Содержание сайта =>> Лженаука
Сайт «Разум или вера?», 09.04.2004, http://razumru.ru/pseudo/trevogin.htm
 

По тексту, присланному автором.
Первая публикация: сайт «Научный атеизм»,
http://www.atheism.ru/library/Trevogin_10.phtml

Шаман в директорском кресле
В школах Волгограда руководствуются гороскопами

П. А. Тревогин

Позвольте начать с одной публикации «Комсомольской правды» почти 15-летней давности. 15 сентября 1989 г. в этой газете (где, видать, работают на редкость высокообразованные, культурные журналисты) была напечатана статья Е. Головиной «Звездная магия» – интервью с Тамарой и Павлом Глоба. Тогда ещё «звёздный» брак этой супружеской пары не был расторгнут планетами, кометами, астероидами и знаками зодиака – этот «космический развод» ещё только предстоял в недалёком будущем. Наряду с обычным шарлатанским словоблудием («О, это довольно древняя наука, в понятие астрологии входила сумма взаимодействий космоса, природы и человека, по сути, это суммарная система знаний древних», «Это наука о гармонии человека и космоса и восстановлении утраченной гармонии…» и т. д. в том же духе), с которым в то время широкая публика ещё только начинала знакомиться, было там и такое откровение (которое Е. Головина, разумеется, слушала развесив уши):

Знаете, мы уверены, что наука наша будет государственной, общедоступной, астрологию будут преподавать в школах. Мы ведь знаем будущее. <…> Наука, как это ни парадоксально, стала тормозом на пути к развитию человечества.

Шабаш первобытно-дикарских суеверий в нашей стране только-только начинался, и вся эта чушь воспринималась широкой публикой (а главное – журналистской братией) как новая яркая погремушка. А потому моя попытка откликнуться на статью из «КП» не сразу встретила понимание. Напечатала меня «Ленинградская правда» (31.07.1990, статья «Астрология – миф и ничего более»). На приведённую выше цитату я ответил:

Что ж, давно пора пересмотреть программу средней школы. Давайте немного помечтаем.

Вместо «официальной» математики – нумерология, числовая мистика, учение о счастливых и приносящих несчастья числах.

Вместо «официальной» химии – алхимия и учение Аристотеля о четырёх элементах. Представляете, как обрадуются школьники, когда вместо сотни с лишним элементов «официальной» таблицы Менделеева им придётся учить всего четыре: огонь, воду, землю и воздух!

Вместо «официальной» астрономии – астрология и геоцентрическая система мира Птолемея с его сферами и эпициклами.

Вместо «официальных» биологии и анатомии – хиромантия, заговоры, заклинания, чудодейственные талисманы.

Вместо дисплейных классов – спиритические кабинеты, оборудованные вертящимися столиками и блюдечками.

Весёленькая картинка, а?

К сожалению, иронизировал и ёрничал я напрасно, невольно оказавшись в роли Кассандры. Примерно к этой самой «весёленькой картинке» мы и пришли через 15 лет. Откроем статью Натальи Михеевой «Сегодня полнолуние? Отменить все контрольные!» в той же самой неподражаемой «Комсомольской правде» (05 апреля 2004 г.). Оттуда мы с изумлением узнаём, что:

Строить планы на будущее, проводить педсоветы и контрольные с оглядкой на поведение Луны, Марса и Венеры в волгоградской школе № 7 стали примерно семь лет назад. А началось всё с того, что директор Сергей Цыганков, по образованию – преподаватель химии и биологии, по мировоззрению – материалист, стал задумываться над тем, что человек живёт не только по тем законам, которые предписаны ему Конституцией.

Интересно, понимает ли наш «материалист по мировоззрению» разницу между, скажем, законом Архимеда и любым юридическим законом? Отдает ли он себе отчёт в том, что законы природы открывают, а юридические законы придумывают? И что не очень хороший человек юридический закон может нарушить, а закон Архимеда (или Ома, или всемирного тяготения) – даже при всём желании – никогда?

Сергей Николаевич «заочно поступил в Московскую астрологическую академию». В какую – хотелось бы спросить? Этих потешных «академий» у нас сейчас едва ли меньше, чем торговых ларьков. «Через три года к педагогическому диплому Цыганкова прибавился диплом астролога-консультанта, а школа стала жить по-новому, подчиняясь транзитам Луны». И вот какую мудрость господин Цыганков вынес из этой самой «академии»:

…мне иногда задают вопрос: вы что, действительно верите в астрологию? Отвечаю: верить в астрологию – это то же самое, что верить в математику. Это науки, их надо изучать.

М-да, хорош «материалист по мировоззрению»… Для него, очевидно, не существует разницы между математикой, химией, биологией, астрономией – с одной стороны – и гаданием по звёздам, по ромашке, на кофейной гуще, по овечьим кишкам и куриному дерьму – с другой. Вряд ли он когда-либо слыхал (хотя бы от умных знакомых) о том, какими трудами добываются научные знания, как выдвигаются, проверяются и отбрасываются научные гипотезы, как планируются эксперименты, как в них стараются исключить посторонние («наведённые») факторы, как из одних твёрдо установленных законов природы математически и логически выводятся новые… Нет, куда там… Астрология – это «наука», и её надо «изучать». Вот только где и у кого? Астрологических «школ» на порядок-другой больше, чем «детей» лейтенанта Шмидта, и все они между собой так же не ладят, как Балаганов, Паниковский и Бендер.

Читаем дальше этот поразительный репортаж:

На столе директора школы под стеклом – таблица фаз Луны на весь год. Своеобразный закон, по которому здесь все живут. В полнолуние и новолуние, а также за два дня до и после этого в школе не проводят никаких ответственных мероприятий – ни совещаний, ни семинаров, ни педсоветов, ни даже контрольных работ. Зато дежурство усиливают. И это не блажь какая-нибудь. Выводы о влиянии на людей лунных фаз сделали, обобщив данные всех школ Центрального района Волгограда за четыре года. Рассматривали два критерия – поступление жалоб и детский травматизм. Затем разложили документы по динамикам Луны и получили очень интересную диаграмму: подавляющее большинство жалоб было написано в двух фазах Луны – либо в полнолуние, либо в новолуние, та же картина с травмами – школьники набивали себе синяки и шишки исключительно в те же дни, когда педагоги строчили докладные. В полнолуние и новолуние мы становимся легко возбудимыми, испытываем психологический дискомфорт. Взрослые, как правило, находят, как выплеснуть эмоции, дети начинают больше баловаться, становятся агрессивными. <…> На стене директорского кабинета есть ещё один график – планетарный, с небесными телами, у которых период обращения составляет двести и больше лет.

Оставим на совести «экспериментаторов» чистоту «статистики» травм и жалоб в зависимости от фаз Луны. Порадуемся лучше за лодырей и двоечников – вот райская жизнь-то для них настала! Ведь теперь любой невыученный урок, любую двойку, даже любой прогул можно будет списывать на неблагоприятное сочетание планет! Что-о-о?!!! Вы говорите, будто расписание лунных фаз и положений планет Солнечной системы в вашем директорском кабинете сулят редкостное прилежание и отличную успеваемость? А вот этого не надо, Сергей Николаевич! Ваше директорское расписание учитывает суммарное влияние планет – так сказать, среднюю температуру по госпиталю. А вам известен мой индивидуальный гороскоп, уважаемый Сергей Николаевич? Нет? Вот то-то и оно-то! Тогда осмелюсь довести до вашего сведения, что я, Ваня Пупкин, ваш ученик, родился, когда Дульцинея (астероид № 571) пребывала в тригоне с Юпитером! А сейчас Дульцинея аккурат находится в оппозиции с Меркурием и в квадратуре с Владвысоцким! Это означает, что учить географию в это время мне абсолютно противопоказано! Но этого мало! В момент моего рождения Шехерезада (астероид № 643) только что вступила в секстиль с Ураном, а Дездемона (астероид № 666) находилась в знаке Водолея! Это значит, что как раз сегодня, когда Комсомолия вошла в соединение с Церерой, к алгебре и химии мне нельзя приближаться и на пушечный выстрел! А если мы примем во внимание также аспекты некоторых других астероидов, как то: Мордюкова, Юнона, Петрополитана, Икар, Гидальго, да вдобавок вспомним, что в момент моего рождения в Венесуэле наблюдалось полное солнечное затмение, то станет ясно как день, что в моих двойках и хулиганских выходках виноват не я, а законы Космоса!

Ещё цитата:

Сергей Цыганков благодаря этому графику знает, что будет в России с 2008 по 2023 год. В политике сложится благоприятная ситуация для принятия важных решений, связанных с иерархией властных структур. В этот же период будут востребованы специальности, связанные с архитектурно-строительным комплексом.

В общем, классический набор «бубновых хлопот, дальней дороги и казённого дома». «Благоприятная ситуация для принятия важных решений» – абсолютно беспроигрышная комбинация. Вы приняли важные решения? Молодцы! Ну вот видите, а что я говорил! Ах, не приняли важные решения? Или приняли решения, но они оказались неважными? Сами виноваты! Я ведь вас предупреждал, так что же вы ворон-то считали?

Предвижу, что меня могут упрекнуть: мол, не знаешь, а облыжно охаиваешь, бездоказательно поливаешь жидкой органикой. Вот уж насчёт бездоказательности – не надо. Об астрологии я уже не раз говорил и писал практически всё, чего она заслуживает. Подробнее всего – в недавно вышедшей книге «Академические мантии и шутовские колпаки: заметки об астрологии и астрологах» (изд-во СО РАН, Новосибирск, 2003). Почитайте, если жаждете аргументации.

Меня нисколько не удивляет, что журналисты (журналистки) «Комсомольской правды» ничуть не поумнели за 15 лет. Не удивляет и то, что находятся педагоги и даже директора школ, готовые оснастить школьные кабинеты вместо микроскопов, глобусов и электротехнических приборов шаманскими бубнами и ожерельями из птичьих черепов и акульих зубов. Удивляет меня другое: неужели в волгоградских хозяйственных магазинах не найти ни одной поганой метлы, чтобы гнать такого «педагога» из школы к чёртовой бабушке?!

 

Яндекс.Метрика