодня здесь присутствует Спецпредставитель Министра иностранных дел по взаимодействию с «Альянсом цивилизаций» К. В. Шувалов, полагаю, он мог бы подробнее рассказать об этом направлении.

А кроме того, ежегодно уже в течение девяти лет на греческом острове Родос проводится Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», основателем и президентом которого является председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, доктор политических наук В. И. Якунин, президент ОАО «Российские железные дороги».

Резюмируя всё вышесказанное, я хотел бы выделить основные позиции, раскрывающие суть нового гуманизма в нашем понимании. Если гуманизм будет развиваться в этом направлении, то стоит стремиться к тому, чтобы действительно рассматривать его в качестве универсалии мировой культуры.

Итак, гуманизм нашего времени мы видим как:

- глубоко демократическое мировоззрение, основанное на зрелом уровне нравственной и гражданской культуры человека;

- беспрецедентно высокий уровень грамотности и просвещённости человека и общества, квинтэссенция новейших достижений науки и культуры;

- универсальный язык эмпатического общения и сотрудничества, выражающийся в единстве мышления и действия, мировоззрения и практики, идеалов и повседневности.

Новый гуманизм ищет единства многообразия, сочетания культур и традиций. Помимо теории, гуманистические ценности должны обязательно воплощаться во всех формах человеческой деятельности: гражданской и семейной, политической и экономической, моральной и правовой, художественной и научной…

Интеллектуальные силы России имеют возможность не только встать в ряды сторонников «нового гуманизма», но и активно поддержать руководство ЮНЕСКО в их развитии и воплощении. Мы имеем все ресурсы, сохраняя набранный темп, содействовать формированию мирового гуманистического движения под эгидой ЮНЕСКО. Учитывая достигнутый уровень развития научных исследований в области современного гуманизма, Россия могла бы стать своего рода его интеллектуальным центром, аккумулируя вокруг себя все заинтересованные силы. Для начала это можно делать в рамках проведения международных форумов, подобных нашему сегодняшнему мероприятию. А в перспективе стоит задуматься и об институционализации этого направления в рамках ЮНЕСКО.

Мы сегодня как раз и собрались с тем, чтобы выработать наши основные векторы взаимодействия и подумать о том, как структурно оформить все предложения, которые сегодня прозвучали и ещё прозвучат. Очевидно, нам следует разработать дорожную карту по реализации этой инициативы, с тем, чтобы весь глубокий теоретический задел трансформировать в практическое поле деятельности. Необходимость эта с каждым годом приобретает всё более актуальный и злободневный характер. Мы уже растрачиваем ресурсы природные, давайте же беречь ресурсы интеллектуальные.

Ещё раз подчеркну – современный гуманизм как открытая мировоззренческая позиция, альтернативная любой претендующей на монополию идеологической системе, предлагает человеку осознание всякой жизни как ценности, а также учит его жить за границами индивидуальности, во благо ближнего, планеты и будущего человечества.

В заключение позвольте выразить искреннюю надежду на то, что такие встречи станут традиционными. А мы со своей стороны приложим максимум усилий для реализации конструктивных идей и предложений.

Спасибо за внимание!

 

Яндекс.Метрика