Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 3 (64) – № 4 (65)
Сайт «Разум или вера?», 18.05.2013, http://razumru.ru/humanism/journal2/64_65/kuntse.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)

ЭТИКУ – В ШКОЛУ!

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

должно быть светским

(мысли об эксперименте с введением ОРКСЭ)

Светлана Кунцэ

педагог дополнительного образования
МБУСД Центр Детского досуга «Преображение»

Сейчас всё чаще и чаще говорится о модернизации деятельности школы. Судя по последним документам, отражающим государственную политику в сфере образования, приоритетное значение имеет воспитание, точнее, духовно-нравственное воспитание школьников. От школы требуют уделять внимание вопросам формирования мировоззрения и позитивной ценностной ориентации учащихся. Но, на мой взгляд, возникает очевидное противоречие потому, что общество, которое всё чаще и чаще ведёт себя негуманно и деструктивно, требует от школы воспитания нравственных норм, и… от школы всё больше и больше требуют заниматься внедрением, не нравственности как таковой а – духовности, что отчётливо выражено в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» – ОРКСЭ.

Вопросы заключаются в том, способна ли школа сегодня заниматься этим и насколько родители доверяют школе воспитывать нравственные качества детей.

В 2004 г. в ряде школ преподавался курс по «Нравственному светскому образованию» учащихся. Одной из основных целей которого было сообщение детям нравственных знаний. Это делалось в ненавязчивой форме, с разработанной и проверенной методикой. Результаты были налицо. Детям, особенно в светском государстве, не должно прививаться никакой идеологии или религии, они вправе по окончанию школы, будучи уже сформировавшимися людьми, с нравственным стержнем и крепким моральным сознанием сами выбирать, куда им идти. Нравственное образование есть процесс организованного и целенаправленного воздействия (педагога или родителей) на нравственную сферу ребёнка. Результат подобного воздействия есть формирование совокупности общих принципов поведения человека по отношению друг другу, к обществу, к труду, к своим обязанностям. Нравственное образование опирается на гуманистическую (как об этом сказано в Законе об образовании) систему ценностей, в первую очередь, основанную на общечеловеческих моральных ценностях, стоящих вне политики, религии и национальности.

Программа нравственного образования, основанная на принципах: систематичности, ненавязчивости и светскости, доказала свою эффективность и право на существование.

И вдруг школам предлагают новый курс – ОРКСЭ. Вот выдержка из документа: «Основная педагогическая задача – сформировать первоначальное представление об определённой духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек». (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009, № 9, с. 15 – 21). Ценностные основания бытия человека создавались веками и всегда были значимы в обществе. Они выражались в разные периоды по-разному, проявлялись, конечно, и в религии, и в моральных исканиях мыслителей, и в традициях народов и этносов. Возможно, эта мысль и послужила началом разработки и введения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Цель курса – духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции.

Данные слова звучат вроде и неплохо, а на деле?

Школьнику (точнее его родителям) предлагают выбрать, что изучать: православие, ислам, буддизм, иудаизм или светскую этику. На практике дело обстоит так: ребята из одного класса на урок ОРКСЭ расходятся по разным классам к разным педагогам. Причём, один из организаторов курса протодиакон Андрей Кураев подчёркивает, что дети не разделяются по религиозному признаку, а «расходятся по разным классам по критерию интереса к изучению той или иной религиозной культуры. А интерес к изучению – совсем не то же, что религиозная самоидентификация». Но это лишь теория. Остаётся только надеяться, что курс не вызовет конфликтов у детей на религиозной почве, которых и без того достаточно сейчас в наших школах.

Вопрос о кадрах также остаётся открытым. Учитель проходит курсы переподготовки и вот уже из математика, например, делают преподавателя ОРКСЭ. Вопрос, можно ли подготовить качественного специалиста так быстро?

Возникает проблема: у любой религии (церкви) нет доступа к участию в подготовке педагогов, и это правильно. У нас светское государство. Хотя к подготовке учебников церковь допускается, хотя она не контролирует ни качество образования учителя, ни степень понимания и усвоения предмета.

Что же получается? Светский педагог будет разговаривать с детьми (возможно из семей верующих) на религиозные темы? Смогут ли верующие родители доверить ему это? А без взаимодействия с семьей, без эмоциональной поддержки со стороны родителей изучение данных религиозных культур будет неполноценным и малоэффективным.

Или может возникнуть обратная ситуация – верующий и воцерковлённый педагог не удержится от соблазна склонить детей к религиозной практике и учебный урок превратится в проповедь. А ведь делать это категорически нельзя.

Учитель может только «формировать начальные представления о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях» (цитата одной из задач курса). Речь идёт о том, чтобы принять нравственные ценности, одинаковые для всех религий, а значит здесь нужно сугубо светское нравственное воспитание детей, и возвращение к курсу «Нравственное образование в школе».

Современная школа всё больше и больше теряет авторитет в глазах детей. У учащихся вырабатывается устойчивое неприятие, утилитарное отношение к образованию (только ради аттестата и диплома), к труду и творчеству (только ради денег), к жизни (только ради удовольствия). Я считаю, что если родителям важно воспитать в ребёнке нравственные качества, то именно они в первую очередь этим и должны заниматься, а не перекладывать ответственность на школу, и не надеяться на новый полурелигиозный курс ОРКСЭ.

И сколько бы ни писали о воспитательных задачах к каждому уроку, школа сейчас отвечает за определённый набор, так называемых ЗУНов (знаний, умений и навыков). Но должна отметить, что школа всё хуже и хуже справляется и с этой функцией. И для того, чтобы ребёнку сдать успешно ГИА и ЕГЭ родители вынуждены нанимать репетитора. Школа постепенно перестаёт учить. Справиться ли она с задачей сформировать духовность с помощью приобщения к той или иной религиозной культуре? Вопрос остаётся открытым.

 

Яндекс.Метрика