Содержание сайта =>> Популярно о науке =>> Астрономия
Сайт «Разум или вера?», 06.07.2006, http://razumru.ru/science/popular/gubanov.htm
 

«Наука и жизнь» № 4, 1989 г., стр. 2 – 9
 

«ЭНЕРГИЯ»-«БУРАН» – ШАГ В БУДУЩЕЕ

См. цветную вкладку: 1393*1173 – 263 кб, 950*800 – 148 кб, 800*674 – 100 кб
(Открывается в новом окне. Для переключения масштаба перевести курсор в правый нижний угол картинки и нажать на появляющуюся кнопку.
Схема старта-посадки – отдельно)

Герой Социалистическрго Труда, лауреат Ленинской премии,
доктор технических наук Б. Губанов,
главный конструктор комплекса
«Энергия» – «Буран».

 

Весной 1987 года, а точнее 15 мая, произошло событие, очень важное для будущего нашей космонавтики, определяющее ее перспективы на много лет, – первый пуск мощной ракеты-носителя «Энергия». Этот пуск представил миру новую советскую универсальную ракетно-космическую транспортную систему, или, как уже принято говорить, УРКТС. А ровно через 18 месяцев, 15 ноября 1988 года, состоялся второй пуск «Энергии», на этот раз уже не с макетом полезного груза, а с «живым» орбитальным кораблем «Буран». В автоматическом режиме, то есть пока без экипажа, он вышел на орбиту искусственного спутника Земли, сделал два витка вокруг планеты и благополучно, «по-самолетному» приземлился на специально для него построенной посадочной полосе космодрома Байконур (см. цветную вкладку). Для нашей космонавтики этот пуск, кроме всего прочего, был переходом от систем одноразового использования дорогой космической техники к многоразовым – «Буран» в частности, рассчитан на 100 полетов в космос.

Даже беглое сравнение «Энергии» с ныне широко используемыми ракетами-носителями показывает, насколько серьезный шаг вперед сделан. Достаточно отметить, что «Энергия» позволяет вывести на ближнюю околоземную орбиту аппараты с массой уже не 20, а до 100 тонн, на геостационарную орбиту (высота 36000 км) – 18 тонн, к Луне – 32 тонны, к Марсу и Венере – около 28 тонн. Все это в 5‑8 раз больше, чем позволяло предыдущее поколение ракет‑носителей.

Один из главных факторов, определивших резкий, качественный прогресс «Энергии», – новые мощные двигательные установки, и прежде всего те, где горючим служит водород вместо традиционного керосина. При сжигании тонны водорода, как известно, выделяется в 3 раза больше энергии, чем от тонны керосина, но, конечно, чтобы воспользоваться этим достоинством, понадобились принципиально новые технические решения, совершенно новые установки и материалы. Кстати, характеристики «новое» и «принципиально новое» относятся практически ко всем слагаемым системы «Энергия» – от конструкции самой ракеты до способов ее сборки и перевозки, от стартового комплекса до концепций автоматического управления, связи, резервирования, испытаний.

Ракета-носитель «Энергия» выполнена по двухступенчатой схеме. В каждом из четырех блоков (модулей) первой ступени имеется четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), работающий на жидком кислороде и углеводородном горючем (керосине). Тяга каждого двигателя одного блока – 740 тонн у поверхности Земли и 806 тонн – в пустоте. Вторая ступень работает на кислородно-водородном топливе и имеет четыре однокамерных ЖРД с тягой каждого 148 тонн у поверхности Земли и 200 тонн – в пустоте. Запуск двигателей первой и второй ступеней осуществляется почти одновременно перед стартом. Суммарная тяга в начале полета около 3600 тонн – это, естественно, значительно больше (в полтора раза) стартового веса всей системы «Энергия» – «Буран». Использование различного количества унифицированных модулей первой ступени позволит в будущем создать ряд новых перспективных носителей.

Диаметр ракетных блоков первой ступени – около 4 м; блока второй ступени – около 8 метров. Общая длина ракеты РН «Энергия» – около 60 метров. В комплексе «Энергия» – «Буран» последний фактически является третьей ступенью ракеты-носителя, он, так сказать, своими силами осуществил окончательный выход на околоземную орбиту. В качестве третьей ступени могут использоваться и специальные разгонные ракетные блоки со своей системой управления, несущие полезную нагрузку, например, телевизионные спутники, выводимые на геостационарную орбиту, или космические аппараты, летящие к Луне и планетам Солнечной системы.

Разработка системы «Энергия» и корабля «Буран» началась в 1974 году. Изначально было определено, что ракета-носитель в этой системе должна быть базовым изделием, построенным по модульному принципу, который позволяет ценой незначительных доработок создавать средства выведения как большей, так и меньшей грузоподъемности. При разработке, кстати, приходилось учитывать и такой фактор, как удаленность космодрома Байконур от производственной и испытательной базы. Из-за этого, например, ракетные блоки первой ступени сразу были рассчитаны на традиционную транспортировку по железной дороге, а вот для доставки на космодром крупногабаритных элементов блока второй ступени и корабля «Буран» пришлось создать специальные авиационные средства. (О решении этой непростой задачи подробно будет рассказано в одном из ближайших номеров журнала.)

При создании системы «Энергия» учитывались и географические ограничения (возможные азимуты запусков, трассы выведения, географическая широта точки старта и др.), которые, кстати, в целом менее благоприятны, чем для запусков американского многоразового кррабля «Спейс шаттл», так как требуют дополнительных энергозатрат или некоторого уменьшения массы полезного груза. Например, для корабля «Спейс шаттл» при старте с мыса Канаверал наклонение орбиты выведения к плоскости экватора может составлять 28°, в то время как для условий «Байконура» оно не менее 51°. То есть в первом случае орбита ближе к экваториальной плоскости, и ракетным двигателям при выведении в большей мере помогает само вращение Земли.

При создании «Энергии» были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских центров, строительно-монтажных и эксплуатационных предприятий. Десятки министерств и ведомств, Академия наук СССР и академии союзных республик внесли свой вклад в эти работы.

К числу сложных проблем, которые приходилось решать, бесспорно, нужно отнести те, что связаны с применением в ракете жидкого кислорода (окислитель), охлажденного до температуры минус 186 градусов Цельсия, и жидкого водорода (горючее второй ступени), охлажденного до температуры минус 255 градусов. Использование этих переохлажденных компонентов топлива позволило не только получить эффективную энергетику, но и с большими скоростями проводить заправку, уменьшить потери компонентов, избежать гидравлических ударов в ходе заправки. Были разработаны и использованы при изготовлении баков, трубопроводов, элементов гидроавтоматики специальные конструкционные материалы, работающие при криогенных температурах и обладающие значительной удельной прочностью. Внедрены новые марки высокопрочной стали, алюминиевых и титановых сплавов, созданы новые теплозащитные и теплоизоляционные покрытия. На долю новых материалов приходится свыше 70 процентов сухой массы «Энергии». Особо хочется отметить вклад ученых-технологов и, в частности, коллектив Института электросварки имени Е. О. Патона, внедривший на сборке отсеков как первой, так и второй ступеней «Энергии» такие прогрессивные методы, как импульсно-дуговая и электронно-лучевая сварка.

Сборка блоков «Энергии»

 

Одной из наиболее сложных фундаментальных проблем было создание мощных маршевых двигателей для первой и второй ступеней ракеты. В Советском Союзе развитию и совершенствованию жидкостных ракетных двигателей традиционно уделяется большое внимание. Унифицированные для первых ступеней ракет-носителей нового поколения двигатели РД-170 построены по наиболее экономичной замкнутой схеме, в которой отработанный в турбине газ дожигается в основной камере сгорания. Эти двигатели в своем классе имеют рекордные характеристики по тяге и удельному импульсу, сегодня у них нет равных в мире. Это, в частности, самые мощные из известных в практике реактивные двигатели, они снабжены сверхмощными (более 250 тысяч лошадиных сил) турбонасосными агрегатами. Значительным достижением отечественного ракетостроения стало создание многоресурсных водородно-кислородных маршевых двигателей большой тяги для второй ступени ракеты-носителя «Энергия».

Для управления движением ракеты на участке выведения маршевые двигатели снабжены прецизионной (точностью до 1 процента от диапазона перемещений) электрогидравлической системой рулевых приводов. Они развивают усилие до 50 тонн в каждой плоскости качания двигателей первой ступени и более 30 тонн – на второй ступени ракеты.

Особое место занимала разработка системы автономного бортового управления ракетой и, в частности, ее математического обеспечения. Было проанализировано более 500 вариантов аварийных ситуаций и найдены алгоритмы их парирования. В самой системе управления создана многоуровневая система резервирования, включая резервирование и отдельных элементов, и крупных схемных узлов.

Использованы новые средства аварийной защиты, обеспечивающие диагностику маршевых двигателей обеих ступеней и при необходимости своевременное отключение неисправного агрегата. Вообще вопросам надежности и живучести «Энергии» уделялось самое пристальное, можно сказать, первостепенное внимание. В частности, предусмотрено резервирование основных жизненно важных систем и агрегатов, включая маршевые двигатели, рулевые приводы, турбогенераторные источники электропитания, пиротехнические средства. И вот еще что: для столь крупной и сложной системы, как «Энергия», в отличие от носителей более легкого класса, была принята концепция всесторонней наземной отработки узлов, агрегатов, систем, блоков и ракеты в целом с целью получения нужных показателей надежности и безопасности при минимальном числе летных испытаний.

С этой целью были построены уникальные стенды и стендовые сооружения, в том числе универсальный «стенд-старт» для всесторонней наземной отработки «Энергии» и ее составных элементов – ракетных блоков. Всего же было создано более 200 экспериментальных установок, 34 крупногабаритные конструктивные системы, проведены тысячи испытаний, каждое из них само по себе важное событие, тщательно продуманное, рассчитанное, спланированное, скрупулезно запротоколированное и изученное. Унифицированный модуль блока первой ступени после комплекса наземных испытаний был также успешно испытан при пусках новой ракеты-носителя среднего класса.

Большой комплексной программой, неразрывно связанной с разработкой «Энергии», стало создание орбитального космического корабля «Буран».

По своей конструкции и характеристикам он существенно отличается от всех ранее созданных в нашей стране космических кораблей. «Буран» – крылатый летательный аппарат самолетной конфигурации, выполненный по схеме «бесхвостка» со свободно несущим и низкорасположенным треугольным крылом двойной стреловидности. Крыло (суммарная площадь около 250 кв. метров) позволяет новому «Бурану» планировать и совершать безмоторную посадку на аэродромную полосу после возвращения его из космоса. Проще говоря, «Буран» приземляется не как самолет, а как планер. Его посадочная скорость – около 340 км/час, как у современного истребителя, посадочная масса – 82 тонны. Построенная для «Бурана» на Байконуре посадочная полоса длиной около 5 км и шириной 80 метров имеет высокое качество покрытия. Аэродром оснащен современными радиосредствами, обеспечивающими всепогодную посадку, включая автоматическую. Кроме основного аэродрома, предполагается ввести в строй два дополнительных – на западе и востоке страны.

Одна из важных особенностей нового корабля – он может осуществлять спуск с боковым маневром, то есть с отклонением «влево-вправо» до 2000 км. Это, в частности, позволяет при нештатных ситуациях осуществить экстренный спуск и посадку на запасные аэродромы.

При начальной массе около 105 тонн «Буран» позволяет доставлять на орбиту 30 тонн полезного груза и возвращать с орбиты на Землю до 20 тонн. Для размещения груза на корабле предусмотрен большой грузовой отсек, его диаметр – 4,7 м, длина – 18,3 м, общий объем – около 350 кубических метров. В таком отсеке может быть размещен, например, базовый блок станции «Мир» или модуль «Квант», при этом отсек позволяет не только размещать полезные грузы и аппараты, но и обслуживать их перед выгрузкой и контролировать работу бортовых систем вплоть до момента отделения от «Бурана».

Общая длина «Бурана» – 36,4 метра, высота на стоянке – 16,5 м, диаметр фюзеляжа – 5,6 м, размах крыла – 24 метра. При планируемой численности экипажа в 2‑4 человека корабль может принять на борт еще и 6‑8 специалистов для проведения различных работ на орбите, то есть можно назвать «Буран» десятиместной машиной. Длительность полета в каждом конкретном случае определяется программой, на первом этапе эксплуатации она будет не более 7 суток, в дальнейшем достигнет 30 суток.

Хорошие маневренные возможности «Бурана» на орбите прежде всего обеспечиваются значительным топливным запасом (до 14 т), причем его можно увеличить, установив в грузовом отсеке дополнительные топливные баки.

Электронный мозг корабля с его заменяющими друг друга четырьмя компьютерами управляет движением «Бурана» на всех участках полета, обеспечивает навигацию и управление работой бортовых систем. Основа установки – быстродействующий вычислительный комплекс, способный быстро решать множество задач и прежде всего увязывать баллистические параметры с программой полета. Системы автоматического управления «Бурана» столь совершенны, что экипаж в будущих полетах рассматривается как звено, дублирующее автоматику.

Инерциальная система навигации, основа которой – приборная платформа, стабилизированная в пространстве с помощью гироскопов, получает исходную информацию от звездных датчиков, от различных датчиков, определяющих положения корабля относительно Земли, а также от системы спутниковой навигации. На помощь бортовой управляющей системе могут привлекаться Центр управления полетом, сеть наземных измерительных пунктов, спутники-ретрансляторы «Луч», размещенные на геостационарной орбите, суда Академии наук в разных районах Атлантического и Тихого океанов. На заключительном участке спуска и посадки в действие может включиться командно-диспетчерский пункт, расположенный вблизи посадочной полосы. При спуске в атмосфере примерно на 20 минут прекращается радиосвязь корабля с Землей, так как он летит в облаке плазмы и выходит из нее лишь на высоте 40 км и на расстоянии 400 км от посадочной полосы.

На снимках: сборка орбитального корабля «Буран» на заводе (слева); подготовка ракеты-носителя «Энергия» в монтажно-испытательном корпусе космодрома (справа)

 

На «Буране» от теплового воздействия при спуске в атмосфере приходится защищать более тысячи квадратных метров поверхности, это почти в 100 раз больше, чем на спускаемом аппарате всем хорошо известного корабля «Союз». Если попытаться перенести на «Буран» технические решения, принятые для «Союза», то нужны будут теплозащитные покрытия массой около 45 тонн – почти половина всей массы корабля.

Для «Бурана» было разработано теплозащитное покрытие двух типов в виде плиток на основе супертонкого чистого кварцевого волокна. Для наиболее теплонапряженных участков, таких, как кромки крыла, носовой кок, передняя кромка киля, используются теплозащитные материалы на основе графита. При отработке теплозащитного покрытия производились запуски на суборбитальную траекторию специальной модели корабля.

Важнейшей проблемой стала разработка технологии нанесения покрытий, строго сохраняющей аэродинамические формы корабля. Достаточно сказать, что на его поверхности находится около 38000 плиток, изготовленных на станках по специально разработанным программам с учетом конкретного места каждой плитки на корпусе. При установке плиток строго выдерживались зазоры, а выступы не должны были превышать долей миллиметра. Общая масса теплозащиты «Бурана» сейчас составляет около 9 тонн. Прочность покрытий сохраняется и после многократного прохождения корабля через плотные слои атмосферы.

В объединенной двигательной установке «Бурана» блок из двух двигателей орбитального маневрирования (в хвостовом отсеке), а также носовой и два задних блока двигателей управления – всего 38 двигателей. Все двигатели из единых баков получают компоненты топлива – жидкий кислород и углеводородное горючее. С помощью двигателей «Бурана» выполняются такие основные операции: стабилизация связки «Энергия» – «Буран» перед их разделением; отделение и увод «Бурана»; довыведение его на начальную орбиту; формирование рабочей орбиты; ее коррекция; межорбитальные переходы; ориентация и стабилизация; сближение и стыковка с другими космическими аппаратами; торможение и спуск с орбиты; управление положением корабля относительно центра масс в орбитальном полете и при спуске в атмосфере.

Ракета-носитель «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран»
на стартовом комплексе космодрома «Байконур»

 

Рассказывая о «Буране», нужно вспомнить ряд других его важнейших систем. Это бортовой радиотехнический комплекс (связь, телевидение, телеметрия, радиоконтроль орбиты, передача научной информации); система бортовых измерений, система пожаровзрывопредупреждения, комплекс обслуживания полезного груза, система терморегулирования, система электроснабжения, система обеспечения жизнедеятельности и другие – всего более 50 различных систем. Все операции по управлению ими ведутся в автоматическом режиме.

В течение всего периода создания системы «Энергия» – «Буран» велись также разработки для них наземных сооружений, уникальных по своим масштабам, оснащению и возможностям. Достаточно сказать, что высокая степень автоматизации стартового комплекса позволила учесть возможность более 500 нештатных ситуаций, и надежный выход из них заранее заложен в программы управляющих ЭВМ.

Учитывая, что компоненты топлива охлаждены до температуры минус 186 градусов Цельсия (кислород) и минус 255 градусов (водород) и сильно испаряются, необходимо было обеспечить хранение и подачу их на пусковое устройство и на борт ракеты-носителя с минимальными потерями. Для хранения компонентов топлива стартовый комплекс включает специальные криогенные емкости – шаровые сегменты. Группы таких емкостей (по видам компонентов) установлены на Земле и соединены с пусковой установкой трубопроводами, которые покрыты экранно-вакуумной теплоизоляцией. С целью повышения безопасности, хранилища кислорода и водорода располагаются на значительном расстоянии от пускового устройства.

Для обслуживания комплекса «Энергия» – «Буран» на пусковом устройстве есть передвижная башня, она «накатывается» на ракету-носитель, а с ее площадок открывается доступ практически к любому узлу ракеты и корабля. Перед началом процесса заправки башню отводят на безопасное расстояние. Пусковое устройство, на котором стоит ракета, представляет собой железобетонную конструкцию, под которой находится заглубленный лоток для отвода газа после включения двигательных установок. О грандиозности стартового комплекса говорят, например, такие цифры: глубина лотка – 23 м, высота молниеотводов – 175 м. Для отработки в наземных условиях блоков первой, второй ступеней и всего «пакета» в целом был спроектирован и введен в строй большой универсальный комплекс стенд-старт с лотком, углубленным уже на 40 метров. Он насыщен большим количеством специальных технических и технологических систем и также может использоваться как стартовый комплекс.

Подготовка к старту ракеты и корабля на космодроме проводится раздельно, каждое изделие на своем техническом комплексе, в своем монтажно-испытательном корпусе, и параллельно с подготовкой «Энергии» идет подготовка «Бурана». После завершения сборки и комплексных испытаний ракеты и корабля они транспортируются на специальных стыковочных тележках к месту окончательной сборки «пакета» в монтажно-заправочном корпусе. Специальный агрегат-установщик транспортирует «пакет» на стартовый комплекс, переводит его в вертикальное положение.

Процесс заправки «Энергии» имеет ряд особенностей, связанных с использованием кислорода и водорода при криогенных температурах. Все начинается с активной вентиляции отсеков ракеты и топливных баков, затем постепенно в баки закачивается газообразный азот, потом их наполняют газообразным кислородом и водородом и, наконец, переохлажденными жидкими компонентами. Заправка ведется с использованием уникальных криогенных насосов и систем, в которых задействовано около 4000 исполнительных органов. Все баки «Энергии» и «Бурана» заправляются одновременно.

При старте сначала запускаются двигатели второй ступени «Энергии», затем первой. В случае отказа любого из двигателей какой-либо ступени происходит автоматическое выключение всех двигательных установок обеих ступеней.

В полете после окончания работы двигателей установки первой ступени происходит попарное отделение ее боковых ракетных блоков, через некоторое время они разделяются, стабилизируются и осуществляют управляемый спуск в атмосфере с приземлением в определенных районах. Блоки могут быть оснащены специальной парашютно-реактивной системой спасения и после диагностики и подготовки использоваться повторно.

Вторая ступень «Энергии» продолжает полет и, достигнув заданной скорости, выводит корабль в расчетную точку так называемой промежуточной орбиты (суборбиты). На все это «Энергия» с момента старта затрачивает 8 минут.

Особенность баллистической схемы полета состоит в том, что РН «Энергия» лишь создает условия для выхода «Бурана» на орбиту, а сама, продолжая уже пассивный полет по суборбите, приводняется в определенном районе Тихого океана. Участок полета ракеты и корабля во время их разделения оказывается наиболее напряженным по действующим на них нагрузкам – аэродинамическим, тепловым, акустическим, динамическим. Орбитальный корабль, как бы выполняя роль третьей ступени ракеты, включает на суборбите маршевый двигатель, сначала поднимается на промежуточную орбиту высотой до 250 км, а затем через половину витка полета по этой орбите вторым включением двигателя выходит на круговую опорную орбиту высотой 250 км и наклонением 51,6°.

Спуск «Бурана» в атмосфере происходит таким образом, чтобы постепенно рассеять весь запас энергии корабля и одновременно получить требуемые для посадки исходные условия – высоту полета, скорость, угол наклона траектории, удаление от аэродрома. Основное аэродинамическое торможение корабля происходит на высоте от 100 км до 20 км, а предпосадочное маневрирование на высоте от 30 км до 4 км.

Важное преимущество принятой для «Энергии» схемы выведения состоит в том, что она, во-первых, позволяет произвести увод потерпевшей аварию ракеты от уникальных сооружений наземного комплекса и обеспечить безопасность населенных пунктов и промышленных объектов по трассе выведения. Во-вторых, при нештатной ситуации на активном участке есть возможность либо осуществить маневр возврата корабля и его посадку на полосу, либо выведение корабля на низкую «одновитковую» траекторию полета по орбите спутника с последующей посадкой на один из аэродромов.

«Энергия» – универсальная система, она может выводить на разные околоземные орбиты самые различные аппараты, а также запускать межпланетные и лунные корабли. В этом отношении у «Энергии» нет аналогов в мировой практике, и ее сравнение с известной американской системой «Спейс шаттл» правомерно только для случая выведения орбитального корабля «Буран». Вот некоторые сравнительные характеристики обеих систем – для каждой характеристики вначале приводятся данные системы «Энергия» – «Буран», а затем в скобках данные системы «Спейс шаттл»:

Масса полезного груза, выводимого на опорную орбиту высотой 200 км – 30 т при наклонении орбиты 50,7° (29,5 при наклонении орбиты 28°).

Масса полезного груза, возвращаемого с орбиты на Землю, – 15-20 т (14,5 т).

Стартовая масса – около 2400 т (2040 т).

Масса орбитального корабля с максимальным полезным грузом – 105 т (114,2 т).

Количество членов экипажа – 2-10 человек (3-10 человек).

Длительность функционирования космического корабля на орбите – 7-30 суток (7-30 суток).

Количество двигателей первой ступени – 4 кислородно-керосиновых ЖРД (2 твердо-топливных).

Количество двигателей второй ступени – 4 кислородно-водородных ЖРД (3 кислородно-водородных ЖРД).

Дальность бокового маневра корабля при сходе на Землю – до 2000 км (до 2040 км).

Кратность применения корабля – 100 раз (100 раз).

Схема спасения блоков первой ступени – посадка на сушу (посадка на воду).

Схема сборки и транспортировки к пусковой установке – горизонтальная (вертикальная).

«Буран» завершил свой орбитальный полет,
приземлился на взлетно-посадочной полосе космодрома Байконур

 

Несмотря на видимую близость многих основных характеристик, перед нами две заметно различающиеся космические системы. Это и понятно: «Энергия» появилась на несколько лет позже американской системы, а техника, как известно, не стоит на месте. Не менее важно, видимо, и то, что создатели этих двух космических комплексов выбирали разные, а иногда принципиально разные технические концепции, опирались на различную производственную базу, нередко ставили перед собой разные конкретные задачи. Если говорить о существенных общих различиях, то главное, видимо, все та же универсальность «Энергии» – в отличие от «Спейс шаттла» это именно ракета-носитель, а не снабженный ускорителями орбитальный самолет. С этим связано много различий в частностях. В американском комплексе, например, единая система управления, в нашем две независимые – системы управления ракетой и кораблем. Кислородно-водородные двигатели «Энергии» установлены на ракетном блоке, у «Спейс шаттла» они на самом корабле. Кстати, «Энергия» в нештатной ситуации может продолжать полет даже с одним неработающим двигателем первой или второй ступени, в то время как твердотопливные двигатели первой ступени «Спейс шаттла» такую возможность исключают.

Не нужно, видимо, пояснять, что осуществление проекта «Энергия» – «Буран» стоило больших средств. Однако, учитывая затраты, нужно учесть и то, что даст нам новый комплекс, причем учесть не только основные, прямые эффекты, но и косвенные. Последние, кстати, могут быть очень значительными, если новые разработки, появившиеся в ракетно-космической и авиационной технике, будут оперативно передаваться в другие отрасли народного хозяйства, прежде всего машиностроению. Тем более что эти разработки имеют корни в многочисленных НИИ и КБ, которые работают как на космос, так и на другие отрасли.

Только приближенный подсчет показывает, что новые разработки исчисляются сотнями, а наиболее крупные из них составляют не менее 400‑600. Например, уже сегодня около 50 новых материалов, появившихся в авиационно-космической индустрии, становятся фундаментом прогрессивных разработок практически во всех машиностроительных отраслях.

Ну, и, конечно, нельзя забывать про стимулирующее воздействие передовой ракетно-космической техники на прогресс ключевых отраслей индустрии.

Непосредственное использование новой космической транспортной системы даст возможность уже в ближайшем будущем особо активно развивать области освоения космоса, от которых можно ждать высокой экономической отдачи. Страна получит беспрецедентные возможности решения народнохозяйственных задач, в частности, требующих транспортного моста «Земля-космос-Земля». Значительно более реалистичными станут изобилие междугородных каналов связи и прямое телевизионное вещание с помощью тяжелых спутников на геостационарной орбите.

Появится возможность всерьез говорить об экспедициях человека на Марс, хотя, по оценкам специалистов, это будет чрезвычайно дорогое мероприятие, и вряд ли оно окажется под силу какой-либо одной стране. Более близки к осуществлению исследования Марса автоматическими беспилотными аппаратами, в частности, доставка к Земле марсианского грунта.

«Энергия» – одна из основных базовых систем как в части наращивания грузоподъемности средств выведения, так и в плане поэтапного решения проблемы многоразового использования ряда составных частей космического комплекса. В свете этого будет отрабатываться парашютно-реактивная схема спасения блоков первой ступени, а затем, видимо, и второй ступени. Ну, а более отдаленные проблемы относятся к выработке направлений создания на базе «Энергии» унифицированных модулей и блоков перспективных ракет-носителей сверхтяжелого класса.

 

Яндекс.Метрика