Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 2 (63)
Сайт «Разум или вера?», 29.12.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/63/shuwalov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)

ВЕК XXI: К НОВОМУ ГУМАНИЗМУ

От редакции. 23 – 24 января 2012 г. в Российском центре науки и культуры во Франции и в штаб-квартире ЮНЕСКО проходила международная конференция на тему «Век XXI: К Новому Гуманизму». В конференции от РГО участвовали: проф. В. Кувакин, проф. В. Разин, к. ф. н. Ю. Сенчихина, Я. Головин. На конференции выступили руководитель Федерального агентства «Россотрудничество» Ф. М. Мухаметшин, чл.-корр. РАН, зам. директора Института философии А. В. Смирнов, проф. МГУ Д. А. Леонтьев, член Общественной палаты при Президенте РФ, проф. А. В. Очирова, спец. представитель МИД К. В. Шувалов, ректор РГГУ, проф. Е. И. Пивовар, исполнительный директор фонда «За выживание и развитие человечества», к. ф. н. Р. И. Хаиров, Президент Международной академии гуманизма, проф. Пол Куртц, Директор Центра исследований гуманизма в странах Бенилюкса, проф. Флорис ван ден Берг, президент Международного гуманистического и этического союза Соня Эггерикс, эксперт Российского центра науки и культуры во Франции, доктор филологии И. Меркулова, представители Испании и Шри Ланка в ЮНЕСКО и др.

Семинар открыл зам. генерального директора ЮНЕСКО Ханс Д’Орвиль, который зачитал приветствие Ирины Боковой и выступил с кратким приветствием к участникам семинара.

На следующий день заседание продолжалось в штаб-квартире ЮНЕСКО в форме круглого стола. Кроме отмеченных выступили зам. директора Института науки и человеческих ценностей Тони ван Пелт (помощник П. Куртца), руководитель движения «Афроамериканцы за гуманизм» Норманн Аллен, высшие чиновники ЮНЕСКО.

Ниже мы публикуем выступления участников международной конференции.

 

Константин
Шувалов

 
 

ПОТРЕБНОСТЬ
В ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫХ ИДЕЯХ

(записано со стенограммы)

Уважаемый г-н Д’Орвиль!

Дамы и господа!

Инициатива ЮНЕСКО по новому гуманизму актуальна, потому что откликается на острую потребность в объединительных идеях. В мире на фоне глобализации нарастает число конфликтов. В основе большинства из них – противоречия на цивилизационной, этнической, лингвальной, культурной почве. Нарастает необходимость купировать происходящий опасный всплеск этой конфликтности. Я имею отношение к одной из международных инициатив, нацеленных на решение этой задачи, являясь российским национальным координатором по взаимодействию с Альянсом цивилизаций.

После трагедии 11 сентября 2011 г. руководители Испании и Турции предложили развернуть усилия для смягчения далеко зашедшей напряжённости между европейцами и их мусульманскими соседями. Возникло движение под названием «Альянс цивилизаций». Оно получило статус инициативы Генерального секретаря ООН, его деятельность поддержана Генеральной Ассамблеей ООН. В группу друзей Альянса вошло более 100 государств и крупнейших международных организаций, включая, конечно, ЮНЕСКО. Альянс занимается практическим формированием культуры сосуществования, взаимопонимания и взаимодействия людей разной культурной и этнической принадлежности. Его особенность – это соединение, сведение вместе инициатив органов государственной, местной власти и структур гражданского общества, бизнеса, науки. Сфера интересов Альянса – это работа с молодёжью, СМИ, образовательные проекты, проблематика миграции. Имеется интерес к некоторым предметам деятельности ЮНЕСКО, что вызывает иногда опасения относительно возможного дублирования функций.

Говорю об этом подробно не потому, что забыл, по какому поводу мы здесь собрались. Альянс цивилизаций представляет собой попытку захода на проблему межкультурной конфликтности с направления, противоположному тому, которое задаётся осуществлением замысла ЮНЕСКО по новому гуманизму. Альянс смотрит на эту проблему снизу, ЮНЕСКО формирует концепцию, которая взглянет на ту же проблему сверху.

Поиск способа смягчения межкультурной конфликтности уже идёт на практике. Он осуществляется на уровне, как говорят, корней травы: между людьми и небольшими объединениями людей. Этот поиск идёт на ощупь, как получится, самым незамысловатым опытным путём. При этом Альянс цивилизаций сознательно отстраняется от путей решения теоретических вопросов, хотя, описывая свои цели, упоминает, такие как выход на новую парадигму межкультурных отношений и удачное управление культурным многообразием. ЮНЕСКО, опираясь на свой мощный интеллектуальный ресурс, берётся заполнить этот вакуум, вакуум теоретический.

Приветствуя это, позволю себе сказать о нескольких пожеланиях и ожиданиях в связи с работой по новому гуманизму. Хотелось бы, чтобы сама структура идейной базы нового гуманизма носила инклюзивный сетевой характер. Наверно, время блестящих идей, рассеиваемых по свету из одного центра, ушло вместе с гуманизмом эпохи Просвещения. Представляется, что успех нового гуманизма связан с признанием его разработчиками ценности культурного и цивилизационного многообразия. В документах ЮНЕСКО, заявлениях г-жи Боковой об этом всегда говорится очень чётко, и это очень важно. В отличие от прежнего гуманизма новый не должен быть европоцентричным. Нужно уважительное и серьёзное отношение к опыту и современным наработкам вне Европы, в других цивилизационных центрах. Чтобы быть актуальным и востребованным, новый гуманизм должен предложить конструктивное видение проблемы глобализации и идентичности, развития и традиции и многих других проблем, о которых, как я надеюсь, будет говориться сегодня ведущими специалистами на обсуждениях на круглых столах.

Одним из конфликтообразующих факторов современного мира стало отдаление морали от экономики, управления, политики, креативной деятельности, культуры в целом. Об этом только что говорил предыдущий оратор. Ожидания, связываемые, может быть, наивно, с новым гуманизмом – это ожидания возвращения морали в культуру. В этой же связи необходимо сказать об обновлении сложившихся в гуманистической традиции представлений о моральных авторитетах. В Европе из их ряда оказалась исключённой религия. Очевидно, что остальной мир не принимает этого изгнания, и сам обновлённый гуманизм может быть привлекательным, если преодолеет свою антирелигиозность. Уместно напомнить в этом контексте о предложении России привлечь религиозных лидеров к формированию культурной политики международного сообщества. Мы продолжаем считать, что их отстранённость от этого процесса отрицательно сказывается на его отдаче.

Традиционный европейский гуманизм стоит у истоков безраздельно доминирующих в Европе представлений о семье и браке, о гендерных и межгенерационных отношениях, о меньшинствах. Есть тенденция присваивать этой локальной цивилизационной практике статус универсальных прав человека. Эти попытки встречают сопротивление в других частях планеты. Они ещё больше напрягают межцивилизационные отношения. Надеюсь, что новый гуманизм скажет своё слово в преодолении этого очага конфликтности. Чтобы быть успешной, работа над новым гуманизмом должна быть не битвой идей, а максимально широким совместным творчеством, нацеленным на практический результат, на предупреждение и разрешение конфликтов. И ЮНЕСКО – это уникальное и лучшее место, где этим можно и нужно заниматься.

Спасибо.

 

Яндекс.Метрика