Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 3 (64) – № 4 (65)
Сайт «Разум или вера?», 01.07.2013, http://razumru.ru/humanism/journal2/64_65/ryzhov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ВОПЛОЩЕНИЕ

ГУМАНИЗМА

Александр Рыжов

Писатели-гуманисты как литературное и общественное явление

Первые писатели-гуманисты, как и мыслители-гуманисты стали культурным и общественным явлением в эпоху Возрождения в европейских странах – Италии, Франции, Англии.

Как утверждает Г. В. Гриненко, само понятие «гуманист» в эпоху Возрождения было принципиально иным 1, нежели в наше время. Сегодня «гуманизм» понимается как определённое мировоззрение или одно из общественных движений, а гуманистом может считаться сознательный, человечный, цивилизованный гражданин той или иной страны.

В XIV – XV вв. было принято деление наук на «науки божественные» (studia divina) и «науки человеческие» (studia humana), впоследствии так и оставшиеся «гуманитарными». К «человеческим наукам» обычно относили грамматику, риторику, литературу и поэзию, историю и этику. В то далёкое время гуманистами называли образованных людей, хорошо знавших именно эти науки. Со второй половины XIV в. особое значение придаётся классической (древнегреческой и римско-латинской) литературе. Греческие и латинские писатели стали считаться истинными учителями человечества. Особенно высок был авторитет Вергилия и Цицерона. Показателен в этом смысле тезис одного из гуманистов – Гермолая Варвара (1453 – 1493): «Признаю только двух господ: Христа и литературу».

К числу первых писателей-гуманистов обычно причисляют Франческо Петрарку, Джованни Боккаччо, Томаса Мора, Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Мигеля Сервантеса. Некоторые из гуманистов были уже тогда общественными деятелями (Томас Мор даже разрабатывал идею идеального, гуманного общества в своей «Утопии») и с течением времени общественное значение писателя-гуманиста неуклонно продолжает расти.

Вследствие своего мировоззрения подлинные писатели-гуманисты эффективно воплощают идею человеколюбия не только в художественном творчестве – в стихах и прозе, но и в собственной активной жизненной позиции. Настоящие писатели-гуманисты всегда открыто презирали любые виды войн, насилия, притеснения человеческой личности. Подлинные гуманисты начала XX века – Герман Гессе, Томас Манн, Лев Толстой, Махатма Ганди и другие – никогда не шли на компромисс с правительствами воюющих стран, не признавали «священных» войн, не закрывались маской патриотизма от ужасов войны. Их целью была защита, прежде всего, человеческой личности, человеческого достоинства – самого хрупкого вещества, всегда в первую очередь сгорающего в пламени войны. Яростная критика, безжалостное разоблачение шовинистических чувств бездушных вояк и другие формы внешнего протеста (вплоть до печально известного самоубийства Стефана Цвейга) – вот те основные средства защиты, которыми пользовались гуманисты во время кровавых революций и войн.

В начале XX века многие писатели чувствовали надвигающуюся катастрофу и отчаянно сигнализировали своим творчеством о дефиците гуманизма в отношениях между людьми, о дегуманизации культуры. Держать руку на пульсе культурных и социально-исторических процессов, предупреждая о возможной опасности, – вот ещё одна миссия и заслуга писателей-гуманистов.

Личность писателя-гуманиста во все времена имела важное значение и для прогресса культуры, и для здоровья общества в целом.

Особенности и возможности «художественного» гуманизма

В научных трудах исследователей и последователей гуманистического мировоззрения представлена определённая теоретическая структура, объясняющая сущность и характерные черты гуманизма в основном в терминах этики и философии. Вряд ли надо уточнять, что эти научно-теоретические изыскания трудны для понимания большинством любителей чтения. Поэтому для популяризации гуманизма так важна его «художественная альтернатива», а точнее его воплощение в поэзии и художественной прозе. Строго говоря, художественно-гуманистическая литература появилась задолго до научно-теоретических разработок гуманизма, но и по сей день она продолжает оставаться основным источником популяризации гуманистических ценностей, пробуждения в человеке гуманности.

В чём же особенности «художественного» гуманизма?

В первую очередь нужно отметить, что язык художественной книги гораздо ярче, доступнее, выразительнее и убедительнее для читателя, нежели формальный, абстрактный и сухой научный язык, изобилующий специальными понятиями.

Во-вторых, у художественного произведения есть мощный союзник – многогранный художественный образ, в котором сплавлены и интеллектуальное, и эмоциональное содержание. Эта образность, наглядность «художественного» гуманизма укорачивает путь к пониманию даже самых сложных и парадоксальных вопросов жизни. Метафоричность, аллегория, ассоциативность, типизация – эти и прочие помощники образности постоянно присутствуют в художественном произведении.

Наконец, «художественный» гуманизм всегда «ходит» в человеческой, а не в абстрактной оболочке. В художественном произведении мы имеем дело не с представлением о гуманизме, а с его представителем, живым носителем. Мировоззрение и поступки литературного героя-гуманиста формируют образ гуманной личности, который гораздо нагляднее, чем все формулы и определения гуманистического мировоззрения. Мы можем не только понять героя, но и буквально чувствовать (по всем правилам эмпатии) то же, что и он. Мы можем себя отождествлять с героем и, соответственно, гуманизироваться с ним.

«Художественный» гуманизм присутствует не только во всех жанрах художественной литературы, но и в художественных произведениях любых исторических периодов.

XX век, несмотря на две мировые войны, несмотря на тоталитарные режимы и коммерциализацию человеческих отношений, всё же сохранил в себе традиции «художественного» гуманизма, и они вошли в струю новых художественно-литературных направлений.

Профессор Института мировой литературы РАН Ю. Б. Борев выделяет два особых художественных направления в литературе нашего времени, которые несут в себе мощный заряд гуманистических идей – это психологический реализм и интеллектуальный реализм.

Психологический реализм, по словам Ю. Борева, опирается на следующие принципы: личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма 2. В главе, посвящённой направлению психологического реализма в искусстве, упоминаются произведения Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» и Генриха Белля «Хлеб ранних лет».

Интеллектуальный реализм утверждает принцип: счастлив творящий добро. Но этот реализм задаётся вопросом: способствует ли современное состояние мира человеческому счастью, существуют ли пути очеловечивания и гуманизации мира? 3

«Интеллектуальный реализм XX века – это усиление философского, концептуального элемента в образном мышлении, что проявилось в творчестве А. Франса, Т. Манна, Б. Шоу, Г. Уэллса, К. Чапека, Б. Брехта», – пишет Ю. Борев.

К вышеперечисленным именам с большой вероятностью можно добавить Торнтона Уайлдера, книги которого, на наш взгляд, принадлежат к интеллектуальному реализму. Небольшой анализ одного из его произведений поможет нам проиллюстрировать особенности «художественного» гуманизма.

Внутри художественно-гуманистического произведения

Произведение американского писателя Торнтона Уайлдера «Теофил Норт» по праву может считаться образцом воплощения «художественного» гуманизма в литературе. Этот роман, вышедший в 1974 году, имел успех у читателей и стал бестселлером.

Главный герой книги – молодой учитель иностранных языков Теофил Норт, приехавший в прибрежный городок Ньюпорт подзаработать на каникулах. Теофил Норт, прежде всего, альтруист-интеллектуал, которому не чужд дух авантюризма. Оказывая различные услуги по найму (почасовое чтение вслух, обучение игре в теннис), он начинает играть важную роль в судьбах жителей Ньюпорта – прежде всего потому, что не остаётся равнодушен к людскому горю. Каждая глава является небольшим, но увлекательным приключением – то мистер Норт развеивает миф о доме «с нечистой силой», то он помогает закомплексованному парнишке обрести внутреннюю свободу, то участвует в деле против мошенников и т. д. На протяжении всего повествования Норт раскрывает перед читателем свои таланты сыщика, психолога, сводни… Нравственные принципы Теофила Норта не позволяют ему бросать в беде тех, кому нужна помощь, и поэтому он завоёвывает уважение и любовь жителей этого городка. При этом он далеко не так наивен, как может показаться – основательная начитанность и эрудированность, жизненная смекалка, самоирония и чёткое осознание предела своих возможностей делают образ Теофила Норта многогранным и интересным.

Читая «Теофила Норта», поневоле восхищаешься и воодушевляешься человеческими качествами главного героя. Он всем подаёт пример того, как можно приносить пользу людям на практике, а не в теории. Про себя он говорит: «Я пашу свой клочок земли и не стараюсь поспеть всюду разом». На мой взгляд, в художественном образе Теофила Норта воплощена идея «практикующего» интеллигента-гуманиста, дан образ некоего современного Дон Кихота.

В книге «Теофил Норт» присутствуют важные и актуальные до сих пор идеи. Вот лишь некоторые из них:

– высокая роль образования и самообразования в самореализации человеческой личности;

– позитивное и оптимистичное отношение к жизни – залог для продуктивной деятельности;

– коммуникативные навыки необходимы для обогащения внутреннего мира личности.

Торнтон Уайлдер написал не так много книг, но в каждом из его произведений мы встречаем примеры гуманности, силы человеческого духа и воли. Сам писатель так говорил о своём творчестве: «Мне кажется, мои книги – о том, какие страшные вещи может сделать с тобой мир, и о том, остались ли внутри тебя ресурсы, которые могут противостоять ему».

Художественные произведения Торнтона Уайлдера помогают читателям поверить в силу человеческой личности и воодушевиться идеями гуманизма.

Кратко резюмируя… На мой взгляд, литературно-художественный гуманизм по своей ценности и пользе воздействия на читателя по-прежнему более эффективен и более широко распространён по сравнению с научно-теоретическим гуманизмом. Бесспорно, «художественный» гуманизм чувствуется и воспринимается читателем гораздо глубже, нежели гуманизм как систематичная теория (но по точности и целостности он уступает ему как изму).

Переоценить огромное литературное наследие писателей-гуманистов просто невозможно. Их книги – золотой фонд нравственной и этической литературной мысли, не гаснущий ориентир верного пути развития для настоящих и будущих поколений людей.


Гриненко Г. В. История философии. – М., 2009. – С. 249.

Борев Ю. Б. Эстетика. М., 2005. – С. 691.

Там же. – С. 691.

 

Яндекс.Метрика