Содержание сайта =>> Наука (архивные материалы) =>> Хроника Московского планетария
Сайт «Разум или вера?», 2002 г., http://razumru.ru/science/archive/planet/sotnikova.htm

По материалам журнала «Наша собственность»
(по тексту присланному В. Г. Сурдиным)

Вознесение Московского планетария
или доходный «звёздный дом»?

Интервью с архитектором проекта восстановления
Московского планетария и комментарий астронома

Письмо старшему научному сотруднику
Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга
В. Г. Сурдину

14 апреля 2002

В очередном номере нашего журнала предполагается опубликовать материал о реконструкции Московского планетария. В основном эта статья построена на базе интервью с одним из авторов проекта, архитектором Александром Анисимовым. В Интернете мы обнаружили ряд публикаций, где Вы достаточно негативно оцениваете эту идею. Поскольку редакция старается предоставлять слово не только сторонникам, но и критикам того или иного проекта, мы хотели бы обратиться к Вам с просьбой прокомментировать на страницах нашего журнала ситуацию вокруг реконструкции планетария. В частности, хотелось бы узнать Ваше мнение по следующим вопросам:

1. Чем объясняется неприятие данного проекта «астрономическим сообществом» – личностью нынешнего директора планетария, который хочет превратить его в научно-развлекательный центр, эдакий «ночной клуб с видом на звёзды», или же иными причинами?

2. Можно ли считать «серьёзным побочным достижением», что в результате подъёма платформы со зданием планетария на шесть метров «угол обзора увеличится на 15 градусов»? Не повредит ли это перемещение имеющейся обсерватории? Насколько целесообразно строить в загазованном центре Москвы ещё одну, малую обсерваторию?

3. Есть ли иные возможности возродить Московский планетарий, кроме как объединить его под одной крышей со структурами, способными зарабатывать деньги?

Если бы Вы сочли возможным высказаться по этому поводу на страницах нашего журнала, это позволило бы более объективно рассказать о проекте реконструкции планетария.

С уважением,
главный редактор журнала «Наша собственность»
Вера Сотникова

«Наша собственность» 2002, № 3, с. 54 – 59

Вознесение Московского планетария

Елена Бакастова
Статья-интервью

Если амбициозный проект реконструкции Московского планетария, разработанный в МНИИП «Моспроект-4», найдёт инвесторов, готовых вложить $30 млн, через пару лет храм астрономии не просто возродится, но и в прямом смысле этого слова станет ближе к звёздам.

Сегодня планетарий – всего лишь один из пунктов в перечне культурно-образовательных учреждений столицы. Обычно о нём вспоминают, когда нужно куда-нибудь сводить ребенка в каникулы. Однако уже шесть лет планетарий «не принимает».

Жертва космонавтики

Планетарий задумывался как одна из градообразующих доминант в «приземлённом» силуэте этой части Москвы. Архитекторы М. Барщ и М. Синявский, реализовавшие свой проект в конце 1920-х годов, отлично справились с задачей. Здание, купол которого взметнулся в небо параболической дугой, отлично просматривался с любой точки прилегающих к Садовой-Кудринской улиц. Почти 20 лет здание выполняло своё архитектурное предназначение и «держало» окружающую пространственную композицию.

С научно-просветительской миссией планетарий справлялся не менее успешно. В 1930-х годах, когда советские самолёты и аэростаты брали одну высоту за другой, страна «болела» авиацией. Казалось, что ещё чуть-чуть, и наконец сбудется мечта Константина Циолковского: человек выйдет в космос.

Бурная общественная жизнь, стихийно возникшая вокруг планетария, привела к расширению «небесного хозяйства». В 30-е годы по соседству с ним возникла астрономическая площадка с обсерваторией. Но и этого оказалось недостаточно – планетарий с трудом вмещал поток желающих приобщиться к астрономическим знаниям.

Проблема разрешилась сама собой. По мере того как полёты в космос становились обыденностью, телевидение предложило трансляции из самого настоящего, а не «нарисованного» космоса, интерес к планетарию постепенно сошёл на нет. А в середине 1990-х годов у общества «Знание», в чьём ведении находился планетарий, кончились деньги на его финансирование. И планетарий закрыли.

Поближе к звёздам

Ещё раньше – полвека назад – здание перестало быть архитектурной доминантой района: эта роль отошла эффектной 156-метровой высотке на Кудринской площади. Со стороны улицы планетарий загородило ещё одно «сталинское» здание, задний фасад оказался прикрыт обезьянником соседа-зоопарка, а тут ещё подросли окружающие деревья… Сейчас здание больше похоже на старинный особняк, скрывающийся в вековом парке.

Сегодняшняя идея возрождения планетария возникла на гребне роста популярности аналогичных учреждений во всём мире. Их успех объясняется тем, что планетарий конца XX века – это не просто зал, где на сферический потолок проецируется изображение небесного свода, а «научно-развлекательный» центр, где используются последние достижения техники. Поставленная перед московскими архитекторами задача – вернуть зданию его архитектурную роль в городе, расширив при этом первоначально заложенные функции, – на первый взгляд показалась невыполнимой.

– Требовалось максимально сохранить и восстановить оригинал и в то же время обеспечить пространство для размещения совершенно новых видов научно-популярной деятельности, в том числе развлекательных учреждений прикладного характера, – рассказывает один из авторов проекта реконструкции Московского планетария Александр Анисимов. – Кроме того, необходимо «раскрыть» здание, потерявшееся среди новой застройки. Совместить эти цели поначалу казалось нереальным. Но выход все-таки был найден – достаточно дорогой, но единственно возможный. Было решено водрузить здание на платформу и поднять её домкратами на шестиметровую высоту. В образовавшемся под платформой пространстве, в том числе подземном, найдётся место для всех необходимых помещений.

В результате реализации проекта площадь планетария увеличится в четыре раза и составит 12 тыс. квадратных метров. Вознесённому на платформе зданию будет практически полностью возвращён первоначальный облик, и планетарий предстанет перед москвичами таким, каким его замышляли создатели. Здание очистят от позднейших наслоений, восстановив утраченные конструктивные детали. Например, очень интересная винтовая лестница, ныне скрытая за кирпичной кладкой, снова окажется в положенном ей стеклянном «стакане».

Оформление для нового уровня, который разместится под платформой, намеренно выбрано спокойным, чтобы не отвлекать внимания от «астрономического храма». Это железобетонные стены со сплошной металлической облицовкой, которую будут прорезать лишь высокие щелевидные окна и вход в цокольный этаж. В подземном этаже разместится двухъярусная автостоянка на 127 машиномест.

Трава в иллюминаторе

Попасть к основному зданию планетария можно будет минуя цокольный этаж – по пологому пешеходному пандусу, берущему начало у тротуара Садового кольца. А вдоль пандуса пройдёт полоса автомобильного движения, обеспечивающая прямой доступ в зону подземной парковки.

Авторы проекта позаботились не только об удобстве передвижения посетителей по территории планетария, но и придумали, как сократить маршрут до ближайшей станции метро. Они предложили привязать планетарий к станции «Баррикадная» с помощью стеклянного рукава. Этот подвесной двухъярусный мост с движущимися тротуарами пройдёт точно над зоной зоопарка и «высадит» пассажиров прямо на астрономической площадке. Кстати, на ней появится и вторая, малая обсерватория, а также будут размещены модели планет Солнечной системы.

Стоит заметить, что новое «воздушное» сообщение проектировалось с таким расчётом, чтобы строительство можно было осуществить абсолютно безболезненно для окружающей среды, как градостроительной, так и растительной.

Но и это ещё не всё. Прибыв в пункт назначения, посетители попадут не на безжизненную «космическую платформу», а на лужайку с аккуратно подстриженной травой. Дело в том, что вместе с планетарием и астрономической площадкой будет поднят и плодородный слой почвы. А искусственные склоны платформы покроют зелёным газоном, что создаст полную иллюзию природного холма.

Просвещение с развлечением

– Когда-то в планетарий ходили как в дешёвую киношку, – продолжает свой рассказ Александр Анисимов. – Посмотрят на звёздное небо в проекции, послушают 20-минутную лекцию «Бога нет, а есть небесная механика» – вот и всё развлечение. А уж о каком-нибудь современном комфорте и речи не было – в демонстрационном зале сидели прямо в верхней одежде. Вплоть до настоящего времени столичный планетарий не располагал ни приличным буфетом, ни даже элементарными удобствами для посетителей. В мире уже более 25 лет наблюдается настоящий «планетарный» бум. В Испании, например, построены весьма интересные здания новых планетариев, хотя до этого во всей стране не было ни одного. Кроме того, чётко прослеживается тенденция создавать на базе планетариев общественно-культурные центры с выставочными залами, музеями и библиотеками.

Московский планетарий в результате реконструкции тоже приобретёт многофункциональный характер, что позволит сделать его максимально привлекательным и комфортным для посетителей. А это означает, что в будущем он сможет сам себя содержать, не уповая, как раньше, исключительно на городской бюджет. Ведь основная причина многолетнего бездействия планетария – не выход его из строя, а элементарное обнищание.

Чтобы максимально расширить функции планетария, проектом его реконструкции предусмотрено следующее. Прежде всего будет технически переоснащён главный демонстрационный зал с 25-метровым полусферическим экраном, рассчитанный на 500 зрителей, и расширены технологические помещения. В верхнем уровне проектируемой части здания откроется музей, обширная экспозиция которого должна включить три раздела: история изучения неба, эволюция астрономических приборов и история строительства планетариев. Уровнем ниже предполагается расположить зал космических аттракционов. Новейшие компьютерные и игровые системы позволят отправиться в межпланетное путешествие, оказаться в эпицентре звёздных войн и даже пережить космическую катастрофу. Все это будет сопровождаться спецэффектами, которые позволят потерять чувство пространства и пережить ощущение невесомости. Испытать эти фантастические ощущения смогут одновременно 200 человек. Кроме того, планетарий будет иметь собственный учебно-научный комплекс с библиотекой, аудиториями и тематическими студиями, также рассчитанный на 200 человек.

Помимо объектов «околозвёздного» профиля, в планетарии будут работать два кафе, в том числе летнее кафе на вершине холма-платформы. Одновременно эти заведения смогут обслуживать до 600 гостей. Полная расчётная загрузка планетария составляет 1500 человек, при этом среднегодовое число посетителей может достичь 3 млн.

В ожидании стратегического инвестора

Как сообщил автор проекта, разработка документации близка к завершению: осталось уточнить некоторые детали. Предполагается, что финансирование проекта будет осуществляться как из городского бюджета (60 %), так и за счёт средств сторонних инвесторов (40 %). По оценкам экспертов, для полной реализации замысла нужно около $30 млн, хотя официально утверждённая сумма несколько меньше. Александр Анисимов: «Планетарий заведение дорогое, поэтому реконструировать его "задёшево" не имеет смысла – результат получится усечённым. А планетарий "без затей" мало кому интересен и едва ли сможет приносить доход. Кстати, ожидаемые поступления от продажи входных билетов, а также от деятельности нескольких кафе, развлекательных заведений и подземной парковки должны не только окупить строительство и обеспечить нормальную эксплуатацию планетария, но и приносить прибыль, часть которой может пойти на компенсацию льгот для некоторых групп населения, в том числе для школьников».

Интерес к проекту оживился в прошлом году. 13 августа в правительстве столицы прошло специальное совещание, где обсуждалась ситуация вокруг планетария. В целом одобрив предложенное архитекторами решение, мэр Москвы Юрий Лужков предложил ещё раз проработать техникоэкономическое обоснование проекта, поскольку стоимость проекта показалась ему завышенной. А в сентябре 2001 года СМИ сообщили, что некая «крупная японская корпорация» готова участвовать в проекте, если получит 40 % акций в реконструированном комплексе. Однако позднее японцы потеряли интерес к планетарию. По словам архитекторов, на реконструкцию потребуется около двух лет. И если найдётся инвестор, готовый предоставить необходимые средства, «звёздный час» столичного планетария наступит уже в 2005 году.

Архитекторы:
А. В. Анисимов (руководитель проекта, автор идеи),
О. С. Семёнова

При участии:
И. И. Жемчужниковой, К. А. Анисимова, С. Ю. Шурыгина.

Инженеры:
Ю. А. Чернов, Ю. А. Шомчук, Н. В. Терехова.

Разработчики подъёма здания:
А. И. Архипов, С. Е. Редроев.

«Наша собственность» 2002, № 3, с. 59

Доходный «звёздный дом»

В. Г. Сурдин
Комментарий

Крупных планетариев, таких как Московский, в мире сотни, и почти каждый из них в архитектурном смысле уникален. Поэтому могу понять, сколь заманчива для архитектора работа по строительству нового или реконструкции исторического планетария, тем более – крупнейшего в стране. К сожалению, я не архитектор и оценить проект Александра Анисимова с профессиональной точки зрения не могу. Как астроном, я лишь хочу высказаться о функции звёздного дома.

Итак, в чём функция планетария? Если это «развлечение и доход», то нынешний проект, думаю, оптимален: из площадки на Садовой-Кудринской выжато всё, что можно – электронные аттракционы, ресторан, кафе, автостоянка. Если всё это будет работать под вывеской просветительского учреждения (с соответствующими налоговыми льготами), то безусловно станет приносить прибыль хозяевам, а возможно, и нашему городу. Правда, покроет ли эта прибыль немалые капитальные затраты на реконструкцию и будет ли она истинной прибылью с учётом налоговых льгот – это должны считать экономисты, а не астрономы.

Точка же зрения учёных и учителей на планетарий отнюдь не коммерческая: для нас это храм, задача которого в том, чтобы «оглушить тишиной» и зажечь в юной душе искру любознательности. Есть и другие, сопутствующие, сугубо информационные задачи, но их способны решать иные учреждения – школа, библиотека, Интернет. Однако стать храмом науки, причём не только космической, способен лишь планетарий. Такова традиция.

Представьте, что в летний полдень вы идёте по центральной улице большого города; жара и пыль, толпы народа и машин, пёстрые витрины магазинов и рекламные щиты – цивилизация давит на вас! И вот между домами вы замечаете собор и ныряете в его чуть приоткрытую дверь. В храме тишина, службы нет, вы один в гигантском полутёмном прохладном зале. Эта тишина оглушает и успокаивает вас; сначала вы начинаете слышать эхо собственных шагов под сводами храма, а вскоре и свои собственные мысли; они не обязательно о Боге, но уж верно не о мирской суете. Через несколько минут вы вернётесь в мир большого города, но это чувство останется с вами навсегда. Оно сделает вас чуь-чуть мудрее и оставит в вашей душе маленький кристаллик человеческого достоинства.

По-моему, именно эта потребность заставляет в общем-то скупых и расчётливых европейцев содержать в центрах своих тесных городов гигантские готические храмы, куда в любое время может зайти каждый и совершенно бесплатно, независимо от личного отношения к религии привести в порядок свои мысли и душу. Эта же потребность заставляет японцев в центре суперплотного Токио содержать несколько заповедных уголков с изумительными прудами и рощами, куда также бесплатно может зайти любой человек, чтобы на несколько мгновений вырваться из суеты большого города.

Ни в европейских готических соборах, ни в японских садиках нет аттракционов и магазинов, кафе и ресторанов: там мир духа, мир мысли. Наука – столь же духовное занятие, как музыка и живопись. Она рождается от близкого к религиозному чувству восхищения природой. Науке тоже нужны храмы. А есть ли они в Москве? Для тех, кого привлекает музыка или живопись, такие храмы есть – это Консерватория, Третьяковка… в них открыты двери для каждого. В советское время для любителей науки такими храмами были Планетарий и Политехнический музей. Не буду утверждать, что только они определяли наши успехи в науке и технике. Но, поверьте, никакими приказами и деньгами не создать ракеты и лазеры, если в школьные годы не разбужена любознательность у ребятишек, которые затем станут академиками и Главными конструкторами. Для этого тоже нужны храмы, и доход от них измеряется отнюдь не рублями, осевшими в кассе учреждения.

Если подойти к проекту Александра Анисимова именно с этой точки зрения, то он не вдохновляет: в одном здании плотно упакованы полновесный ресторан с кухнями и оркестром, звёздный зал, кафе, лекционные аудитории, аттракционы с эффектом американских гор, и т. п. При этом лекционные аудитории расположены дверь в дверь с рестораном, запахи кухни поднимаются к звёздному залу. Мы знаем, кто ходит в ресторан, а кто – в планетарий; две эти популяции малосовместимы, и не трудно догадаться, какая из них выиграет борьбу за существование в звёздном доме.

Что касается обсерватории в центре мегаполиса, то это не безнадёжное занятие. Проводить научные наблюдения звёзд и планет на Садовом кольце никто не собирается, а для демонстрации любознательной публике наиболее интересных космических объектов – Луны, планет, – это место не хуже любого другого; был бы подходящий инструмент. К сожалению, замечательный цейссовский телескоп, несколько десятилетий пролежавший в ящиках ещё при советской власти и изрядно за это время подгнивший, установлен теперь кое-как: его башня не имеет подвижного пола-лифта, что делает наблюдения с большим инструментом крайне неудобными. Впрочем, при желании это можно было бы исправить. Строительство второго, меньшего телескопа вполне оправдано; возможно, он станет даже более эффективным, чем большой и неуклюжий цейсс. А о том, где и на какой высоте устанавливать телескоп, вместе с архитектором должен подумать и астроном: важно, какие области неба открываются взгляду и не бьёт ли ночью прямой свет в лицо телескопу.

И всё же, думаю, обустройство обсерватории – это не главная проблема Планетария. Важнее другое: кто и чем будет заниматься под звёздным куполом и в башне телескопа. Новому зданию нужны площади, но не под кухни и рестораны, а для мастерских, клубных и кружковых помещений, читальных комнат, научных музеев, – всего, что связано с исследованием Земли и космоса.

Печально, но факт: из сегодняшней России интеллект уходит, туда, где он лучше может себя реализовать. Чтобы наша страна не осталась совсем без творцов, есть два пути: либо, как уже делали в прошлом, запереть учёных и инженеров в «шарашки», либо смириться с их оттоком и постоянно воспроизводить новых. Школа даёт своим питомцам научные знания. Это топливо интеллекта. Но чтобы произошло «творческое возгорание», нужен запал – мелочь, без которой процесс не пойдёт. Планетарий и был тем запалом, который дал импульс судьбам некоторых людей, делающих сейчас честь России.

Быть может в новых экономических условиях такая «забава», как планетарий, попросту нежизнеспособна? Оснащённый уникальной и поэтому очень дорогой аппаратурой, он уже не может быть доступным для любого школьника? В 1980-е годы на территории СССР работало более 80 планетариев, которые ежегодно посещало около 6 млн человек. Поскольку это число даже немного превышало годовую рождаемость в стране, то можно сказать, что в среднем каждый школьник в те годы хотя бы раз побывал в планетарии. За время новой экономики некоторые мелкие планетарии закрылись, но большинство сохранилось, а некоторые даже окрепли. Цена билета для школьника в них по прежнему доступная, 4 – 5 рублей. Это делает честь руководству тех городов, которые заботятся о своих планетариях.

Однако не думаю, что эти примеры вдохновят Правительство Москвы. Ведь речь идёт о полной перестройке Большого планетария с затратами на десятки миллионов долларов. Разумеется, городским властям не очень близка дальняя перспектива «взращивания гениев», гораздо ближе им проблема возврата вложенных денег. Поэтому я не надеюсь в ближайшее время увидеть на месте старого Московского планетария достойный новый. К радости настоящих любителей астрономии в Москве ещё жив маленький, но вполне научный планетарий Центрального дома российской армии. А как возродить Большой планетарий, чтобы он не стал «звёздным аттракционом при ресторане с автостоянкой», а был бы по прежнему гордостью Москвы, об этом должна думать городская власть. Всем, чем могли, учёные помогали ей в этом вопросе. Пора бы ей определиться, что нужно городу; а как это сделать, расскажет мэр любого крупного города Европы, США или Японии. Да что там в Японию, поезжайте в Индию или даже во Вьетнам…