Содержание сайта =>> Атеизм =>> Религия, общество, государство
Сайт «Разум или вера?», 01.10.2003, http://razumru.ru/atheism/society/krainev04.htm
 

«Независимая газета» 01.10.2003, отдел «Религии»,
http://religion.ng.ru/people/2003-10-01/5_vera.html

Я благодарен отделу «Религии» «Независимой газеты» за публикацию настоящего интервью. Но, к сожалению, некоторые, на мой взгляд достаточно важные, акценты в нём «не прозвучали». В связи с этим, предлагаю интересующимся первоначальный его текст, присланный мне на согласование Андреем Зайцевым, и предложенный мной для публикации с моими правками. Некоторые из них – чисто стилистические, но есть и достаточно принципиальные.

На самом деле, наша беседа с Андреем Зайцевым длилась более двух часов, записывалась на диктофон, и в ней принимали участие ещё трое членов АТОМа (А. Е. Беляков, Е. О. Шацкий, Н. А. Нечаева). Разумеется, вместить её всю в короткое газетное интервью невозможно. Поэтому, я не рассматривал свой вариант в качестве окончательной «догмы». Но всё же…

Красный зачеркнутый шрифт – то, что я считал бы целесообразным изъять. Зеленый – мои вставки. Сиреневый мелкий курсив в скобках – несколько моих пояснений, не предназначавшихся для публикации. Обе ссылки в примечаниях добавлены при размещении на сайте и к публикации в «НГ» не предлагались.

А. М. Крайнев, 01 октября 2003 г.

 

«Если Бога нет, то всё позволено»?
Атеисты России считают, что государство
нарушает Конституцию, идя на контакт с Церковью

Андрей Зайцев

Что такое современный атеизм? Чем живут атеисты в наши дни, и как они относятся к религии? Обо всём этом наш корреспондент побеседовал с председателем Атеистического общества Москвы (АТОМ), инженером-физиком, Крайневым Александром Марковичем.

Александр Маркович, что значит «быть атеистом»?

В самом общем виде «быть атеистом» значит не принимать «гипотезу Бога», как сказал в своё время Лаплас. Атеист – это тот, кто не вводит в своё мышление мировоззрение никаких вымышленных объектов или субъектов, кто не поклоняется никаким «кумирам». Вместе с тем, атеизм бывает разный, я лично могу себя считать в какой-то мере агностиком. Я не могу на все сто процентов отрицать теоретическую гипотетическую возможность существования «высшей силы». Но поскольку пока нет никаких весомых доказательств её существования, то я почти абсолютно уверен, что этой силы нет вероятность такого существования, с практической точки зрения, рассматриваю как очень близкую к нулю (можно сказать, как бесконечно малую величину) («уверен» – это от слова «вера»; стараюсь, по возможности, этот термин не применять; термин «абсолютно» – догматическая безапелляционность; пояснение – А. К.).

С какой целью был создан АТОМ?

В последние десять лет со стороны церкви идёт серьёзная атака на науку и здравый смысл. Прежде всего, это связано с деятельностью Русской православной церкви (насколько помню, в названиях с заглавной буквы пишется только первое слово; пояснение – А. К.), которая входит в коалицию с государственными чиновниками и пытается навязать свои взгляды большей части нашего общества. В этих условиях, когда самая маленькая секта создаёт организацию, чтобы защищать собственные интересы, атеисты почти десять более десяти лет находятся в худшем положении. После распада общества «Знание» мы не имели имеем своего общества (официально мы не признаны и сегодня), практически не могли можем выступать в средствах массовой информации, а наши оппоненты постоянно называли нас дегенератами и людьми без всяких моральных принципов. В последние годы год-два ситуация несколько улучшилась, в том числе и благодаря деятельности нашего общества.

Мы преследуем две задачи: отстаиваем права атеистов и призываем к соблюдению Конституции, в которой ясно написано, что церковь (речь о любой церкви; пояснение – А. К.) отделена от государства и школы, а также ведем просветительскую работу, чтобы люди могли свободно выбирать религию или атеистическое мировоззрение.

Вы постоянно говорите о борьбе с клерикализацией общества, но в чём состоит положительная сторона атеизма, какие принципы вы исповедуете?

В своей деятельности мы опираемся на достижения естественных и гуманитарных наук, прежде всего, истории. Конечно, существуют догматические атеисты, которые просто верят в то, что Бога нет, но мы предпочитаем основываться, прежде всего, на реальных теориях и опыте человеческого развития.

По-вашему, верующий человек не может быть подлинным учёным?

Нет, может, но это крайне редко. Среди представителей естественных наук я практически не встречал таких людей. Хотя они есть, вот, например, архиепископ Лука*. Он был хирургом, писал научные работы и стал епископом уже в советское время. При этом ему никто не мешал заниматься ни научной, ни религиозной деятельностью. Но, когда он писал монографии он забывал о религии, а когда служил в Церкви – не думал о науке. Но когда он служил в Церкви, то вряд ли размышлял о научных вопросах, а когда писал монографии, то он был учёным. А учёный, проводя исследование, – всегда атеист: когда занимается исследованиями он просто обязан основывается на фактах, а не на вере. И если учёный начинает основываться на вере, то он из учёного превращается в «догматика от науки».

Однако невозможно отрицать влияние религиозных взглядов на человеческую историю, культуру и науку, или вы считаете, что оно носит только негативный характер?

Я очень неоднозначно оцениваю роль религии в истории. Наверное, можно говорить о каких-то положительных моментах, но постоянная борьба с «ересями», костры инквизиции и репрессии против учёных свидетельствуют о том, что вера тормозила развитие науки. Я рассматриваю любую религию как обман. Поскольку существование богов должно быть подкреплено очень серьёзными доказательствами, которых, на мой взгляд, пока нет, служители культа, пытаясь навязать людям веру в вымышленные объекты, попросту обманывают людей.

Вы говорите об отсутствии доказательств, вместе с тем последователи каждой религии предъявляют некоторое число артефактов, которые доказывают существование Иисуса Христа. Неужели все они – подделка?

Чтобы не быть голословным, я Не очень люблю ссылаться на авторитеты, но, в данном случае, сошлюсь на академика Владимира В. И. Вернадского**, который прекрасно знал историю православия и считал, что нет никаких весомых свидетельств существования Иисуса Христа. Скорее всего, все эти «доказательства» могли быть подтасованы, так как основной принцип любой религии звучит так: «Если это полезно для веры в Бога, то это хорошо». Вероятнее всего, образы «основателей религий» и их жизнеописания возникли из народного фольклора.

Практически все религиозные учения говорят о жизни после смерти, а как воспринимают смерть атеисты, что останется на Земле после них?

Смерть – это абсолютный конец человека как личности. У меня нет оснований полагать, что после кончины останется жить «душа». Атеист надеется, что люди будут помнить его дела. Он – реалист. Всем людям не хочется умирать, и они изобретают для себя различные паллиативы, но только мы атеисты принимают реальность такой, какая она есть на самом деле. Атеист живет набело, он не может покаяться, совершив неблаговидный поступок и «покаявшись», повторять такую процедуру снова и снова и продолжать совершать неблаговидные поступки. Наши оппоненты часто ссылаются на Федора Ф. М. Достоевского, который сказал «Если Бога нет, то все позволено». На самом деле всё обстоит совершенно иначе. «Если Бог есть, то очень многое позволено»: согрешил – покаялся. А атеист же не может «спрятаться» за авторитет церкви, и должен только сам отвечать за свои поступки. И уж если согрешил, то «отпустить» этот грех, в сегодняшней и единственной жизни, ему могут только реальные люди, перед которыми он виновен, а не вымышленный Бог, который «отпустит» всё, что угодно, лишь бы покаялся. Это – гораздо более высокий моральный принцип.

Среди ваших сторонников наверняка найдутся люди, которые стали атеистами в знак протеста, они чувствуют себя более свободно. Правы ли те, кто считают, что атеист – человек более свободный, чем любой верующий?

Вы совершенно правы. Атеизм предполагает очень большую свободу выбора. Человек не имеет каких-либо ограничений сверху, кроме собственной совести. Он может выбирать любые ценности и разделять любые научные или иные взгляды без оглядки на традицию или догматы. Атеизм – это мировоззрение свободных людей. Не случайно, нынешняя власть определенные силы во властных кругах так его боятся. поскольку Только атеизм представляет собой реальную идеологическую оппозицию нынешней любой власти. И многие люди выбирают это мировоззрение, поскольку устали от фальшивой «моды» на религию и опасаются растущей клерикализации общества.

Человек, называющий себя атеистом в России, должен помнить о варварских разрушениях храмов, о гонении на духовенство. Как Вы относитесь к нашему недавнему прошлому, тем более, что ваш журнал называется «Новый безбожник»?

Советская власть при всех её недостатках реально заботилась о просвещении народа и освободила науку от влияния религии. До революции число грамотных людей в России было ничтожно, и всего за несколько десятилетий эту ситуацию удалось преодолеть в корне изменить.

Что же касается разрушения храмов, то мы отрицательно относимся к этому (так же как и к сегодняшнему их строительству за счёт всего общества), хотя считаем, что факты гонений на верующих сильно преувеличены. Конечно, были отдельные случаи, но подавляющее большинство священников было репрессировано не за веру, а за политическую деятельность. Кроме того, в эти годы было расстреляно очень много и просто неверующих, и атеистов, в том числе и членов «Союза воинствующих безбожников». Так что, атеистам не в чем «каяться» перед верующими. Мы же не вспоминанием постоянно о казнях старообрядцев и о дискриминационной политике в Российской Империи? Хотя, конечно, мы не одобряем репрессивные методы, так же как и оскорбление религиозных чувств. В частности, ни одна атеистическая организация не была причастна к выставке «Осторожно – религия», хотя мы полностью признаем за художниками право и на такое высказывание своих взглядов и считаем, что здесь Церковь излишне драматизирует ситуацию и явно «передёргивает».

Если религия это «обман», то почему до сих пор во всём мире довольно много верующих людей?

Мне кажется, что подлинно верующих, так же как и активных атеистов не так уж много, во все времена их число и тех, и других не превышало нескольких, может быть десяти, процентов, остальное – это мода. Наверное, можно Возможно, следует говорить о какой-то генетической предрасположенности. Есть и более резкие суждения. Зигмунд Фрейд считал религию формой психоза.

Обычно, вера – это костыль для хромого. Люди приходят в Церковь в критических ситуациях, но сильный и интеллектуально развитый человек, как правило, не нуждается в религии.


См. здесь, на сайте «Разум или вера?»: Т. И. Грекова, О вере и неверии людей науки. (Оба примечания добавлены при размещении на сайте – А. К.)

** См. здесь, на сайте «Разум или вера?»: И. И. Мочалов, Вернадский и религия.

 

Яндекс.Метрика